Значение праздников и развлечений. Требования к их организации
Праздники и развлечения в детском саду - это важная часть педагогического процесса, одна из стадий воспитания детей, несущая серьезную эстетическую и моральную нагрузку. Это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным.
Праздники и развлечения, проводимые в детском саду, формирует вкус детей. Художественны й музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов, способствует развитию у дошкольников чувства прекрасного, красивого.
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.
Одна из основных целей праздничных мероприятий в ДОУ – создание у ребенка радостного настроения, формирование положительного эмоционального подъема и сформированности праздничной культуры. Поэтому важно не допустить формализма и однообразия при их проведении, необходимо продумать художественные элементы праздника и тщательно отобрать песни, стихи, музыку, игры, танцы.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, 1 сентября - это День Знаний, праздник 9 Мая - день Победы и т.д. Эта идея должна проходить через все содержание праздничного мероприятия. Её раскрытию служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Праздники и развлечения в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки. На данных мероприятиях дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.
Особенно радует детей, когда в празднике вместе с ними принимают участие их родные и близкие. Совершенно по особенному горят их глаза, когда рядом мама и папа или бабушка и дедушка. И поэтому еще одна цель педагогов ДОУ – это привлечение родителей, как к организации, так и проведению праздника, активному их в нем участию. Это позволяет расширить общение детей с взрослыми, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности – хорошая форма работы детского сада с семьей.
- Если вы выбрали сценарий для проведения праздника, то на педагогическом совете обсудите его с коллегами. Внесите коррективы, учитывая конкретные условия ДОУ, возрастной группы. Важно, чтобы организация праздника отвечала интересам детей, и каждый ребёнок получил удовольствие от участия в нём.
- В подготовке праздника принимает участие весь педагогический коллектив, но особая роль отводиться музыкальному руководителю. Педагог-музыкант должен создать условия для постепенной подготовки репертуара, входящего в сценарий праздника, чтобы избежать ненужной спешки и утомительных внеочередных занятий. Предлагаемый в сценариях репертуар можно использовать полностью или частично, на усмотрение музыкального руководителя.
- Инсценировки, танцы, пьесы для ансамблей и оркестра детских музыкальных инструментов можно разучивать индивидуально или с небольшой подгруппой. Такие занятия с детьми лучше проводить во второй половине дня, продолжительностью 7-10 минут.
- Особое внимание стоит уделить выбору ведущего. Кроме хорошего знания последовательности программы, он должен уметь свободно общаться с детьми и гостями праздника, проявлять находчивость и умение адекватно реагировать на непредвиденные ситуации в ходе праздника. В связи с этим роль ведущего отдаётся педагогу, обладающему музыкальностью, артистичностью, умением держаться на сцене, находчивостью, коммуникабельностью.
- Заранее распределите поручения между сотрудниками детского сада и определите сроки их выполнения. Это поможет лучшей организации работы по оформлению зала, подготовки костюмов для детей и взрослых, сюрпризных моментов и т.д.
- Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, ведущий и его помощники, свободно владели знанием программы праздника, успех которого во многом зависит от качества взаимодействия всех устроителей детского праздника.
- Прямой обязанностью музыкального руководителя должно стать обеспечение полноценного звучания музыкальных произведений, их художественного исполнения. Педагог-музыкант должен с особым вниманием отнестись к музыкальному вступлению в песне и танце, настраивая детей на выразительное исполнение.
- Программа праздника не должна быть знакома детям в полном объёме.
- Необходимо исключить проведение общих репетиционных занятий, на которых дети многократно повторяют свои роли. Это поможет сохранить свежесть восприятия праздника.
- Праздники можно проводить как в утренние часы, так и во второй половине дня, но продолжительность их должна быть от 20 минут до часа, в зависимости от возраста детей.
- Хорошо, если после праздника ещё некоторое время в зале остаётся оформление, атрибуты для игр. Дети с удовольствием могут повторить полюбившиеся им песни, танцы. Хороводы, игры, тем самым ещё раз получит удовольствие от выступления, почувствовать уверенность в своих силах.
- После проведения детского праздника взрослым необходимо проанализировать его, выяснить причины негативных моментов и отметить удачные педагогические находки.
- Необходимо тщательно продумать оснащение праздника, оформление зала.
- Нельзя обойти вниманием подбор музыкальных произведений, музыкальное сопровождение.
- Следует серьёзно и вдумчиво отнестись к подбору ведущего.
- Никто из детей не должен остаться вне праздника. А чтобы все ребята чувствовали себя комфортно, обязательно нужно учесть возможности данной группы.
- Нужно обязательно принимать во внимание музыкальное восприятие ребят, их музыкальную устойчивость.
- В сценарии лучше включать не только новый материал, но и уже известный, накопленный в игровых импровизациях музыкальный опыт. Это создаст непринуждённую атмосферу праздника.
- Необходимо продумать темп, динамику развлечения. Поэтому не обойтись без воображаемого проигрывания сценария. Такое проигрывание позволит избежать неприятных сюрпризов, всякого рода неожиданностей.
- Окончательно сценарий дорабатывается после обсуждения его с воспитателями, работающими с данной возрастной группой, с заместителем заведующей - методистом. Совместное обсуждение с коллегами общей направленности и деталей праздника позволит улучшить качество сценария, обогатить материал новыми идеями.
- Когда сценарий написан и откорректирован, начинается этап подготовительной работы. Здесь не обойтись без ежедневной фиксации проделанного, планирования на ближайшее время (на следующий день, будущую неделю).
- Чтобы излишне не утомлять детей и не понижать интереса к празднику, не следует практиковать генеральные репетиции и общие прогоны представления. Нужно заметить, что импровизация детьми праздничного материала почти всегда достойна внимания и чаще всего требует доработки сценария. Можно рекомендовать выделить отдельные фрагменты, а затем вовлечь детей в их проигрывание, творческое музицирование. В это время желательно чаще работать с подгруппами детей и с каждым ребёнком индивидуально, нежели со всей группой одновременно. Такая работа позволит избежать однообразия репетиций.
Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы - все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
Длительность утренника
старшие группы - 45-50 минут
младшие группы 35-40 минут
Превышать ее не имеет смысла: на 12-14-й минуте малыши и на 25-30-й минуте старшие дети начинают проявлять признаки утомления. Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений:
Младшая группа:
2 танца общих;
1 игра общая; аттракционы;
2 стихотворения индивидуальных.
Средняя группа:
2 песни общие
1 ансамбль;
2 танца общих
1 танец для девочек;
1игра; аттракционы;
4 стихотворения индивидуальных.
Старшая группа:
- песни: 1 общая в начале утренника, 1 в середине общая + 1 ансамбль или соло;
- танцы: 1 хоровод + 1 для девочек+ 1 для мальчиков + 1 индивидуальный;
- Игра музыкальная; аттракционы;
- 6 стихотворений индивидуальных.
Подготовительная к школе группа:
- песни: песни - 1 общая в начале + 1 общая в середине + 1 общая в конце +1 соло или ансамбль;
- танцы – 1-2 общих + 1 для девочек + 1 для мальчиков + 1 для одаренных или слабых;
- музыкальный игры - 2; аттракционы;
- стихи индивидуальные - 8.
Сценарий музыкального развлечения для детей младшего дошкольного возраста в весенне-летний период.
Описание материала: данный конспект может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям, работающим с детьми младшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Цель: способствовать созданию эмоционально - положительного климата в группе, привлечению детей к посильному участию в играх, забавах. Продолжать воспитывать интерес к музыке, пению и выполнению простейших плясовых движений. Содействовать интересу детей к объектам природы, способствовать формированию представлений об элементарных взаимосвязях в природе. Воспитывать бережное отношение к ней.
Задачи
Образовательные : формировать представление о сезонных изменениях, растениях (цветах), закрепить знания о лете, учить устанавливать причинно - следственные связи;
Развивающие: развивать музыкально - эстетическое восприятие, наблюдательность;
Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, любознательность.
Методические приёмы: беседы с детьми, чтение стихов, игровые ситуации.
Праздник начинается в групповой комнате. Воспитатель рассказывает малышам о том, что наступило лето, и она предлагает им отправится на цветочную поляну, где их ждут настоящие друзья. А так как полянка «цветочная» то и друзья тоже собираются «цветочные». Дети переодеваются в костюмы цветов и жуков.
Под музыку Чайковского П. И. «Вальс цветов» дети входят в зал и рассматривают убранство зала. Зал украшен разнообразными цветами. Ведущая обращает внимание на убранство зала, ведет беседу о цветах. - А нравятся ли вам цветы, ребята? Какие же цветы вы знаете?
Ведущий: Полюбуйся на цветы:
В них ведь много красоты!
Улыбнись, дружок, ромашке,
Наклонись к душистой кашке!
Там растёт другой цветок -
Нежно - синий василёк.
Глазки синие раскрыл,
За собою поманил!
Чудный клевер - клеверок
Так и просится в роток!
Пчёлки вьются над лужком, -
Скоро будем мы с медком!
Сколько бабочек вокруг!
Это - лето, юный друг!
Детям раздают искусственные цветы. Выполняется
«Пляска с цветами», русская народная мелодия «Со вьюном я хожу».
Ведущий: Кто нас, дети, разбудил
Лес и поле осветил?
Кто нагрел траву, скамейку?
Даже воду в нашей лейке?
Кто с утра светил в оконце?
Догадайтесь, это…. (ответ детей) .
Дети : Солнце!
Ведущий : Мы о солнышке своём
Песню звонкую споём!
Солнышко нас услышит и выглянет.
Песня «Солнышко»
Появляется Солнышко: Здравствуйте, ребятки! Вы такие красивые как мои друзья - цветы. Мы с ними очень дружим. Когда я на них смотрю, они мне улыбаются в ответ, когда я протягиваю к ним свои лучики, они тоже тянуться ко мне. Я так скучаю зимой, когда цветочки спят, и так радуюсь когда они просыпаются, поднимают свои головки и смотрят в небо.
Ведущая : Здравствуй Солнышко, ведрышко!
Взойди поскорей,
освети, обогрей -
наших маленьких детей. (фольклор)
Мы так рады тебе и прими от нас подарок- большой букет.(дети дарят цветы)…
а знаешь, Солнышко, у цветов еще есть друг - это веселый летний дождик! Без него им было бы очень жарко. Без воды цветы вянут, засыхают.
Солнышко: давайте, мы его позовем к нам на полянку. Летний дождик любит играть с детками.
Игра: «Дождик»
Капля первая упала - кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)
И вторая прибежала - кап!
Мы на небо посмотрели, (смотрят вверх)
Капельки кап-кап запели,
Намочились лица,
Мы их вытирали. (вытирают лицо руками)
Туфли - посмотрите - (показывают руками вниз и смотрят)
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем (движения плечами)
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. (приседаем)
Звучит в аудиозаписи шум дождя. Появляется взрослый в костюме «дождика».
Ведущая:
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Дождик: я же летний, я же теплый, я добрый.. я люблю играть и шутить.
Игра «Солнышко и дождик».
Ведущий : Выглянуло солнышко, все дети пошли гулять (дети ходят в рассыпную, радуются солнышку). Пошёл дождь (все дети прячутся под большой яркий зонт) .
Ведущая рассаживает ребят, просит вспомнить, кто еще дружит с цветами (ответы детей).
Солнышко: а ещё с цветами дружат разные насекомые (жуки, пчелы, бабочки).
Бабочка, давай дружить!
Веселее в дружбе жить.
Есть в саду у нас цветы,
Полетай над ними ты. А. Сарсеков.
1-Ребенок:
Шмель тяжёлый, полосатый,
Целый день летал в саду.
Он не просто так летал,
Он цветы в саду считал.
Он ворчал: - «Трудна работа!
Ведь цветам в саду нет счёта!» (Е. Фейерабенд)
2- Ребенок
Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба:
Черного и белого, только не горелого. (фольклор).
Ведущая: Ребята, а вы знаете, почему цветы и насекомые очень дружны? Они помогают друг другу: цветы для жуков дом, еда, защита, а жуки лечат цветы от болезней.
Танец жучков «Гопачок» укр. нар. Мелодия в обр. М. Раухвергера.
Солнышко:
Расцвели у нас в лесу
Разные цветочки:
Мак, ромашка, васильки
Синие глазочки.
Лейку я свою взяла
И цветочки полила.
Будут воду пить цветы,
Будут хорошо расти!
Игра «Полей цветочки из лейки». (Соотношение цвета лейки с цветом цветов).
Ведущая : молодцы, ребята! Хорошо заботитесь о цветах, ведь они живые, а все живое любит тепло, свет, воду, и бережное отношение к себе. Никогда не бросайте мусор на землю, она нам дарит цветы, не рвите цветы, не обижайте жуков и бабочек - без них цветам плохо.
На прощанье хочу вам сказать:
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля.
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.
Звучит музыка Ю. Антонова «Не рвите цветы». Дети прощаются с героями праздника, покидают зал.
Предлагаем вашему вниманию сценарий организации досуга в детском саду. Это занятие познакомит детей с произведениями мировой музыкальной классики, поможет понять настроение, передаваемое посредством музыки, способствует развитию воображения и творческого мышления.
Развитие воображения детей дошкольного возраста очень важно, так как именно в этот период заклыдывается способность творчески подходить к решению задач, искать аналогии в смежных или даже противоположных областях знания, раскрывать свой внутренний мир различными художественными средствами. Подобные занятия помогут вам в этом.
Ведущий: Здравствуйте, ребята. К нам в гости пришла Волшебница Музыка. Она умеет делать разные волшебные превращения и знает много сказочных историй.
Дети садятся на стульчики.
Волшебница Музыка: У меня есть волшебный колокольчик. У него очень красивый, чистый звон, который будет переносить нас в разные музыкальные истории.
Ведущий: Какая же будет первая история?
Волшебница Музыка: А первая музыкальная история произошла более ста лет назад. В это время жил замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский, который сочинил много музыки для детей. У него есть сборник детских музыкальный произведений, который называется «Детский Альбом». В этом альбоме много музыки о жизни детей, их забавах, играх. Девочки с удовольствием слушали музыку «Болезнь Куклы», «Новая Кукла», а мальчики любили слушать «Марш деревянных солдатиков». Очень нравилось детям слушать «Немецкую песенку».
Ведущий: Музыка очень веселая, задорная, танцевальная. Детям, слушая эту музыку, так и хотелось подвигаться. Мне она очень нравится. Давайте послушаем «Немецкую песенку» Петра Ильича Чайковского.
Звучит «Немецкая Песенка», музыка П.И. Чайковского.
Ведущий: Ребята, вам понравилась музыка? А вам захотелось танцевать?
Волшебница Музыка: У меня даже есть красивые ленты для этого танца. Я их сейчас вам раздам, и мы вместе его станцуем.
Дети исполняют произвольный танец с лентами.
Ведущий: Ребята, садитесь на стульчики. Волшебница Музыка расскажет вам еще одну музыкальную историю.
Волшебница Музыка: Жила была маленькая девочка, ее ласково называли Лизочек. Она была такая маленькая, что помещалась на одуванчике, из крылышек комарика сделала себе нарядную одежду, из яичной скорлупы заказала карету-фаэтон и отправилась на бал. Послушайте про нее песенку.
Показываю детям иллюстрацию.
Звучит «Детская песенка», музыка П.И. Чайковский, слова К. Аксакова.
Волшебница Музыка: А в этой музыкальной истории будет звучать музыка другого русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.
Ведущий: Он написал музыку к балетам "Золушка" и "Каменный Цветок", много музыки для детей.
Волшебница Музыка: (звенит в колокольчик) Однажды девочка Маша осталась одна в комнате. Она без разрешения взяла из вазочки шоколадную конфету и съела ее. Но потом она вспомнила, что она сделала это без спроса, ей стало стыдно и она раскаялась.
Ведущий: Мы сейчас послушаем музыку, которая называется "Раскаяние".
Исполнение.
Ведущий: Девочка попросила у Бабушки прощения. И чтобы утешить свою внучку, Бабушка рассказала ей сказку. Волшебница, а ты чем можешь порадовать наших ребят?
Волшебница Музыка: Ребята, я принесла вам музыкальную . Мы с вами посмотрим мультфильм и послушаем, как в музыке переданы голоса и птички, и уточки, и шаги дедушки.
Просмотр фрагмента мультфильма.
Ведущий: Ребята, понравилась вам сказка? А что было дальше, вы узнаете, когда дослушаете эту сказку в группе. Волшебница, ты рассказала нам столько интересных историй. А мы с ребятами хотим рассказать тебе нашу музыкальную сказку "Два Колокольчика".
Волшебница Музыка: Я была во многих Детских Садах, и обычно сказок и волшебства ждут от меня. Я с удовольствием послушаю вашу музыкальную сказку.
Звучит "Вальс-Шутка", музыка Д. Д. Шостаковича. Дети играют на детских музыкальных инструментах.
Волшебница Музыка: Как вы меня порадовали, ребята. Какие вы музыкальные и так дружно играли. А вам понравились мои музыкальные истории?
Ведущий: А какая музыка вам понравилась больше всего? Что бы вы хотели послушать еще раз?
Исполняется музыкальное произведение по просьбе детей.
Ведущий: Спасибо, Волшебница Музыка. Мы с ребятами будем рады видеть тебя снова.
Дети прощаются с персонажем.
Ольга Евгеньевна Гавриленко
Сценарий музыкального развлечения «В гостях у Феи музыки» (для подготовительной группы)
Цель : познакомить детей с тремя жанрами музыки : классический, народный и эстрадный.
Продолжать знакомить с творчеством П. И. Чайковского.
Повторить знакомый песенный, игровой и танцевальный репертуар.
Развивать творческие исполнительские способности у детей и интерес к музыке .
Воспитывать любовь к русской народной музыке , песне.
Дети входят в зал, здороваются.
Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие! Нас в гости пригласила Фея музыки ! А попадём мы в её королевство при помощи волшебной музыки ! Давайте присядем поудобнее и закроем глаза (звучит «волшебная» музыка из мультфильмов «Диснея» ).
Входит Фея Музыки (воспитатель, в руках у неё волшебная палочка.
Музыкальный руководитель : Тихо-тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом ,
В удивительном наряде.
Разноцветном, расписном!
Фея музыки : Здравствуйте, ребята! Очень рада встретиться с вами! Любите ли вы слушать музыку ? (ответы детей)
Музыкальный руководитель : Да! Наши дети очень любят слушать музыку1 Но музыка всегда разная . Давайте познакомимся сейчас с классической музыкой Это – самая прекрасная образцовая музыка ! Её сочиняли великие композиторы.
Фея музыки : А каких композиторов вы знаете? (ответы детей)
Фея : Молодцы! Я вижу, вы действительно любите музыку и знаете некоторых композиторов. За это я расскажу вам сказку (присаживается рядом с детьми) .
Одной маленькой девочке по имени Машенька, подарили на Рождество маленькую игрушку-щелкунчика. С ним происходят удивительные приключения! Он отважно сражается с коварным Мышиным королём и побеждает его. И в конце он превращается в прекрасного принца, а девочка Маша – в прекрасную принцессу. И, конечно. Принц влюбляется в Машу! Они кружатся под удивительную волшебную музыку … Давайте послушаем её!
(включается запись фрагмента П. И. Чайковского «Щелкунчик» ).
Музыкальный руководитель : Такой могучей сказочною силой
Порой бывает музыка полна ,
Что кажется, как солнце, негасимой,
Как океан, безбрежною она!
А написал эту музыку великий русский композитор, который нам всем уже знаком. Это Пётр Ильич Чайковский. Мы прослушали фрагмент их балета Щелкунчик» в исполнении симфонического оркестра. В симфоническом оркестре очень много инструментов, но самым главным является скрипка. Хорошо бы посмотреть на настоящую скрипку, правда, ребята?
Фея музыки : Ну что ж, друзья, помочь я рада!
Представлю скрипку, как награду!
(достаёт из футляра скрипку, имитирует игру на ней)
Музыкальный руководитель : Смотрите, какая она красивая! Вот это – струны, а это – смычок. А теперь послушаем её голос!
(звучит в записи фрагмент концерта для скрипки с оркестром В. А. Моцарта)
Классическую музыку исполняют и на фортепиано, по-другому – пианино, рояль. Послушайте отрывок из знакомого вам произведения и вспомните, что это за произведение, кто композитор? (играю отрывок из «Вальса» П. И. Чайковского)
Ответы детей.
Фея музыки : Молодцы, ребята! И для вас ещё одно волшебство!
Вальс Чайковского играет
И снежинки оживает!
«Танец снежинок» (исполняют девочки подготовительной группы . В руках у них серебристый «дождик» )
Музыкальный руководитель : Ещё одно волшебство подарила нам Фея музыки . Но не думайте, что классическая музыка всегда серьёзная Под неё можно и поиграть!
Раз-два, раз-два, начинается игра!
А ловишкой будет тот, кто портрет сей назовёт!
(дети поднимают руки, называют имя композитора, чей портрет висит на центральной стене).
Игра «Ловишка» . Музыка И . Гайдна.
Музыкальный руководитель : Вы присядьте, отдохните…
Ну а Фея… Где ж она? Что придумала она?
(включаю запись русской народной мелодии «Светит месяц» , в исполнении оркестра русских народных инструментов)
Входит Фея музыки в русском народном костюме, в руках у неё поднос с русскими народными инструментами.
Музыкальный руководитель : Смотрите! Наша Фея переоделась! Что же это за костюм надела она? (ответы детей) .
Фея музыки : Верно, отгадали!
И от грусти, и от скуки могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки; песни, пляски, игры, смех!
Но сначала, для порядку, отгадайте-ка загадки!
1 Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны её для музыки нужны !
Кто такая, отгадай-ка?
Это наша… (ответы детей) (балалайка)
2 В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная, русская, двухрядная!
Заиграет, только тронь! Как зовут её? (гармонь) .
3. Очень весело трещат, всех игрою веселят,
Отбиваю ритмы чётко, называются … (трещотки)
4. Между пальцами зажмёшь,
Весело играть начнёшь.
В пляску рвутся наши ножки.
Инструмент зовётся… (ложки) .
Музыкальный руководитель : Молодцы, все загадки отгадали!
А все эти инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов. И Фея приглашает нас в жанр народной музыки . А кто же сочиняет народную музыку : песни, весёлые плясовые мелодии? (ответы детей) .
Фея : Молодцы! Инструменты разбирайте,
Да дружней на них сыграйте!
Музыкальный руководитель : Мы не только сыграем, но и споём нашу любимую русскую народную песню «Во кузнице» .
Дети исполняют инсценировку песни «Во кузнице» , шумовой оркестр подыгрывает на инструментах.
Шумовой оркестр исполняет вариации на тему русских народных песен
«Ох, лапти…» и «Коробейники» (обработкаЛ. Осмоловской) .
Музыкальный руководитель : Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И, по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза к нам заглянуть.
Может песней-полусказкой всех шутя развеселить
И рассыпаться вдруг пляской,
Значит, так тому и быть!
Пляска «Сударушка» (русская народная мелодия, обработка Ю. Слонова) Исполняют дети подготовительной группы .
Музыкальный руководитель : Музыка народная !
Игра хороводная!
Игра «Теремок» , русская народная мелодия в обр. Попатенко
Входит Фея музыки в нарядном платье под весёлую эстрадную музыку .
Музыкальный руководитель : Снова звуков половодье
Захлестнуло всё вокруг.
В жанр эстрады приглашает
Фея музыки – наш друг !
Музыкальный руководитель : Ребята, эстрадный жанр – самый любимый и самый популярный жанр музыки . Исполняют эстрадную музыку эстрадный оркестр , разные инструментальные группы . А сочиняют музыку эстрадные композиторы. Они сочиняют музыку к различным художественным фильмам, любимым вашим мультфильмам, и просто любимые всеми песни.
Эта музыка чаще всего звучит по телевизору, и многих эстрадных композиторов вы знаете. Для взрослых сочиняют музыку И . Крутой, О. Газманов, Рыбников, А. Пахмутова, Д. Маликов и так далее. А ваши любимые детские песенки сочиняют Савельев, Саульский, В. Шаинский. Мы с вами тоже знаем песенку эстрадного жанра Узнайте по мелодии, что жто за песенка?
Звучит мелодия песни Савельева из мульфильма «Кот Леопольд»
Дети отвечают, а затем и исполняют песню под фонограмму.
Музыкальный руководитель : А теперь игра! Здесь картинки с изображением различных инструментов. Надо выбрать только эстрадные инструменты!
Игра – эстафета «Выбери инструмент!» (дети строятся в 2 колонны, на двух столах разложены картинки с изображением разных музыкальных инстру ментов , надо выбрать только инструменты эстрадного оркестра и перенести на дргой стол. Брать по одной карточке и передавать эстафету, коснувшись плеча следующего ребёнка)
Фея : Молодцы! Очень хорошо вы спели!
А у меня для вас сюрприз!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем гостью мы встречать !
Дети хлопают.
Входит девочка из старшей группы и исполняет русскую народную песню
«Я на горку шла» , русская народная мелодия
Фея : В каком жанре прозвучала песенка?
Ответы детей.
Фея : Раз, два, три, четыре, пять,
Снова гостью нам встречать !
Дети хлопают в ладоши.
Входит девочка в костюме Красной шапочки и поёт песню
Песня Красной шапочки из к/ф.»
Музыкальный руководитель : В каком жанре пела наша гостья ?
Ответы детей.
Фея : Громче хлопайте в ладоши!
Вновь к нам гость спешит хороший !
Входит Мальвина, танцует.
«Полька» , музыка Рахманинова
Музыкальный руководитель : Под музыку какого жанра танцевала Мальвина?
Ответы детей.
Мальвина : Приглашаю всех, друзья.
На весёлый танец я!
Дети встают врассыпную по залу.
Танец «Буратино» , музыка из к/ф «Золотой ключик или приключения Буратино» .
Музыкальный руководитель : Какой же из жанров вам больше всех понравился : классический, народный или эстрадный?
Ответы детей.
Фея музыки : Концерт окончен, музыка вдруг смолкла ,
Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит
И будет долго-долго ещё звучать…
Пора пришла проститься с вами…
Музыкальный руководитель : А мы с волнением будем встречи ждать,
Когда же вместе дверь в страну мелодий
Ключом скрипичным отомкнём опять!
Фея : А на память я дарю шкатулку музыкальную !
В ней сюрприз для вас для всех и песенка прощальная!
Фея уходит.
Музыкальный руководитель открывает шкатулку, в ней угощение для детей.
Дети получают угощение под песенку, звучащую в аудиозаписи.
Программное содержание.
- Учить детей чувствовать и понимать красоту музыки, передавать его в движениях, игре на музыкальных инструментах, соответствующих характеру музыки.
Развивающие задачи:
- Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, и ее образы.
- Развивать творческую фантазию, воображение.
- Развивать чувство ритма, слухового внимания.
- Развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений и игры на музыкально-шумовых инструментах.
- Развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к музыке, к музыкальным инструментам
- Совершенствовать умение чувствовать своё тело и владеть им.
- Обогащать эмоциональное впечатления детей от знакомства с музыкальными произведениями.
- Оборудование: шапочки зверей (осел, козел, мишка, мартышка коза козлята волк) шапочки для нот (до ре ми фа соль ля си) деревянные ложки, металлофон, бубен открытки с изображением инструментов
- Ведущий – взрослый
- Королева музыки – взрослый
- Коза - взрослый
- Волк - взрослый
Ведущий (звучит музыка) Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся необычное, волшебное путешествие – в страну музыки. Надеемся, что это путешествие подарит вам улыбку, радость и хорошее настроение. Сегодня на наш праздник пришли дети из музыкальной школы они принесли собой свои музыкальные инструменты, и приготовили небольшой концерт.
Без музыки, без музыки
Нельзя прожить никак.
Не станцевать без музыки
Ни польку, ни гопак.
И в танце не закружишься,
И маршем не пройдешь,
И песенку веселую
Ты в праздник не споешь!
Еще открою вам секрет:
Без песни настроенья нет!
Звучит песня «Песенка-чудесенка» (муз. Бирнова) .
Ведущий: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в волшебную страну Музыки!
Слышите, музыка звучит?
(На лесную полянку выходят, Осел, козел, мишка, и мартышка)
Сценка «Квартет» басня Крылова (инсценировка с детьми)
Ведущий:
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козел, Да косолапый Мишка.
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки.
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. -
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад их дело не идёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет? -
Кричит Осёл, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь» (животные грустят,)
кто научит нас песни петь и танцевать)
Ведущий:
В страну волшебной Музыки на праздник мы пойдем.
И, если захотите, и вас с собой возьмем.
Королева Музыки в той стране живет
И к себе сегодня всех нас в гости ждет.
животные: мы песни петь и на инструментах играть, не умеем!
Ведущий:
Ничего, ведь Музыка всех нас любит,
Песни петь и на инструментах играть, она всех научит.
Ведущий: Ну, тогда, собирайся, лесной народ, нас музыка ждет!
Ног своих ты не жалей,
Отправляйся в путь скорей.
Композиция (дети имитируют движение поезда) «Песенка - друзей» (Мы едем, едем, едем в далекие края хорошие соседи, веселые друзья…) .
Ведущий: Вот и прибыли мы с вами в страну волшебной Музыки.
(Под музыку входит Королева музыки.)
Королева:
Я музыкой зовусь, друзья!
И сейчас с вами познакомлюсь я.
Взгляните вы на мой наряд –
На платье целый звукоряд.
Есть значки различные,
Даже ключ скрипичный.
Хочу пригласить вас друзья,
В мир музыки и счастья.
Королева: В мире музыки живут мои помощники, Мои помощники ноты бегите и о себе детям расскажите (дети читают стихи)
У нотки До забот полно,
Ей дело важное дано.
Она основа звукоряда,
Ей быть всегда на месте надо.
Ре радость всем вокруг несет
И для подруг ромашки рвет.
Как ручеек, звенит она,
И всем издалека слышна.
Ми обожает мир, покой,
Волшебный месяц золотой.
О красоте она мечтает
И ей напевы посвящает.
Фа - фантазерка и поэт,
Есть у нее велосипед
Крылатый с ярким фонарем,
По небу мчится Фа на нем.
Соль любит солнца яркий свет,
Светлей и чище нотки нет.
В саду она фасоль растит,
Вас непременно угостит.
Дом нотки Ля из лепестков,
Она большой знаток цветов
Лесных, садовых, луговых,
Сама похожа Ля на них.
А нота Си у нас скромна,
Последняя в ряду она.
Си обожает сны и сказки
И голубые деток глазки.
У каждой нотки жизнь своя,
Но вместе все они семья.
В ней семь волшебных «я»
живут
И звонко песенки поют.
Ведущий: Королева музыки, твои помощники ноты помогут нашим друзьям-зверятам, научиться правильно, петь и танцевать. А то у них ничего не получается.
Королева: Конечно, помогу! Послушайте, как играет наш оркестр.
Оркестр «Веселые ложкари» (играют мальчики)
Королева: Это очень интересно. Научиться песни петь, и танцевать, а еще интересней, голос флейте услыхать, (ребенок играет на флейте)
Королева: Есть у меня для вас, друзья, музыкальные загадки.
Кто загадку отгадает, Тот отгадку получает! (открытки с изображением инструмента)
Загадки: сем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она - любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет "трень" да "брень". (Балалайка)
Шестиструнку-чужестранку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист. (Гитара)
Очень древний и простой
Инструмент, внутри пустой.
Палочки упруго бьют,
Ритм ансамблю задают.
Он всегда бывает рад
За собой вести парад. (Барабан)
Этот исполнитель юный
С нотной грамотой знаком.
Он по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком. (Скрипач)
Заливается трехрядка,
И народ идет вприсядку!
А трехрядка неплоха –
Есть и кнопки, и меха.
И веселые старушки,
Под нее поют частушки! (Гармонь, гармошка)
Королева:
Инструменты есть у нас,
На нем сыграют нам сейчас. Игра «Отгадай инструмент» (ребенок за ширмой играет на инструментах, металлофон, ложки бубен) дети отгадывают.
Игра повторяется 2-3 раза по желанию детей.
Сюрпризный момент (роль козы и волка исполняет взрослые, козлята дети)
Заходит коза с козлятами – Здравствуйте, друзья, я коза дереза, а это мои козлята, мы живем в лесу, вам не встречался волк лесной, бывает он очень злой, так и норовит обидеть моих козлят, боимся, мы его.
Королева: Не бойся коза дереза волка, мы твоих козлят в обиду не дадим, и волка победим, побудь у нас на празднике, повеселись.
Забегает волк, ах, вот вы где козлятушки ребятушки, я искал вас по всем сказкам, забегал к трем поросятам, они мне дверь не открыли, стучался к зайчонку в лубяную избенку, и там тишина, Мишке заглянул в чащу и там не кого, куда пропали лесные жители,
Королева: Они не хотят с тобой дружить, нельзя волк обежать козлят и коз, и всех соседей по сказкам, оставайся на нашем празднике и послушай красивую музыку и потанцуй с ребятами, (звучит фрагмент мюзикла «Мама» волк танцует с детьми)
Волк: теперь я тоже буду дружить с козлятами и слушать красивую музыку, и научусь красиво петь и танцевать.
Королева: Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,
А теперь, детвора,
Попрощаться мне пора!
Увидимся на уроках музыки и танцев.
(Королева музыки уходит.)
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в страну чудесной волшебной музыки, давайте улыбнемся друг – другу, и некогда не будем скучать, когда звучит такая веселая музыка, хочется петь и танцевать. (Звучит песня «Улыбка» )
Список литературы:
- В. Семернин «Музыка всюду живет» ,
- «Музыкальные загадки» (источник интернет) .
- Басня Крылов И.А. «Квартет»