07.07.2019

Ресурсы труда в экономике. Труд как процесс и как экономический ресурс. Принципы оплаты труда


Известно, что отсутствие ясности в терминологии ведет к проблемным ситуациям во всех сферах деятельности, особенно в науке. Поэтому мы начинаем учебник с определения исходных понятий: «труд», «организация труда», «норма», «заработная плата».

Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспектов отдельно.

Сущность трудового процесса

Традиционными для экономической науки являются определения труда как чего-то тягостного, неприятного. Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» (цит. по: [Автономов. С. 87]).

По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы» (выделено нами. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчеркивал, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» [Там же].

Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости» [Иноземцев. С. 15].

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т. п.

В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты - брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) - занимаются духовной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рождению относится к низшей касте, могут заниматься только наименее привлекательными и тяжелыми видами труда 1 . Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова «труд» и «трудно», «работа» и «раб» имеют общие корни . По известному определению Аристотеля «раб - одушевленное орудие, а орудие - неодушевленный раб» (цит. по: [Вебер. С. 294]).

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в XIX в. более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты, именно те, кто занят творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран [Генкин, 2007 (б)].

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовскогоидр.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Как писал В. В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия трудового и творческого процессов нередко противопоставляются. Так, В. Л. Иноземцев пишет: «Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено нами. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам не известна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

Великий врач, философ, поэт Авиценна (Абу Али Ибн Сина), живший в 980-1037 гг., посвятил творчеству такие строки:

Уйти нам трудно от мирских забот,

Но Вечность постигает только тот,

Кто хоть на шаг сойдет с тропы привычной И путь проложит, от других отличный (выделено нами. - Б. Г.) .

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени.

Как видно из приведенного обзора, классики экономической теории в соответствии с технологическими и социальными условиями своего времени рассматривали процесс труда как «тягостные усилия», предпринимаемые работниками для получения материального вознаграждения. Современная ситуация дает основания для более широкого взгляда на сущность труда. Это определяется тем, что в XX в. все большее значение приобретают творческие и духовные виды деятельности, которые не только участвуют в экономическом обмене, обеспечивая средствами существования миллионы людей, но и являются источниками положительных эмоций от содержания труда. Следует отметить, что и физический труд при соответствующих условиях может вызывать (говоря словами А. Маршалла) «удовлетворение от самой работы».

Таким образом, сущность трудового процесса определяется следующими основными аспектами :

  • 1) психофизиологическим;
  • 2) технологическим;
  • 3) социально-экономическим.

Психофизиологический аспект труда обусловлен затратами энергии человека и его эмоциональным состоянием; технологический аспект - действиями человека, направленными на преобразование ресурсов в блага; социально-экономический аспект характеризуется полезностью результатов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага. Основным из этих мотивов в настоящее время является получение дохода, величина которого в значительной мере определяет и социально-экономическое положение человека. Наряду с этим все большее значение приобретают мотивы, связанные с содержанием и условиями труда.

Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов являются затраты рабочего времени, определяющие длительность работ и численность людей, занятых их выполнением.

Исходя из рассмотренных характеристик трудового процесса, можно дать следующее определение. Трудовой процесс - это деятельность человека по производству благ и ресурсов. Основными характеристиками процессов труда являются: полезность результатов, затраты времени и энергии работников, их доходы и степень удовлетворения от содержания выполняемых функций.

  • В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так: Судьбы наивысшей был жрец удостоен, Жрецу подчинялся с охотою воин, Тому и другому служили умельцы, И люди торговые, и земледельцы, А им угождали покорные шудры, - Таков был закон стародавний и мудрый [Махабхарата. С. 39].
  • См.: [Фасмер М.].
  • Цит. по: Чечин О. И путь проложит, от других отличный // Поиск. 1997.№ 32-33. 2-15 авг.
  1. Труд как экономический ресурс.
  2. Сегментация на рынке труда. Структура рабочей силы.
  3. Безработица, ее виды и масштабы.
  4. Оплата труда. Мотивация труда.

Труд, как экономический ресурс (трудовые ресурсы), имеет определенные особенности. Как и прочие ресурсы, труд подчиняется законам спроса и предложения. Но труд, а точнее человек, является не объектом, а субъектом хозяйственной деятельности и может существенно влиять на рынок труда. Личностный характер трудовых ресурсов во многом определяется и государством.

С трудовыми ресурсами связано понятие «человеческий капитал» - стоимость расходов на образование и культуру, здоровье, подготовку и переподготовку кадров. Эти расходы рассматриваются как ключевые инвестиции в экономический рост страны. В России опасный характер приобрела проблема деквалификации многих высококвалифицированных кадров (в сфере науки, культуры, образования, промышленности) по причине невостребованности. Резко возрасла эмиграция из страны квалифицированных кадров.

К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте, работающие подростки и пенсионеры.

К рабочей силе относят всех занятых и безработных. Это экономически активное население . В России постоянно сокращается. Особенностью российского рынка труда является высокая доля работников, совмещающих работу в двух и более местах. Растет число иммигрантов. Не обеспечивается материально воспроизводство рабочей силы из-за низкой заработной платы и высоких налогов, коммунальных платежей, и т.д.

Экономисты-неоклассики обосновали вывод о том, что полная занятость является нормой для капитализма. Т.е. существует эластичность соотношения цен и заработной платы.

Основные сегменты рынка труда .

Отраслевая структура: сфера материального производства (сокращается), сфера услуг(увеличение), в т. Ч. Торговля и кредитование.

Физический труд. Образование.

Безработица – это социально-экономическое явление.

Критерии: не имеют работы, занимаются поиском работы, готовы приступить к работе.

Виды безработицы:

Структурная - вызвана несоответствием спроса и предложения рабочей силы по квалификации и другим критериям;

Фрикционная – связана с добровольным переходом с одной работы на другую и сезонными колебаниями;

Циклическая – превышение предложения в период экономического спада.

Различают и другие виды, например скрытая- нерациональная, неэффективная занятость.

Как результат безработицы- снижение ВВП.американский экономист Артур Оукен выявил соотношение: увеличение 1% снижает ВВП на 2,5%.

Масштабы в 2003г. 8,6%

Труд как ресурс рассматривается в современной экономической теории как основной фактор производства, а в теории – как товар. Он может быть измерен численностью людей (категории населения), количеством человеко-часов (времени) труда, затратами на оплату труда в денежных единицах и другими способами. Существует много обозначений труда, как категории населения, которая осуществляет предложение на рынке труда: трудовые ресурсы, население в трудоспособном возрасте, экономически активное население, рабочая сила, самодеятельное население и другие.Оценка предложения труда в часах доминирует в работах западных авторов, в том числе у Р.Дж. Эренберга и Р.С. Смита. В российской литературе количество ресурса, продаваемого на рынке труда, обычно измеряется числом человек. Однако когда мы измеряем товар, продаваемый на данном рынке, подобным образом, мы не должны впадать в заблуждение, что труд ничем не отличается от других товаров, большинство из которых имеет материально-вещественную форму и измеряется в физических единицах.

Труд как товар



Труд, как товар, существенно отличается от всех прочих товаров. В отличие от обыкновенного товарного рынка, где продаваемые продукты переходят в собственность покупателя, в демократическом обществе человек не становится собственностью работодателя. В международных документах о правах человека, в Конституции Российской Федерации (ст.37) и Трудовом кодексе Российской Федерации (ст.2) указывается, что труд свободен, а принудительный труд запрещен. На рынке труда человек продает свое рабочее время, способности и знания, трудовые услуги, но при этом остается лично свободным.

Типология и сегментация рынков труда

Типология – это выявление в широкой совокупности явлений определенных групп, каждая из которых обладает внутренним единством и существенными отличиями от всех прочих групп. Сегментация – это выявление в широкой совокупности явлений определенных сфер, секторов, слоев, имеющих достаточно четкие внешние границы.При внимательном рассмотрении выясняется, что во многих случаях выявленные учеными типы рынков труда являются одновременно сферами, секторами, сегментами целого, и наоборот.



Разница между типологией и сегментацией весьма условна. Тем не менее, есть устоявшиеся представления о том, что называть типами, а что сегментами рынка труда.

К типам рынков труда чаще всего относят внешний и внутренний рынки, формальный и неформальный рынки, международный, национальные и региональные рынки.

Внутренний рынок

Согласно Г.Г.Руденко и Б.Ч.Муртозаеву, «внешний (профессиональный) рынок труда ориентируется на мобильность рабочей силы между предприятиями и организациями, а внутренний – основывается на движении персонала внутри организаций» .Понятие внутреннего (внутрифирменного) рынка в какой-то мере условно, так как его субъектами являются не те люди, которые ищут работу, а уже функционирующие работники, персонал предприятия. Тем не менее, это понятие полезно для описания, во-первых, оплаты труда. Как уже было сказано выше, труд, как товар, в большинстве случаев оплачивается не в момент заключения трудового договора, а регулярно в процессе участия работника в деятельности предприятия. При этом в полном соответствии с рыночными принципами заработная плата может меняться в зависимости от трудового вклада, увеличиваться за счет премий, бонусов, уменьшаться за счет вычетов и т.д. Иначе говоря, такой важный рыночный процесс, как оплата стоимости труда, как товара, осуществляется на внутрифирменном, а не на внешнем рынке.

1. Производительность труда.

2. Качество труда.

3. Организация труда.

4. Квалификация труда.

Понятие рабочей силы, трудового потенциала и трудового капитала.

Труд как ресурс-то, благодаря чему производят полезные блага.Характеризуют такими понятиями как: труд.ресурсы, раб. сила,человеческий капитал,трудовой потенциал.

С переходом к рыночн.отношениям труд является все более специфичным ресурсом с точки зрения работодателя, обязанным приносить ему доход.Этому требованию больше отвечает понятие человеческий капитал.Если исходить из классич определения капитала-это все,что приносит доход, но под человеческим капиталом следует понимать способности человека,его знания и умения,которые могут стать источником получения дохода собственника.Трудовой потенциал характеризуется с точки зрения его участия в производстве полезных благ.

Воплощением труда как ресурса является раб. сила.-умственные и физич данные человека,его способность к труду. Рабо́чая си́ла в экономической теории - способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности. В условиях рыночной экономики - это товар, однако в отличие от других видов товара рабочей силе присущи следующие признаки:
1. товар создает стоимость, причем большую, чем он сам стоит (или, точнее сказать,чем оценивает его работодатель);
2. ни одно производство невозможно без привлечения данного вида товара;
3. от рабочей силы зависит степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов, экономика хозяйственной структуры в целом. Под трудовым потенциалом работника понимают совокупность различных качеств, определяющих трудоспособность работника, обобщающий показатель личностного фактора производства. Качества связаны: со способностью и склонностью работника к труду, состоянием его здоровья, выносливостью, типом нервной системы, т.е. всем тем, что отражает физический и психологический потенциал; с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, определяющих способность к труду определенной квалификации; с уровнем сознания и ответственности, социальной зрелости, идейной убежденности, интересов и потребностей Экономисты говорят о рабочей силе как товаре, а социологи чаще используют понятие – трудовой потенциал работника.Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду - образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы - затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели .

Человеческий капитал в широком смысле - это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Показатели производительности труда.

Для расчета П.Т.используются показатели, характеризующие результативность использования труда, т.е.его эффективность. П.Т. рассчитывают с использованием 2-х показателей: выработка и трудоемкость .

Выработка определяется как отношение объема производимой продукции на среднесписочную численность работников или на затраты труда, обеспечившие этот объем производства. Для торг. предприятия выработка будет рассчитываться путем деление объема т/о на числ-сть работников или (В=ОТО/Ч, В=ОТО/3т).

Трудоемкость рассчитывается путем деления затрат труда на объем произведенной продукции.(Т=Зт/ОТО).Для характеристики индивид.товарооборота используется объем т/о в расчете на 1го продавца или затраты труда 1го продавца на объем т/о. Рассчитывают выработку и трудоемкость:

1)технологическую(раасчит.через объем т.о.и затраты труда осн.работников).

2)Выработка и трудоемкоссть обслуживания(рассч.путем сопоставления затрат труда и объема работ обслуживающего и вспомогательного персонала или путем расчета объема т.о.в %-тах к объему осн.персонала).

3)Технологическая В.и Т.(Вп=Вт+Во,Тп=Тт+То)

4)В.и Т.управления(рассч.по затратам труда аппарата управления).

5)В(Т)п+В(Т)о=В(Т)общ.

Применительно ко времени можно рассчитать часовую выработку,дневную,месячную и среднегодовую. Среднегодовая рассч-ся делением годового объема произв-ва (реализации)на годовой объем затрат труда. (Дневная В.=Часовая В.*прололж-ть раб.дня. Месячная В.=часовая в.* продолж.раб.дня* кол-во раб.дней в месяце.)

Анализ динамики и состава кадров предприятия

Понятие основного фонда оплаты труда и порядок его расчета при различных формах оплаты труда. Примерная структура фонда оплаты труда.

Основная оплата труда (тарифный/аккордный фонд, сдельный заработок) – опл труда, начисленная работнику по повременным тарифным ставкам, по сдельным расценкам, должностным окладом или в соответствии с действующими нормативами.

Структура: ФОТ=Оф+До+По+Н+МК+С+РК+Отп+Пс+Пп+ВСК

ФОТ-Фонд оплаты труда, Оф-основной фонд, До/По - дополн/повышенная оплата, Н-надбавки, МК – мастерство и классность(не в обязат порядке), С – надбавка за стаж(ТК РФ не предусмотр), РК – районные коэф, Отп-отпускные, Пс/Пп-премии за сечет себестоимости/от прибыли.

51. Планирование средств на заработную плату. Понятие фонда оплаты труда и фонда заработной платы .

ФОТ - общая сумма денежных средств, выплачиваемых работниками предприятия по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, а также доплат, надбавок и премий в течение определенного периода времени

ФЗП – сумма средств, необходимая для оплаты труда всех работников предприятия в течении опред периода.

Рассчитывают ФЗП на основе производственной программы предприятия, плановой численности работников по профессии и квалификации, установленных расценок на сдельные работы, планового бюджета рабочего времени 1 работника, действующих тарифных ставок и тарифных сеток, применяемых форм и систем оплаты труда, действующих доплат и надбавок, премиальных положений.

На малых/средних предприятиях плановый ФЗП можно определить методом прямого счета. Первоначально рассчитывают индивидуальный ФЗП по каждому рабочему месту с учетом обязательств работодателя перед работником согласно заключенному трудовому договору. Сумма ФЗП по рабочим местам образует плановый ФЗП предприятия.

Укрупненный метод: плановая численность работников*плановая средняя з/п.

Производительность труда должна расти более быстрыми темпами, чем средняя з/п.

Плановый Фзп необходимо увеличивать на величину ожидаемого роста инфляции в соответствии с принятым на предприятии порядком индексации з/п в связи с ростом розничных цен на товары и услуги.

Планирование рабочего времени и численности персонала.

Для планирования численности персонала необходимы расчеты: а) баланс рабочего времени 1 среднесписочного работника; б) численность работников по категориям; в) среднесписочная численность промышленно-производственного персонала по категориям персонала. => Затем устанавливают бюджет рабочего времени на плановый период.

«От достигнутого уровня».

Численность персонала в плановом периоде: Чпл =Чб (Чо.п /Iп.Т), Чб – среднесписочная численность работающих в базисном периоде, Чо.п - индекс изменения объема производства в плановом Iп.Т – индекс роста производительности труда.

Расчеты следует дополнить анализом использования фонда рабочего времени рабочих, составить на его основе план мероприятий, направл на лучшее использование раб силы, что находит отражение в индексе роста производит-ти труда.

Расчет осущ с учетом экономии численности работающих по всем факторам роста производительности труда. Численность раб-в предпр в плановом периоде: Чпл =Чб *Iп.Т + ∆Чисх,

Чиск-общее изменение исходной числ раб-х.

Эти методы применимы для предпр со стабильным объемом.

Более точные и для вновь создаваемых предпр: 1)по трудоемкости работ,2)по нормам выработки,3)по рабочим местам на основании норм обслуживания машин и агрегатов и контроля за технологическими процессами.

Планирование рабочего времени

Планирование численности работников связано с показателем использования рабочего времени в течение года(чел/ч и чел/день).

Баланс рабочего времени-система показателей, характ ресурсы рабочего времени работающих, их распределение по видам и затрат и использованию. Рассчитывается на 1 рабочего, составляется по предприятию, цеху, участку. Этапы составления:1)расчет среднего фактического числа рабочих дней;2)установление средней продолжительности рабочего дня;3)определение эффективного фонда рабочего времени(ч) одного работника с учетом продолжительности, принятого календарного режима работы.

Три фонда времени: а)календарный- число календ-х дней в плановом периоде;б)номинальный- кол-во раб дней(максимальное в плановом периоде);в)эффективный фонд раб времени среднемесячного рабочего(ч)=произведение числа раб дней на фактическую продолжительность раб дня.

Число раб дней в плановом периоде = разница между номинальным фондом и количеством неявок. Плановые неявки-очередные,дополн, учебные отпуска; невыходы –болезнь, роды, выполнение госуд и общ обязанностей.

Отпуск планируется в соотв с закон-м и числом работников. Невыходы- по отчетным данным. Средняя продол раб дня – с учетом сокращенных предпр дней.

Основные понятия и характеристики труда.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

Труд предполагает определенную общественную форму (человек - существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности.

В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом.

основные характеристики труда:

1. Производительность труда.

Производительность определяется количеством произведенных товаров или услуг за единицу времени (смена, год, месяц, день, час). Она дает возможность измерять результаты труда по различным параметрам.

2. Качество труда.

3. Организация труда.

Организация - это процесс любого труда, который обеспечивает трудовую дисциплину, координацию работников, наличие необходимых материалов и др.

4. Квалификация труда.

Из умения, опыта, знаний и профессионализма складывается общая квалификация.

Труд, который не требует особых навыков можно назвать малоквалифицированным. К нему относится переноска тяжестей, уборка помещений и подобные виды деятельности. Это простой труд.

Труд как ресурс и труд как процесс

Труд следует рассматривать с 2х точек зрения-как ресурс и как процесс.

Труд как процесс- всякое умственное или физич училие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого либо результата. Имеет 3 осн признака:цель(произв полезн благ),мотивация, содержание труда(целесообразное преобразование ресурсов и затраты времени и энергии)

Труд как ресурс-то, благодаря чему производят полезные блага.Характеризуют такими понятиями как: труд.ресурсы, раб. сила,человеческий капитал,трудовой потенциал.

Ресурсы-то, из чего и благодаря чему производят полезные блага.

Ресурсы делят на 3 крупн подгруппы:природные, ресурсы полученные под воздействием труда из прир.ресурсов, труд,посредством которого преобразуют прир ресурсы.

Под производством понимают процесс целенаправленного соединения средств труда,предметов труда и самого труда.

Понятие труд ресурсы связано с законодательством(труд кодексом).

Труд. ресурсы-все трудоспособное население страны.Отнесение населения страны к работоспособному осуществляется через понятие «предельный возраст трудоспособности»,он зафиксирован в труд. кодексе.(подростки от 14 до 16, жен 16-55, муж 16-60)периодически этот возраст меняется, зависит от демогр,эконом факторов.

В состав труд. ресурсов включают работающих пенсионеров

1.2. труд как процесс и как экономический ресурс

Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспектов отдельно.

1.2.1. Сущность трудового процесса

Традиционными для экономической науки являются определения труда как чего-то тягостного, неприятного. Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» (Цит. по: [Автономов. С. 87]).

По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы» (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчеркивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» (Там же].

Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости» [Иноземцев. С. 15].

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVI).

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отрасле1 В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так: «Судьбы наивысшей был жрец удостоен,

Жрецу подчинялся с охотою воин, Тому и другому служили умельцы, И люди торговые, и земледельцы, А им угождали покорные шудры, - Таков был закон стародавний и мудрый»

[БВЛ. Махабхарата. С. 39].

2 См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1971.

вом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты (см. гл. 6), именно те, кто занят творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия трудового и творческого процессов нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам неизвестна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том.

что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени.

Как видно из приведенного обзора, классики экономической теории в соответствии с технологическими и социальными условиями своего времени рассматривали процесс труда как «тягостные усилия», предпринимаемые работниками для получения материального вознаграждения. Современная ситуация дает основания для более широкого взгляда на сущность труда. Это определяется тем, что в XX в. все большее значение приобретают творческие и духовные виды деятельности, которые не только участвуют в экономическом обмене, обеспечивая средствами существования миллионы людей, но являются также источниками положительных эмоций от содержания труда. Следует отметить, что и физический труд при соответствующих условиях может вызывать (говоря словами А. Маршалла) «удовлетворение от самой работы».

Таким образом, сущность трудового процесса определяется следующими основными аспектами: психофизиологическим; технологически м; социально-экономическим.

Психофизиологический аспект труда обусловлен затратами энергии человека и его эмоциональным состоянием; технологический аспект - действиями человека, направленными на преобразование ресурсов в блага; социально-экономический аспект характеризуется полезностью результатов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага. Основным из этих мотивов в настоящее время является получение дохода, величина которого в значительной мере определяет и социально-экономическое положение человека. Наряду с этим все большее значение приобретают мотивы, связанные с содержанием и условиями труда.

Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов являются затраты рабочего времени, определяющие длительность работ и численность людей, занятых их выполнением.

Исходя из рассмотренных характеристик трудового процесса, можно дать следующее определение.

Трудовой процесс - это деятельность человека по производству благ и ресурсов. Основными характеристиками процессов труда являются: полезность результатов, затраты времени и энергии работников, их доходы и степень удовлетворения от содержания выполняемых функций.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник