10.08.2019

Деловой профессиональный стиль общения. Стили делового общения. Формы делового общения. Организация презентаций, официальных приемов, коктейлей и брифингов


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика и понятие делового общения и переговоров. Основные этапы ведения деловых переговоров. Методы ведения деловых переговоров. Основные практические рекомендации для эффективного ведения деловых переговоров в любой сфере деятельности.

    реферат , добавлен 26.11.2014

    История этикета. Принципы делового этикета. Особенности делового общения как особой формы общения. Нормы, методы, приемы ведения деловых переговоров. Этикет, соблюдаемый в письмах. Культура делового общения. Основные положения телефонных переговоров.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2010

    Сущность и структурная организация деловой беседы. Характеристика стадий и этапов деловых переговоров и деловых бесед. Принципы, тактика и порядок проведения переговоров. Национальные стили ведения переговоров. Деловые совещания, их классификация.

    презентация , добавлен 21.09.2016

    Этика и психология деловых переговоров, методика их ведения. Культура организации делового общения на примере работ американского специалиста Дейла Карнеги. Основные функции и принципы переговоров. Этические правила ведения переговоров по телефону.

    контрольная работа , добавлен 30.06.2009

    Психологические аспекты общения. Основные характеристики деловых отношений. Правила ведения переговоров с партнерами. Этические нормы построения и поддержания деловых отношений. Вербальные (словесные) и невербальные (неречевые) средства общения.

    реферат , добавлен 28.09.2012

    Основные правила ведения переговоров по телефону, приемы рационализации телефонного общения. Рекомендации по успешному деловому общению и ведению беседы. Пятнадцать положений и правил ведения телефонных переговоров, специфика делового администрирования.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2011

    Деловое общение как важное условия ведения бизнеса. Основные положения делового общения. Разновидности деловых приемов. Этикет делового обеда. Правила этикета за столом. Самостоятельная организация делового обеда. Этикет деловых обедов разных стран.

    доклад , добавлен 06.12.2007

    Сущность мотивации общения. Основные принципы делового этикета. Влияние индивидуальных психологических качеств личности на общение. Диалоговое общение, правила общения по телефону. Этика и психология деловых бесед, переговоров. Заповеди делового человека.

    Существуют такие понятия, как психология и этика делового общения. Этика формирует основные правила поведения, которые являются унифицированными и определяют вас как ответственного и внимательного человека в деловой сфере. Психология имеет массу нюансов, и она позволяет достигать в деловом общении нужных вам результатов. Основой делового стиля общения выступает ваше нормированное поведение, которое входит в четко установленные рамки, определенные социумом, а также особенности использования психологических вариантов воздействия на оппонента, что позволяет достигать поставленных целей в общении.

    Что такое деловой стиль общения?

    Деловое общение – это своеобразное взаимодействие между несколькими людьми. Причем, само общение изначально строится вокруг общего дела. Поэтому, основным правилом делового общения считается то, что человек не должен забывать, что он общается исключительно ради дела, а не ради собственного удовольствия и не ради забавы, соответственно, существуют четко нормированные правила общения, которые позволяют сокращать расход времени в процессе общения.

    Стиль делового общения основан на таких факторах:

    1. Четкость;
    2. Точность;
    3. Лаконичность;
    4. Профессионализм;
    5. Обсуждение четко определенной тематики.
    Соответственно, сам по себе деловой стиль общения основывается на том, что человек не должен отнимать лишнего времени у своих оппонентов. Конечно же, бывают деловые завтраки, обеды и пр. Бывают дружеские встречи двух людей, которые знают друг друга крайне долго, а соответственно, им есть о чем поговорить кроме бизнеса. Тем не менее, это уже исключения, а правило гласит – лаконичность и точность. Не нужно переводить разговор на личные или же отвлеченные темы. Все должно быть крайне точным и четким.

    Психология общения

    1. Всегда нужно быть настроенным позитивно. Позитивные эмоции провоцируют весьма существенное количество приятных моментов в общении;
    2. Наличие ранее подготовленной темы и ответов на различные вопросы. Вы должны быть готовыми ко всему;
    3. Эмоциональный контроль. Все ваши эмоции, которые будут спровоцированы общением, должны оставаться только у вас внутри. Соответственно, вы должны оставаться внимательным, аккуратным в общении и не проявлять своих эмоций так, чтобы они стали очевидными для остальных;
    4. Старайтесь не повышать голос, не скандалить и старайтесь сразу же высказывать определенные сомнения по тому или же иному поводу, чтобы провоцировать оппонента на нужный уровень дискуссии.

    Официально-деловой стиль общения: основы

    Данный стиль чаще всего используется в деловом общении и профессиональной деятельности. Существуют три основных типа официально-делового стиля:
    1. Административно-канцелярский;
    2. Дипломатический;
    3. Законодательный.
    Каждый стиль имеет свою определенную специфику, а также различные коммуникативные формы, различные речевые клише. Существуют определенные профессиональные слова, которые присущи тому или же иному стилю.

    Деловой стиль общения требует своеобразной точности речи. Данная точность достигается посредством использования определенных терминов, которые используются в том или же ином случае, в том или же ином стиле.

    Термины, используемые в том или же ином стиле определяют:

    1. Наименования документов;
    2. Профессий;
    3. Состояний;
    4. Функций;
    5. Процессуальных моментов.
    Деловой стиль также требует объективности. Но, при обсуждении определенных вариантов сделок, можно использовать субъективный метод и анализ, что позволяет вызывать на более детальную дискуссию своих оппонентов.

    Это основные черты и характеристики делового стиля общения, который основывается на знании нюансов официально-делового стиля, делового этикета и знаниях психологии.


    Экономия денежных средств – процесс весьма сложный. Вам нужно рассчитать расходы наперед, правильно составить список всех необходимых вещей и продуктов, открыть банковский счет,...


    Контроль эмоций – это своеобразная часть эмоционального и психологического развития личности человека. Путь развития человека часто сталкивается с различными психологическими...


    Управлять и манипулировать другими людьми, значит, во всем и всегда достигать поставленных целей и желаемых результатов. Существуют различные психологические методы управления,...


    Чтобы достичь значительного успеха в любой сфере деятельности, нужно научиться максимально правильно использовать свое время. Эффективность использования времени в случае...

    Коммуникативная культура в деловом общении

    Лекция 3.

    1. Управление деловым общением Коммуникативная культура - это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату. В корне коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность. Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости - грубость . Грубые взаимоотношения являются не только показателœем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17%. Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всœего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. При этом если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару. Тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта - это прежде всœего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными бывают замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу личной стороны жизни человека и т. д. Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. ^ Антиподами скромности являются высокомерие , развязность, позерство. Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью. Предупредительность - это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей. Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств:
    • эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его аналогично тому, как они;
    • доброжелательность - уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;
    • аутентичность - способность быть самим собой в контактах с другими людьми;
    • конкретность - умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;
    • инициативность - способность ʼʼидти впередʼʼ, устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;
    • непосредственность - умение говорить и действовать напрямую;
    • открытость - готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность;
    • принятие чувства - умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;
    • самопознание - исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки.

    Человек начинает лучше понимать других, в случае если познает следующие аспекты собственной личности:

    • собственные потребности и ценностные ориентации, технику личной работы;
    • свои перцептивные умения, т. е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп;
    • готовность воспринимать новое во внешней среде;
    • свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и других культур;
    • свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды;
    • свои способы персонализации внешней среды, т. е. основания и причины, по которым что-то во внешней среде воспринимается как свое, в отношении которого проявляется чувство хозяина. ^ Коммуникационный процесс можно разбить на пять этапов: I этап - начало обмена информацией, когда отправитель должен ясно представить, ʼʼчто именноʼʼ (какую идею и какой форме ее выразить) и ʼʼс какой цельюʼʼ он хочет передать и какую ответную реакцию получить. II этап - воплощение идеи в слова, символы, в сообщение. Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д. III этап - передача инфрмации через использование выбранных каналов связи. IV этап - получатель информации переводит вербальные (словесные) и невербальные символы в свои мысли - данный процесс называют декодированием. V этап - этап обратной связи - отклик получателя на полученную информацию, на всœех этапах коммуника­ционного процесса могут существовать помехи, искажа­ющие смысл передаваемой информации. Руководитель от 50 до 80% времени тратит на коммуникацию, ведь он должен довести информацию до подчинœенных и получить от них требуемую реакцию, а также осуществлять информационное взаимодействие с коллегами и вышестоящим руководством. 80% зарубежных руководителœей считают, что обмен информацией - одна из самых сложных проблем в организациях, а неэффективные коммуникации - это главное препятствие на пути достижения успешной деятельности фирмы, ведь если люди не могут эффективно обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и достигать общих целœей. ^ Выделяют 4 коммуникативные роли: 1) ʼʼсторожʼʼ - контролирует течение информации к другому человеку в одной и той же коммуникационной сети (эту роль играют секретари, диспетчеры); 2) ʼʼлидер мненийʼʼ - способен оказывать влияние на установки и поведение некоторых других людей (влияние неформальным образом); 3) ʼʼсвязнойʼʼ - связывающее звено между группировками в коммуникационной сети; 4) ʼʼпограничникʼʼ - человек в коммуникационной сети, имеющий высокую степень связи с организационным окружением.

    1.4 Управление деловым общением Управление общением - это многообразные формы и методы управления взаимодействием людей.

    В процессе делового общения благодаря установившимся контактам происходит восприятие людьми каких-то сведений, настроений, распространение или пресечение слухов, поддержка или развенчание источника информации. Вполне понятно, что всœе деловые люди должны владеть техникой живого контакта͵ как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, а также умением обращаться со словом.

    При общении происходит взаимодействие, по меньшей мере, двух личностей, общение - вид самостоятельной человеческой деятельности, и атрибут других ее видов. Деловое общение - важнейший фактор не только становления и самосовершенствования работника, но и его духовного и физического здоровья. Вместе с тем, общение - универсальный способ познания других людей, их внутреннего мира. Благодаря деловому общению работник приобретает свой неповторимый набор личностно-деловых качеств.

    Деловое общение выполняет многообразные функции, главными из которых являются:

    ‣‣‣ организация совместной деятельности;

    ‣‣‣ формирование и развитие межличностных отношений;

    ‣‣‣ познание людьми друг друга.

    Все это невозможно осуществить без коммуникативной техники общения, степень владения которой является самым главным критерием профессиональной пригодности работника кадровой службы. Иными словами, работник кадровой службы, как профессионал, должен уметь:

    ‣‣‣ формулировать цели и задачи общения;

    ‣‣‣ организовывать общение;

    ‣‣‣ разбирать жалобы и заявления;

    ‣‣‣ владеть навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;

    ‣‣‣ вести переговоры, управлять деловым совещанием;

    ‣‣‣ предупреждать конфликты и разрешать их;

    ‣‣‣ доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, достигать согласия, вести беседу, дискуссию, диалог, спор;

    ‣‣‣ осуществлять психотерапию, снимать стресс, чувство страха у собеседника, управлять его поведением.

    Существуют социально-психологические методы управления общением: заражение, внушение, подражание, убеждение, мода, принуждение.

    Заражение - это бессознательное, стихийное принятие личностью определœенного психологического состояния.

    Внушение -- это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.

    Подражание - это воспроизводство одним человеком определœенных образцов поведения, манеры говорить и т. п. другого человека. Самое массовое проявление подражания - следование моде , и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всœевозможных кумиров в молодежной среде.

    Убеждение - это целœенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение - активизация мышления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности.

    Убеждение редко применяется как отдельный метод воздействия на людей. Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением. Отличие между этими понятиями состоит в том, что убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации. Подобный психологический эффект воздействия можно наблюдать при прослушивании лекций, проведении массовых театральных, спортивных мероприятий. Ярким примером результативности подражания и внушения являются такие явления, как мода и слухи.

    Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим состояниям. Подражание как сознательное или бессознательное имитирование чьих-то действий, манеры поведения и мышления, широко распространено в жизни, в т.ч. и деловой практике.

    Более сложным является метод внушения. Это приведение путем слова или каким-то другим способом в определœенное психологическое состояние (настроение, впечатление, действия) другого лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.

    Отличие внушения от подражания состоит в том, что при подражании достижение цели обеспечивается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа - основа восприятия информации. А при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет слово.

    Принуждение по сравнению с предыдущими методами - это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям. В корне принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида последствиями. Этически принуждение должна быть оправдано в исключительных случаях, в частности, в случае если дело доходит до нарушения правопорядка или установленных в обществе моральных норм.

    В общении убеждение, внушение, подражание и принуждение применяются как взаимосвязанная система методов. Руководитель призван умело их использовать во время проведения рабочих собраний, различных публичных встреч, совещаний.

    Стиль общения - это устойчивая характеристика общения человека, детерминирующая его поведение при взаимодействии с другими людьми в большинстве типичных ситуаций.

    Обычно человек ограничен в возможностях широкого выбора используемых им в общении стилей, так как их освоение требует соответствующей подготовки и тренировки. Однако человек, обладающий высокой коммуникативной компетентностью, способен изменять свой стиль общения (как стиль одежды) в соответствии с условиями профессионального взаимодействиями. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями партнера по общению, его мировоззрением и положением в обществе, особенностями решаемых в общении задач и др.

    В литературе описано множество стилей профессионального общения, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки в различных условиях профессионального взаимодействия. Рассмотрим пять основных стилей профессионального общения:
    1) ритуальный;
    2) официально-канцелярский;
    3) авторитарный;
    4) манипулятивный;
    5) гуманистический.

    1. Ритуальный стиль общения. Ритуальное общение осуществляется в соответствии со сложившимися в организации или данной профессиональной сфере традициями и нормами. Эти ритуалы требуют от участников знания «правил игры». При этом личностные особенности партнера в процессе ритуального общения мало учитываются, так как партнеры по общению ожидают друг от друга типичного поведения, соответствующего принятым ритуальным нормам (нормам приветствия, обмена типичными фразами и информацией) и исполнения определенной роли (социально-статусной и профессионально-деловой).

    Основной задачей партнеров в ритуальном общении является поддержание связи с данным социумом и подкрепление представления о себе как о члене этого сообщества. Оно позволяет показать окружающим свою приверженность традициям и обычаям организации и ориентирует на «принятие как своего». В то же время оно достаточно экономно, так как в практике повседневного взаимодействия много ситуаций, где требуется лишь свернутое, не диалогическое общение.

    В некоторых случаях ритуальное общение может использоваться как уклонение от необходимости более тесного взаимодействия, связанного с принятием определенных обязательств в будущем. Однако нередко ритуальное общение выступает лишь прологом к последующему общению с деловым партнером.

    2. Официально-канцелярский стиль. Этот стиль общения выстраивается на основе служебно-бюрократических канонов поведения и административно-канцелярского языка. Наиболее значимыми факторами признаются объективность информации или какого-либо официального документа, а не отношения партнеров и их личностные особенности.

    В управленческом взаимодействии преимущество общения в данном стиле - более четкая конкретизация постановки задач и условий их решения, а также критериев оценивания деятельности. Официально-канцелярский стиль значительно сокращает время руководителя на общение с сотрудником и уменьшает его усилия на выслушивание различного рода отношений сотрудника к выполнению поставленных задач.

    Недостаток данного стиля - блокирование конструктивного характера взаимодействия в сложных и неоднозначных вопросах. При неправильном его использовании официально-канцелярский стиль может неблагоприятно сказываться на отношениях между партнерами и вызывать негативные чувства от дистанцированности, пренебрежения и показа зависимости. Сотрудники, взаимодействующие с лицом, применяющим официально-канцелярский стиль, вынуждены к нему подстраиваться с позиции «снизу» и проявлять конформизм, чтобы решить возникшую проблему. Для смягчения этих недостатков в управленческом взаимодействии официально-канцелярский стиль общения рекомендуется использовать лишь в соответствующих ситуациях профессионального взаимодействия и с максимально доброжелательными интонациями.

    3. Авторитарный стиль общения обычно применяется с опорой на «позицию силы» в ситуации общения с более низкостатусным лицом. В этом стиле демонстрируется позиция «сверху», для которой часто характерна нетерпимость к личному мнению партнера по общению. При высказывании партнером возражений сила вербального воздействия на него обычно лишь усиливается повышением аффективности речи или прямой вербальной агрессивности.

    В управленческом взаимодействии авторитарный стиль общения обычно используется в ситуациях, требующих авторитарного стиля руководства, а также может быть эффективен в некоторых формах воспитательного воздействия. В последнем случае главное - «не перегнуть палку». Важное условие эффективности воспитательного воздействия в авторитарном стиле - отношение к совершенным проступкам человека, а не к нему лично.

    4. Манипулятивный стиль общения построен на отношении к партнеру как к средству достижения собственных целей манипулятора и направлен на побуждение партнера к совершению действия или поступка, которого в иной ситуации он делать бы не стал. Успех в применении этого стиля зависит от умения использовать определенные психологические знания и личностные особенности собеседника. В выраженном потребительском виде данный стиль базируется на различных психотехниках и способах воздействия, которые побуждают партнера по общению к определенным высказываниям или действиям.

    Однако не следует делать вывод, что манипуляция - это обязательно негативное явление. Манипулятивное общение - чрезвычайно распространенный вид общения, который часто встречается там, где существует совместная деятельность. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. Этого стиля общения периодически в той или иной степени придерживаются родители по отношению к детям, учителя по отношению к ученикам и т.п.

    Управленческая деятельность по своей природе тоже во многом основана на воздействии на человека или группу, побуждающим их к выполнению поставленных задач. Моральная разница между управленческим и манипулятивным воздействием заключается в том, что в последнем случае человек побуждается к действиям, о которых потом он может сожалеть.

    5. Гуманистический стиль общения основан на построении диалогического общения, где в полной мере может быть удовлетворена человеческая потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Доверительные отношения, возникающие между партнерами, во многом предопределяются целостностью их восприятия и реагирования друг на друга. Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Ситуации гуманистического общения - это партнерское, дружеское, консультативное, психотерапевтическое общение и т.п.

    Для повышения эффективности в управленческой деятельности человеку необходимо владеть всеми из представленных выше стилей общения и уметь ими правильно пользоваться в зависимости от ситуации и целей общения.

    Современное общество не может нормально функционировать без взаимодействия людей друг с другом. Каждая личность индивидуальна, но, несомненно, считается, что под разные ситуации она должна подстроиться. Это позволяет человеку найти работу, партнера, поехать в путешествие. Манера общения и поведения человека формируется всю его жизнь. Они могут меняться, дополняться другими приемами, а какой-либо один вид может быть утрачен. Факторы и причины бывают самыми разными. Цель одна: достичь результата. За счет общения человек способен достичь многого, нужно лишь правильно подобрать стиль общения и поведения.

    Стили общения

    Стиль общения характеризуется привычной устойчивой связью между способами и методами общения и целями, которыми оно преследует. То есть это какие-то особенности взаимодействия между людьми. Человек ищет новую работу, пришел на собеседование - тут он использует один стиль общения, при взаимодействии с коллегами – другой, в семье и в общении с родственниками – третий. Под каждую конкретную ситуацию выбираются разные стили общения. Какие бы действия ни предпринимались, слова человека всегда будут основой общения.

    Стили общения с точки зрения психологии

    Психология всегда занималась проблемами взаимодействия людей между собой. По мнению психологов, стиль общения обусловлен возможностью человека выбирать те или иные средства поведения в определенной ситуации. Они разделили стили общения на три категории:

    • гибкий;
    • ригидный;
    • переходный.

    При гибком стиле человек хорошо ориентируется в обществе, он может адекватно расценить, кто перед ним, быстро понять, о чем идет речь и даже догадаться об эмоциональном состоянии собеседника. При ригидном стиле человек не может быстро проанализировать не только свое поведение, но и поведение собеседника. Он плохо владеет собой и не всегда может выбрать подходящий способ поведения и общения. При переходном стиле у человека присутствуют признаки из двух вышеназванных стилей. Он не до конца понимает, что происходит вокруг него, с кем общается и какой способ взаимодействия лучше выбрать.

    Изучение стилей общения

    При изучении приемов коммуникации нужно знать, что стиль общения сам по себе и стиль общения в какой-либо ситуации – это разные понятия. Если не учесть особенности характера человека и характеристику ситуации, в которой он оказался, то объяснение будет просто бессмысленным. Есть большое количество методов изучения стилей общения. К примеру, А.В. Петровский создал систему педагогического взаимодействия, состоящую из двух компонентов. Она была названа стилем педагогического общения.

    В 1938 году впервые было уделено внимание стилям общения. Немецкий психолог Курт Левин провел исследование и вывел классификацию отношений между людьми, которые управляют, и людьми, которые вынуждены подчиняться. Впоследствии она стала общепринятой и действует до сих пор. Его стили педагогического общения включают в себя:

    • авторитарный;
    • демократический;
    • либеральный.

    Характеристика стилей педагогического общения

    Стили педагогического общения были определены как эмоциональные приемы и действия педагога по отношению к ученику. Поведение учителя обусловлено его пониманием цели, которую он преследует, обучая ребенка. Чаще всего это не что иное, как обучение ребенка основам своего предмета, передача умений и навыков, которые понадобятся ученику для выполнения задания, или которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. При этом, преподавателем также учитываются стили общения ребенка. С детьми общение происходит совсем не так, как со взрослыми. Учителю нужно немного больше времени, сил и внимания на то, чтобы объяснить ребенку материал. Само же общение происходит путем указаний, объяснений, вопросов, замечаний и даже запретов.

    Авторитарный стиль общения

    Авторитарный стиль общения подразумевает то, что учитель оставляет за собой право решать вопросы самостоятельно. Они могут касаться отношений между учениками, активности в классе или касаться каждого ученика лично. Как правило, такой режим включает в себя одновременно диктаторство и заботу о подчиненных. С такими преподавателями ученики редко могут раскрыться полностью и показать свои возможности. Инициатива может стать причиной конфликта между преподавателем и учеником. Убеждение преподавателя в том, что только его мышление правильное, а все остальное ложно не позволяет обеим сторонам продуктивно взаимодействовать. Ответ ребенка не может быть адекватно оценен, потому что учитель попросту не понимает ученика и основывается только лишь на показателях успеваемости. Плохие поступки его в глазах преподавателя обязательно выходят на передний план, при этом мотивы его поведения не берутся во внимание.

    Демократический стиль общения

    Демократический стиль общения считается самым лучшим, ведь преподаватель стремится помочь ученику, задействовать все его силы и возможности, активировать роль ребенка в жизни класса. Взаимодействие и сотрудничество – вот основные цели этого стиля. Учитель оценивает, в первую очередь, хорошие поступки ученика, хорошо к нему относится, понимает его и поддерживает. Если преподаватель видит, что ребенок не успевает усваивать информацию или что-то не понимает, то он обязательно замедлит темп и разъяснит материал тщательнее, разложит все по полочкам. Преподаватель адекватно оценивает возможности подопечного и может прогнозировать направление его развития. Он учитывает интересы и пожелания своих учеников. Некоторые методы обучения и общения с учениками учителя демократического стиля немного уступают методам авторитарного стиля своих коллег, но «климат» в классе у первых все же лучше. Дети чувствуют себя гораздо свободнее.

    Либеральный стиль общения

    Способы обучения преподавателя либерального стиля отличаются от способов, включенных в другие стили общения педагога. Он стремится снизить все шансы принимать какое-либо участие в жизнедеятельность класса, не желает нести за учеников ответственность. Учитель ограничивается выполнением исключительно своих педагогических функций. Те стили общения учителя, что он совмещает в своей работе, влекут за собой плохую успеваемость. Он с долей равнодушия относится к проблемам как школы, так и детей, в результате чего ему очень сложно контролировать учеников.

    Характеристика стилей делового общения

    Стили делового общения подразумевают под собой какие-либо действия или способы общения, нацеленные на достижение какого-либо результата. При этом основной задачей участвующих в беседе становится подкрепление представления о себе как о члене команды или общества в целом. Участвующий как бы надевает свою праздничную маску и на некоторое время становится другим человеком. Этот своеобразный ритуал, с одной стороны, иногда кажется бессмысленным и скучным, а с другой - это игра, правила которой человек заранее знает и должен им следовать.

    Ритуальный стиль общения

    Стили делового общения наподобие ритуального часто используются в компаниях, члены которых уже давно друг друга знают. И вот они встречаются, проводят вместе некоторое время и кажется, что по прошествии этих лет обсуждаемые в этих компаниях темы совершенно не меняются. Иногда даже можно предсказать, что скажет тот или иной участник беседы, но, тем не менее, всех все устраивает и по прошествии дня некоторые даже ощущают удовлетворение от поведенного времени. Подобный стиль общения считается типичным случаем ритуального стиля, где на передний план выходит качество общение, а не его содержание. Таким образом, происходит то самое подкрепление представления о себе как о члене команды, где каждый занимает какое-то место, каждый важен. Важны его мнения, ценности, мировоззрение.

    Случаи, когда человек, который на вопрос: «Как дела?» всегда отвечает однозначное: «Нормально», а теперь вдруг начинает рассказывать подробную историю о своей жизни, семье, детях и работе, называются выходом за рамки ритуала. Такое нетипичное поведение человека, реакцию которого всегда можно было угадать, нарушает представление о ритуале, ведь главное - это носить маску, будь то социальные отношения или межличностные.

    Манипулятивный стиль общения

    При таком стиле общения человек воспринимается другим как средство достижения цели. Как правило, собеседник старается показать самые лучшие стороны его цели, чтобы тот помог ее достичь. Несмотря на то, что у обоих участников разговора разные представления о составляющей этой цели, победит тот, кто более искусно владеет методами манипуляции. В таких случаях собеседник знает о причинах поведения партнера, о его стремлениях, желаниях и может повернуть развитие событий в нужное ему русло. Манипуляция – это необязательно плохой метод. Многие цели достигаются именно таким путем. Иногда, чтобы убедить человека сделать что-то, заставить его действовать, необходимо прибегнуть к манипулятивному стилю общения.

    Это можно сравнить с методом общения руководителя среднего звена. Со своим начальством он говорит одним тоном, а вот с подчиненными - совсем другим. Иногда это неприятно, но по-другому нельзя.

    Существуют случаи, когда весь стиль общения человека сводится к манипуляции. Из-за слишком частого использования этого метода на человеке, постоянного его убеждения и подталкивания, последний может считать манипуляцию единственно правильным выходом из положения.

    Гуманистический стиль общения

    При гуманистическом стиле общения речь идет о межличностных отношениях, в которых человек хочет, чтобы его поняли, поддержали, дали совет, чтобы ему сопереживали. Изначально такой тип общения не подразумевает никакой цели, ситуация складывается из происходящих событий. Такой стиль общения можно назвать наиболее искренним из всех существующих, где те самые события носят интимный, исповедальный характер. Основным методом, который здесь работает, является внушение, причем обоюдное. Каждый партнер внушает другому, что он достоин доверия, что один готов выслушать, а другой - рассказать, что его тревожит.

    Подобное общение может происходить не только между близкими и родными людьми. К примеру, человек за несколько десятков минут может узнать собеседника, который едет с ним в автобусе на соседнем сидении или многое рассказать ему о себе, но совершенно не знает человека, с которым работает вот уже несколько лет. Разговор с попутчиком приводит к некоторым откровениям о себе, заставляет людей почувствовать друг друга, посопереживать. Но разговор с коллегой преследует совершенно другие цели.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник