10.07.2019

Референтные лица. Как в регионах России ведут работу по «мобилизации избирателей» для увеличения явки. Существующие классификации групп, характеристики сообществ


Референтность – это способность группы косвенным образом воздействовать на возникновение и формирование мнений, идеалов, поведение человека. Этот фактор взаимодействия не имеет взаимосвязи с эмоциональными привязками и реакциями (суждения эмоционально значимого человека могут восприниматься менее весомо, чем мнение эмоционально нейтрально воспринимаемого человека). Ценности, присущие личности складываются не из идеалов группы, к которой принадлежность человека исключительно формальна, но формируются группированием людей, куда индивид стремится или чувствует внутреннюю причастность.

Для оказания референтного воздействия не обязательно непосредственно контактировать, быть формально значимым и даже реалистичным. В процессе взросления эталонные группирования личности сменяются, изменяется уровень их значимости, относительно смещения симпатий. В психологии появилась методика референтометрии, основными показателями которой являются значения симпатии и антипатии. Зрелой личностью считается человек, который овладел способностью меньше ориентироваться на социум, а больше на собственное мировоззрение и моральные устои.

Знание референтных отношений, как системы и понимание их функционирования облегчает построение групповых занятий психологической работы с целью коррекции, как внутригруппового пространства, так и отдельно взятых личностей. Используется референтность, помимо психологии, в лингвистике, биологии, социологии и пр.

Что такое референтность?

С появлением социального устройства общества, человек, рождаясь, уже принадлежит к различным группированиям. У родившегося младенца уже есть социальные группирования (родительская семья, национальное и духовное окружение), они все делятся по социальному, духовному и финансовому статусу. Дальше, когда человек развивается, количество групповых принадлежностей растет, и появляется осознанность, а не данность вступления в них.

Определение референтности ввел Г.Хайман, и понимал референтность, как вид взаимоотношений, при котором мнение, складывающееся у человека относительно характеристик себя и мира, ценностей и выстраиваемых целей, ощущение и определение жизненных устоев связаны с тем, к какой группе он самопричисляется, с кем себя соотносит. Объектом референтных взаимоотношений могут быть люди или отдельный человек, реально существующий или нет.

Сама референтность имеет возможность к проявлению при взаимодействии субъекта со значимыми объектами в групповой деятельности. Под объектами могут пониматься как участники деятельности, так и их эмоциональные реакции, качества характера, возникающие трудности. Данный вид взаимодействия опосредован, и происходит через обращение личности в ситуации ориентации своих оценок к значимой эталонной группе. По механизму действия отношения референтности делят на неинтернализованные (когда извне диктуется поведение) и интернализованные (обусловленность не внешними воздействиями, а сознательно переработанными факторами, которые уже стали внутренними человека).

В референтности отображается мера значимости объекта или группирования, и существует эта значимость исключительно в восприятии конкретного субъекта относительно объектов. Принадлежность к определенным группированиям людей изменяет личность, посредством нормам, свойственных этим объединениям.

Межгрупповая референтность имеет место, когда личность стремится к достижению, обращается к определенной внешней эталонной группе, которая определяет базовые ценности и общественно значимые нормы, соответствующие ее мировоззрению. Определяется межгрупповая референтность социальными установками группы, ее ценностями, векторами развития.

Референтность имеет широкое влияние на реакции и личность человека, которое исходит из требований социума подчиняться ее нормам, соответствовать поведением присущим стандартам. Более глубокое влияние это ценностно-ориентированное, когда человек вбирает в себя моральные и этические правила данного группирования, это внутренний процесс принятия, который невозможно насадить требованиями извне. И последний пласт влияния это информационный, так как информация, исходящая от положительно воспринимаемой референтной группы не проходит должного уровня критики и считается человеком априори как верная, заслуживающая доверия и реализации.

Принцип референтности

Уникальную важность для исследования личности имеет изучение не только ее отдельных характеристик, но также и межгрупповых тенденций и взаимоотношений, вносящих вклад в ход формирования человеческих реакций и взглядов.

Определение референтности используется в построении экспериментальных психодиагностических исследований, которые базируются на определенных принципах. Это принцип адекватности (соответствие метода исследования изучаемому явлению), параллельности (регистрация показателей параллельно изучаемому процессу), экстремальности (создание такой критической ситуации, когда максимально ярко проявляются изучаемые свойства), регистрации градиента (регистрация параметров в разноплановых ситуациях), последовательного объяснения (использование для объяснения только двух ближайших уровней обобщения), психологической целесообразности (не все процессы имеют психологическую природу) и принцип референтности.

Принцип референтности используется для упрощения и рационализации исследовательского процесса в ситуациях, когда в отдельно взятой локации, как в фокусе, отображается вся исследуемая система. В этом случае пропадает необходимость проведения огромного числа регистрационных данных, что ускоряет процесс исследования и повышает его точность и эффективность. Данный принцип применим и к другим научным областям, где действуют схожие законы отображения.

При изучении отношения человека к различным группированиям людей можно составить его личностный портрет, выявить мотивационную направленность, профессиональную ориентированность. Исследование системы данных отношений не только многоплановый метод психодиагностики, но также метод формирования и развития личности, ее ведущих ориентаций, мотивов.

Важен принцип референтности в вопросах педагогической деятельности. Выявление эталонных группирований ребенка, значимых идей и людей помогает сформировать необходимые качества личности. При правильном использовании этих данных и благодаря использованию принципа референтности, можно подтолкнуть человека к определенным суждениям и действиям. Какого они будут характера или направленности зависит от значимого группирования, так как ребенок не будет особо критически воспринимать информацию, подаваемую референтной группой или ее представителем.

Референтность группы

Служит для человека ориентиром и источником стилей поведения, экстерериоризированных или интереоризированных норм и порядков, которые используются им впоследствии для сравнения непосредственно характеристик себя, происходящих событий, поведения окружающих людей; может быть реальной или условной.

Различают нормативные (когда источник приходит как назидание) и сравнительные (когда источник является эталоном для оценки и сравнения себя и социума) референтные группы; положительные (чьи взгляды, устои и правила являются примером и ориентиром, куда индивид хочет примкнуть) и отрицательные (противоположность ценностей этой группы ценностям индивида, вызывающие неприятие). Выделяют информационные, ценностные, утилитарные и группы самоидентификации.

Информационная – группа, где личность доверяет исходящей информации, особо не подвергая ее критике и проверке параметров надежности и достоверности.

Ценностная – это группа, пропагандирующая ценности и идеи, которых придерживается человек (реальная или мнимая).

Утилитарная – группа, которая способна и имеет необходимые возможности и инструменты для награждения или наказания.

Группа самоидентификации – реальная группа принадлежности, которая вынуждает человека к следованию норм и стилям поведения ею одобряемых.

Референтные группы – эталонные группы, принадлежность к которым рассматривается и внутренне оценивается личностью, как благоприятное развитие событий. Под присутствием в эталонной группе подразумевается не столько фактическое состояние, сколько ощущение психологической близости его идеалов. Количество эталонных группирований у человека не ограничивается одной группой (первичные – семья, друзья, коллеги; вторичные – общественные и религиозные организации), но стремление состоять в них не всегда доступно реализации в силу жизненных обстоятельств, так выделяют реальные и воображаемые эталонные группирования.

Функции эталонных групп в отношении регулирования жизненных проявлений человека следующие: источник информации и опыта, эталон моральных и поведенческих норм, отражение и ее проявлений.

Сверхориентация человека на выбранную им группирование может приводить к нарушению психики и истощению физических сил организма. Происходит это, когда для исполнения действий и ролей принятой в этой группе у человека недостаточно способностей, образования, ресурса и пр.

При выборе человеком эталонных группирований могут возникать , которые обусловлены наличием противоречий. Возникновение таких конфликтов обусловлено ситуациями, при которых нормы реальной группы, где состоит человек и идеальной референтной группы не совпадают, или же при выборе человеком двух референтных группирований с противоположными идеями.

Эталонная личность, которую говорящий выбирает в пределах своей референтной группы и поведение которой он принимает за образец.

См. также: Референтная группа, Референтность

  • - малая социальная группа, которая как бы “реферирует” ценности общества и по нормам которой живет и действует индивид. Термин “референтная группа” был введен американским психологом Г. Хайманом в 1942 ...
  • - ...

    Экология человека. Понятийно-терминологический словарь

  • - - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Референтная группа - социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует. При этом реально принадлежать он может совершенно к другой группе...

    Психологический словарь

  • - Весь жизненный опыт человека. Кpоме того, наиболее полное пpедставление, из котоpого пpоисходят дpyгие пpедставления в какой-либо системе; напpимеp, Глyбинная Стpyктypа слyжит pефеpентной стpyктypой для Повеpхностной Стpyктypы...

    Словарь нейролингвистического программирования

  • - нлп Весь жизненный опыт человека. Кpоме того, наиболее полное пpедставление, из котоpого пpоисходят дpyгие пpедставления в какой-либо системе...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - , эталонная группа, представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности которой выступают для него эталоном...

    Философская энциклопедия

  • - см. ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ...

    Энциклопедия социологии

  • - Реальная или воображаемая совокупность людей, на нормы и ценности которой ориентируется субъект и членом которой он стремится стать...
  • Словарь социолингвистических терминов

  • - Эталонная личность, которую говорящий выбирает в пределах своей референтной группы и поведение которой он принимает за образец...

    Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • - в маркетинге это группа, оказывающая прямое или косвенное влияние на поведение человека...

    Большой экономический словарь

  • - "...: контингент референтных индивидуумов, значения аналитов в которой используются для сравнения со значениями, получаемыми у больного, страдающего определенным заболеванием...

    Официальная терминология

  • - Реальная или воображаемая совокупность людей, на нормы и ценности которой ориентируется субъект, стремясь стать членом данной группы...
  • - Эталонная личность, которую говорящий выбирает в пределах своей референтной группы и поведение которой он принимает за образец...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Референтная личность" в книгах

Референтная группа

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Референтная группа Референтная группа состоит из людей, с которыми человек себя идентифицирует. Это означает, что он принимает групповые нормы, а если возникают затруднения в отношении того, что сделать или сказать, он ссылается на эти нормы или на других членов группы,

Референтная группа

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Референтная группа Референтная группа – это группа людей, которую вы используете как ориентир для поведения в определенных ситуациях. Основными примерами референтных групп являются политические партии, религиозные сообщества, этнические организации, клубы по

«Человеческий фактор» в системе обучения Г. А. Китайгородской и в ИЛПТ: личность и коллектив, личность и психотерапевтическая группа

Из книги Психология речи и лингвопедагогическая психология автора Румянцева Ирина Михайловна

«Человеческий фактор» в системе обучения Г. А. Китайгородской и в ИЛПТ: личность и коллектив, личность и психотерапевтическая группа Основные теоретические положения метода Г. А. Китайгородской связаны с концепциями советской психологической школы – теорией

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ КОМПРАДОРСТВА: ЗАПАД КАК РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА

Из книги Искушение глобализмом автора Панарин Александр Сергеевич

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ КОМПРАДОРСТВА: ЗАПАД КАК РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА Опыт уже показал, что глобальный мир - это не столько взаимозависимый мир, как уверяли нас новые либералы, сколько зависимый - управляемый из единого центра. В то же время глобализм

1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект

автора Бердяев Николай

1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии. Я говорю «я» раньше, чем сознал себя личностью. «Я» первично и недифференцированно, оно не предполагает учения о личности. «Я»

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное Проблема личности связана также с традиционной проблемой реализма и номинализма, проблемой общего и частного. Принято думать, что для защиты личности благоприятен

3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм. Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение (коммунион)

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм. Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение (коммунион) Проблема отношения личности и общества не есть только проблема социологии и социальной философии, это есть основная

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение Уже было сказано, что личность есть изменение и имеет неизменную основу. В реализации личности кто-то вечно меняется, но этот кто-то остается все тем же, сохраняется тождество.

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная В нашей настоящей работе мы часто употребляем термины"личность"и"безличие", которые могут вызвать сомнение в случаях отсутствия полной договоренности относительно смысловой направленности этой терминологии. При

Референтная группа

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Референтная группа В социальной психологии есть очень важное понятие так называемой референтной группы. Референтная группа - это эталонная группа, т. е. это такая группа, которая является эталоном для личности и в которую он стремится попасть. К примеру, для какого-либо

Невротическая личность и личность с расстройствами характера

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

Невротическая личность и личность с расстройствами характера Есть еще два важных противоположных типажа. Личность, которая испытывает слишком сильную неуверенность в своей способности совладать с ситуацией и чрезмерную тревогу при попытках обеспечить свои базовые

Из книги Мы родом из Страшного Детства, или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего автора Ковалев Сергей

Референтная категория суждений и планов, причинно-следственность, а также категории принуждения и подчинения А теперь вернемся к времени. Точнее, к тому, как вы его используете на следующей стадии реорганизации или планирования любого вашего действия, жизнедеятельности

Слишком большая референтная группа

автора Болдогоев Дмитрий

Слишком большая референтная группа Мы сами расширяем круг своих потенциальных обидчиков. Свобода выбирать, от кого зависеть, – одна из важнейших свобод человека. Есть еще один враг, который мешает, не позволяя нам быть самим собой, реализовать себя. Зачастую с его

Почему? Большая или неверная референтная группа

Из книги Личная эффективность на 100%: Сбросить балласт, найти себя, достичь цели автора Болдогоев Дмитрий

Почему? Большая или неверная референтная группа Одна весьма уважаемая компания обратилась в тренинговый центр по поводу того, что у ряда сотрудников, вернее, сотрудниц, есть проблемы со стрессоустойчивостью и коммуникацией. При проведении анонимной предварительной

4.2.2. Референтная группа и известные персоны

Из книги Брендинг в розничной торговле. Алгоритм построения «с нуля» автора Бадьин Андрей Валерьевич

4.2.2. Референтная группа и известные персоны Референтная группа в общем случае – это группа людей или отдельные личности, являющиеся авторитетными для представителей целевой аудитории. Референтная группа определяет нормы поведения и социальные установки членов целевой

РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ человек, чьи личностные свойства, суждения и поступки являются особенно значимыми для окружающих, образцом для подражания. Р. л. выступает как источ-ник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для др. человека. Желательно, чтобы учителя выступали для своих воспитанников в роли таких Р. л.

Педагогический словарь. - М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое "РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ" в других словарях:

    Референтная личность - Эталонная личность, которую говорящий выбирает в пределах своей референтной группы и поведение которой он принимает за образец. См. также: Референтная группа, Референтность …

    референтная личность Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Референтная личность - Эталонная личность, которую говорящий выбирает в пределах своей референтной группы и поведение которой он принимает за образец … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    личность референтная - человек, особенно значимый и ценный для другого как образец подражания. Сильно влияет психологически на того, кому референтна. Выступает как источник основных ценностей, норм, правил поведения, суждений и поступков. Словарь практического… …

    ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ - реальная или воображаемая соц. группа, система ценностей и норм к рой выступает для индивида эталоном. Понятие Г.р. было введено амер. соц. психологом Г. Хайменом. Рассматривая малые группы, влияющие на поведение индивида, др. амер. исследователь … Российская социологическая энциклопедия

    Группа референтная - социальная общность, с Которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. * * * (от лат. reference – сообщающий) – реальная или условная группа людей,… …

    Референтность - Оценка субъектом поведенческих норм другой личности или социальной группы, основанная на собственном восприятии и понимании этих норм данным индивидом. Положительная или отрицательная Р. поведения индивида, в том числе и речевого поведения, со… … Словарь социолингвистических терминов

    значимый другой - личность, отраженная субъектность которой оказывает влияние на других людей. Это влияние выражается в изменен … Большая психологическая энциклопедия

    Аспекты информационного метаболизма - Предисловие Модель А 1 2 4 3 6 5 7 8 Таблица собрана из текста со страниц Соционический тип (там поаспектные описания представлены сгруппированными по соционически … Википедия

    Возрастная периодизация развития личности - развитый А.В. Петровским подход к членению во времени процесса развития личности, позволяющему выделять его основные этапы. А.В. Петровским была выдвинута следующая гипотеза: личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

[от лат. referens - сообщающий] - один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности со «значимым другим» или кругом «значимых других». Само понятие «референтность» ввел в социальную психологию Г. Хайман, утверждавший, что представления людей о самих себе, их оценка самих себя существенно, а нередко в решающей степени зависят от того, с какой общностью они себя соотносят, к какой группе они себя причисляют и, в связи с этим, с мнением какого сообщества они считаются, используя его позицию как значимый ориентир в своей жизнедеятельности. В отечественной социальной психологии в рамках стратометрической концепции (А. В. Петровский) был теоретически обоснован, методически подкреплен и экспериментально проверен своеобычный подход к пониманию феномена референтности, в основу которого «положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций» (Е. В. Щедрина). Если говорить о референтных субъектах, то ими могут быть как группы, так и отдельные личности, как реальные, так и несуществующие реально люди, как находящиеся в актуальном взаимодействии с тем, для кого они рефернтны, так и не входящие в состав социального окружения. Объединяющей их характеристикой является лишь то, что именно с их позицией соотносит свои планы, намерения та личность, для которой они являются референтными, то, что их референтность существует лишь в сознании того, для кого они референты, а реализуется лишь путем обращения этой личности именно к их мнению, реальному или воображаемому в связи со значимой для нее проблемной ситуацией. В отличие от лица, значимого как источник некоей важной информации, в центре внимания индивида оказывается не только и не столько информация, за которой он, в конечном счете, и обращался к другому, сколько ее оценка данным конкретным и таким образом оказывающимся референтным для него лицом. Именно мнение референтного лица признается важным и выступает как необходимое основание для осуществления действия в условиях значимой для обращающегося к нему индивида ситуации. Здесь можно говорить о «личностном видении», «личностном различении» субъекта, к которому обращаются за сведениями, как необходимом условии отношений с «референтным лицом», чего не скажешь об отношениях с «индивидом - источником информации». Высокая референтность индивида для другого ни в коей мере не исключает возможности ярко выраженного негативного отношения этого другого к нему как к личности. Несмотря на то, что отношение референтного лица к интерпретируемым фактам и обстоятельствам играет роль своего рода ориентира в жизнедеятельности индивида, последний далеко не всегда прислушивается к этой оценке, нередко не согласен с ней, не принимает ее как неоспоримо верную. Более того, он порой может использовать информацию о мнении референтного лица как материал для обоснования своей позиции, что называется, «от противного». В любой реально функционирующей группе постоянно возникают проблемные ситуации, когда членом группы для принятия того или иного решения необходимо соотнести свои взгляды, мнения, позиции. Отдельный член группы обычно не стремится «перебрать» мнения всех своих товарищей, чтобы сориентироваться в обстановке, проверить справедливость своих взглядов и еще раз утвердиться в правильности выбранной им тактики. Для решения этой задачи он обычно обращается к мнению лишь одного или нескольких людей, наиболее значимых для него. Референтное лицо, или объект референтных отношений - человек, на мнение которого ориентирован субъект этих отношений, чьи взгляды и позиции последний принимает во внимание, с чьими нормами и ценностями он соотносит свое поведение. Как правило, наиболее референтными в группе лицами являются лидер и руководитель. Порой это совершенно не означает, что тот человек, для которого они референтны, относится к ним позитивно. Имеется в виду сам факт их значимости для индивида, возможно не основанной на их личных достоинствах, а отражающей важность той роли, которую играет в группе каждый из них. Отношения межличностной значимости референтного характера в конкретном контактном сообществе и характер референтной интрагрупповой структуры сообщества традиционно выявляются с помощью специально созданной для этой цели в конце 70-х годов XX века методики - референтометрия.

В отечественной социальной психологии исследования референтных отношений в реально функционирующей группе достаточно жестко связаны с разработкой теорией деятельностного опосредствования межличностных отношений, а в дальнейшем - и с концепцией персонализации. При этом базовой методической процедурой, с помощью которой традиционно изучались и изучаются отношения межличностной значимости именно на уровне референтности, является методика референтометрии предложенная, апробированная и впервые экспериментально реализованная Е. В. Щедриной. Основные показатели референтных отношений в группе практически полностью соотносятся с показателями отношений типа «симпатия - антипатия» традиционно выявляемых с помощью классической социометрической процедуры. Соотносятся именно по названию показателей, но никак по их содержательному собственно психологическому наполнению. Другими словами, традиционно выявляется референтометрическая «звезда», референтометрический «аутсайдер», референтометрический «отвергаемый», референтометрический «принимаемый» и т. д. В то же время целый ряд исследований отчетливо демонстрирует явное несовпадение референтометрической и социометрической интрагрупповых структур. Так, например, в исследованиях З. В. Кузьминой и Ю. В. Янотовской1 было показано, что референтные отношения представляют собой принципиально самоценную сферу межиндивидуальных связей в реально функционирующей контактной группе и характеризуют взаимовидение и взаимовлияние, далеко не всегда совпадающее с тем, которое может быть описано в логике неопосредствованной целями, задачами и содержанием совместной деятельности эмоциональными связями. Более того, в группах разного уровня развития показатели референтных отношений качественно различаются. В группах высокого уровня социально-психологического развития отмечена отчетливо выраженная взаимность референтных отношений, адекватность экспектаций в этой сфере и четкая собственно «деловая» мотивация подобных межличностных выборов. Кстати следует отметить, что и в группах типа корпораций эти показатели достаточно выражены, хотя в основе этих взаимосвязей лежит не просоциальная, а откровенно антисоциальная деятельность. Что касается диффузных, или номинальных групп, то в их рамках достаточно часто референтные отношения, напрямую связанные с деятельностной сферой слабо выражены, а в экспериментальном плане социометрическая и референтометрическая интрагрупповые структуры, что называется нередко «слипаются».

Если говорить о референтных отношениях как о значимом социально-психологическом феномене межличностных взаимосвязей в группе, нельзя не упомянуть и еще об одном экспериментально проверенном факте. Значимость референтных отношений подтверждается еще и тем, что даже не объективная, а собственно субъективная их «картинка», как правило, решающим образом влияет на поведение поведенческую активность партнеров по взаимодействию. Так, например, в исследовании В. В. Трофимовой1 была зафиксирована крайне интересная закономерность. В условиях диадического выполнения совместной учебной задачи выяснилось, что не столько объективная картина референтных отношений влияет на эффективность решения, сколько субъективные представления о том, кто из партнеров является референтным или нереферентным для другого. Оказалось, что если работающие в паре в проблемной учебной ситуации подростки считают друг друга референтными, их «парная работа» является наиболее успешной. При этом совершенно не важно в данном случае референтны ли они друг для друга в действительности. Более того, реально взаимно референтные лица, если они не считают себя таковыми, оказываются малоэффективными в рамках диадического взаимодействия. Кстати, здесь имеет смысл отметить и то, что референтность в данном случае может быть сопряжена не только с позитивным, но и с негативным эмоциональным отношением. Таким образом, наиболее значимым фактором, влияющим на эффективность взаимодействия, оказывается не «знак» эмоциональности взаимоотношений, а сам факт наличия собственно личностного видения партнеров по совместной деятельности.

Знание системы референтных отношений для любого практического социального психолога выступает в качестве того исходного материала, лишь с помощью которого он может выстроить психологическое воздействие на группу в логике косвенного и индивидуально-специфического, и функционально-ролевого влияния.

Другие новости по теме:

  • деятельностного опосредования межличностных отношений концепция
  • Деятельностного опосредствования межличностных отношений концепция
  • деятельностного опосредствования межличностных отношений теория
  • Деятельностное опосредствование межличностных отношений в группе: теория А. В. Петровского
  • Диагностика межличностных и межгрупповых отношений (социометрия). Дж. Морено
  • Нижегородские промпредприятия должны обеспечить «практически 100%-е участие работников, членов их семей, а также ветеранов» на предстоящих президентских выборах. Об этом говорится в методических рекомендациях, которые они получили. Источники „Ъ“ говорят, что письмо якобы пришло из регионального минпрома. Там свое участие в составлении и распространении документа отрицают. Руководители пром­предприятий разошлись в оценке методики привлечения сотрудников на выборы: одни считают, что ходить ли на выборы - личное дело каждого работника, другие, что таким образом дадут подчиненным возможность реализовать свое конституционное право.


    Как говорится в «методических рекомендациях» (документ есть в распоряжении „Ъ“), основным принципом работы с избирателями должна стать «мягкость», принуждать к участию в выборах и использовать административный ресурс нельзя. Топ-менеджеры должны напрямую общаться с сотрудниками и привлекать лидеров общественного мнения («ЛОМ») к разговорам с ними. Также запрещается агитировать за конкретного кандидата. Привести сотрудников на выборы руководители предприятий должны в «пять касаний».

    «Первое касание» подразумевает создание «группы внутренних референтных лиц» из сотрудников и ветеранов. Каждый из них должен обеспечить участие в выборах 25–30 работников, членов их семей и ветеранов. Информацию об этой «мобилизационной структуре» необходимо передать ответственному лицу в министерство (какое именно в документе не уточняется.- „Ъ“). Кроме того, руководитель должен сформировать систему получения и контроля информации - какой именно и для чего, не говорится. Ему также следует «построить управленческую вертикаль», чтобы руководить «мобилизацией» сотрудников на выборы.

    «Вторым касанием» необходимо провести «мотивирующие» собрания с коллективом и ветеранами, на которые следует пригласить «ЛОМов». Ответственному за мероприятие министерство предоставит «речевой модуль», говорится в письме. Тем временем «референтные лица», используя личный авторитет, до 15 февраля должны проводить встречи и беседы с коллегами, мотивируя их прийти на выборы. Кроме того, предприятиям необходимо составить списки сотрудников с привязкой к участковым избиркомам. Отдельное внимание рекомендуется обратить на тех, кто проживает не по прописке. Вносить в список членов семей, работающих на других предприятиях, запрещается, чтобы избежать повторов.

    «Третьим касанием» должны стать прямые обращения топ-менеджеров к трудовым коллективам и ветеранам. Образцы таких обращений необходимо направить в мини­стерство.

    «Четвертое касание» - приглашение на выборы. В срок до 15 марта персональные приглашения должны быть вручены всем работникам и ветеранам с указанием места нахождения и времени работы их избирательных участков.

    В «пятом касании» за один–три дня до выборов директорам предприятий советуют лично обзвонить всех сотрудников с помощью руководителей структурных подразделений, профкомов, «ЛОМов» и ­ветеранов.

    Отдельным пунктом описывается работа руководителя предприятия и референтных лиц в день голосования. К середине дня им необходимо проконтролировать явку на избирательные участки, обзвонив сотрудников. На основании полученных данных следует уточнить списки непришедших и напомнить им о необходимости посетить избирательные участки. К тем, кто отказывается, с визитом могут явиться референтные лица или специальные «мобильные бригады», функционал которых в методичке не раскрывается. На каждом этапе работы промежуточные и окончательные результаты должны отправляться в министерство.

    Представители нескольких крупных предприятий Нижегородской области сообщили „Ъ“, что получили методичку, но официально комментировать содержимое документа и свое отношение к нему отказались. Руководитель одного завода сообщил „Ъ“, что не хочет каким-либо образом советовать сотрудникам прийти на выборы, потому что это «личное дело каждого». На другом предприятии считают, что письмо носит общий рекомендательный характер и ни за кого не агитирует, поэтому руководство завода считает своим долгом дать возможность каждому сотруднику реализовать свое конституционное право.

    В правительстве Нижегородской области отрицают причастность к распространению методических рекомендаций. Там заявили, что не разрабатывали и не рассылали такой документ. «Вместе с тем правительство выступает за предоставление гражданам максимальных возможностей по реализации своих избирательных прав и за их полное информирование об актуальных положениях законодательства о выборах. В этих целях оно будет осуществлять взаимодействие с предприятиями и организациями Нижегородской области в официальном порядке и в рамках действующего законодательства», - говорится в ответе в пресс-службы областного кабмина.

    Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко назвал описанные в документе методы «мягкой административной мобилизацией», при которой «нет никакого принуждения, угроз и указаний за кого голосовать»: «Методы административной мобилизации дают разную эффективность в разных ситуациях и в разных аудиториях. Чем ближе человек к бюджету, тем больше вероятности, что он на эти мобилизационные методы среагирует. По моему мнению, явка работников промпредприятий будет ниже, чем сотрудников бюджетных организаций». ­Политолог считает, что перед чиновниками не стоит задачи за счет увеличения явки обеспечить максимальный процент голосов одного из кандидатов: «За кого голосовать, в данном случае это менее важно, потому что приоритет для власти - это повышение явки. Результат победителя в любом случае будет высоким. Несколько процентных пунктов значения не имеют».

    Андрей Репин, ­Александра Викулова


  • © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник