09.07.2019

Стерджесс фотограф работы. Жизнь замечательных имен. Дети это товар. Товар надо продвигать и продавать


Имя:

Jock Sturges (Джок Стерджес)

Дата рождения:

1947

Место рождения:

Нью-Йорк

Страна:

США

Род деятельности:

фотограф

Известные работы:

The Last Day of Summer (1991), Evolution of Grace (1994), Jock Sturges (1996), Jock Sturges: Twenty-Five Years (2004), Jock Sturges: Notes (2004), Misty Dawn Portrait of a Muse (2008), Jock Sturges Life Time(2008), Standing on Water(1991), Line of Beauty and Grace(2007)

Дополнительно:

получил степень Магистра искусств Сан-францисского художественного института.

"Мне потребовалось несколько лет чтобы понять: чем лучше твои отношения с человеком, тем лучше получится фотография. Все просто как в математике: из A следует B". Джок Стерджес

Насколько прост подход этого фотографа к своему творчеству, настольно непросто отношение общества к его работам.

Сразу следует отметить, что талант этого фотохудожника мировой общественностью все-таки признан. Его работы неимоверно популярны, скупаются частными коллекционерами, выставляются в экспозициях персональных и групповых выставок, продаются через книги, выходящие тысячными тиражами.

Вот только сам Джок Стерджес до сих пор не может определить, чем вызван интерес к его работам: их художественностью или скандалом из-за эротического содержания? Так как фотографировать Джок Стерджес предпочитал на нудистских пляжах, причем исключительно женскую натуру в периоды предполового созревания, во время него и даже в период беременности.

Так считает консервативная общественность.

Автор снимков считает, что он является в некотором роде хроникером жизни отдельных его моделей. Он всегда старался устанавливать с ними дружеские, доверительные отношения. Некоторых фотографировал с момента беременности их матерей. И никогда не фотографировал своих персонажей в условиях, противоестественных образу их жизни.

Но несмотря на столь сильную углубленность в собственно процесс работы, консервативная общественность Америки добилась того, чтобы в 1990 году полиция совместно с ФБР произвела обыск, а затем и изъятие всех рабочих материалов Стерджеса, и всего, связанного с фотографической деятельностью. Но, в противовес консерваторам и домохозяйкам, на защиту фотографа выступила художественная община США и Европы, заставив признать незаконными действия полиции и ФБР.

Этот инцидент принес Джоку Стерджесу мгновенную мировую популярность… и сомнения относительно ценности его работ. "Очень трудно добиться известности, занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь я достиг этого, но меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам или это результат возникающих вокруг них скандалов. Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное".

Стёрджес известен своими сериями семей нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. Выполненные с помощью крупноформатной камеры, его фотографии отсылают нас к работам старых мастеров живописи и фотографов конца XIX-начала ХХ века.

Однако слава пришла к фотографу вместе со скандалом. Изображение женской натуры в периоды полового созревания и до него привлекло внимание консервативной общественности, христианских общин и правоохранительных органов США в 1990х гг. Сначала полицейские службы совместно с работниками ФБР произвели обыск в студии автора и арест его работ и фотографической техники, несколькими годами позже активисты христианских общин США осаждали книжные магазины по всей стране с целью изъятия и уничтожения фотоальбомов автора. Позже все обвинения с автора были сняты.

Несмотря на нападки на Стёрджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура – снимки не оставляют ощущения порочности. Стёрджес не работает с обнаженным телом как с абстрактной формой, но устанавливает особый контакт с человеком, что делает его фотографии такими чарующими и непринужденными. Стёрджес на протяжении долгих лет дружит с семьями своих натурщиц. Фотограф снимает своих моделей – девочек и девушек из нудистских общин – в обстановке, совершенно гармоничной для них самих. «Нагота здесь ничего не значит…Люди обнажены, потому что они нудисты и проводят теплое время года на курортах, свободные от чувства смущения», – говорит автор.

Начав работу сериями в 1970ые годы, сейчас автор фотографирует уже 3ье поколение своих моделей. «У меня есть серии фотографий, отражающие 30- и 35-летние периоды жизни». Он очарован человеческих телом и тем, как оно развивается, начиная с младенчества и детства до подросткового периода и зрелости. Стёрждеса интересует не только физиологические метаморфозы, но и личностные изменения, которые претерпевает человек: «Я хочу, чтобы, смотря на мои фотографии, зритель осознал, насколько интересны и многогранны люди на моих фотографиях».
Стёрджес изучал педагогическую психологию и фотографию в университете Марльборо в Вермонте, после чего получил степень магистра искусств в Институте изящных искусств Сан-Франциско.


После окончания учебы Стёрджес в течение года работал под руководством фотографа и известного специалиста по фотопечати Ричарда Бенсона. За это время ему приходилось печатать с негативов Эжена Атже, Пола Стрэнда, Уолкера Эванса, Гарри Виногранда и других именитых фотографов.

Джок Стёрджес выпустил более 10 монографий, его работы находятся в музейных коллекциях таких институций, как Музей современного искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальная библиотека в Париже и франкфуртский Музей современного искусства.

Американский фотограф. Снимает обнаженных моделей на нудистских пляжах Калифорнии, Франции и Ирландии. Изучал педагогическую психологию и фотографию в колледже Мальборо в Вермонте, получил степень магистра искусств в Институте изящных искусств Сан-Франциско. Во второй половине 1990-х годов лидер Евангельской церкви Рэндалл Терри стал призывать к уничтожению фотоальбомов Джока Стёрджеса, Дэвида Гамильтона и Салли Манн, считая, что они оскорбляют чувства верующих. Против фотографа в Штатах было возбуждено несколько уголовных дел, которые впоследствии были закрыты.

Голые и счастливые

Когда вы начали снимать ню?

Я рос в сугубо мужских коллективах: восемь лет кряду посещал школу для мальчиков и выезжал в летний лагерь для мальчиков, после чего отправился служить во флот, где меня тоже окружали одни мужчины. Даже в семье у меня было четверо братьев и ни одной сестры. И вот когда я отслужил во флоте и поступил в небольшой колледж в Вермонте, то оказался в компании молодых девушек, так как наша группа была смешанной. Неожиданно для себя я обнаружил, что девушки довольно интересные собеседники, особенно если избегать нескольких тем: спорт, машины и дамские вещицы. В колледже я и сделал первые снимки своих одноклассниц. В них читалась страсть молодого человека. Но вскоре я забросил ню лет на десять благодаря семинару по феминизму, который перевернул мои взгляды на фотографию обнаженной натуры.

Я забросил ню лет на десять благодаря семинару по феминизму, который перевернул мои взгляды на фотографию обнаженной натуры.

Почему забросили?

Я понял, что рассказы о том, как мужчину снедает желание, не интересны миру. Где-то через десять лет после того семинара я заехал к брату в Северную Каролину. Его дом располагался высоко горах, в очень тихом, уединенном месте. В нескольких километрах от которого находилась хипповская коммуна, которую мы и решили посетить. Это было в январе, на улице было прохладно, дорога плутала. Когда мы наконец добрались до места, я увидел толпу хиппи, которые стояли на обочине дороги и грелись в импровизированной парной - от лежавших на камнях веток шел пар. Удивительно было то, что они, казалось, не замечают своей наготы.


Меня это так поразило, что я сфотографировал их, а потом еще девочку лет восьми-десяти, которая сидела на пороге дома и грелась в солнечных лучах. Эти снимки перевернули мою жизнь. Я вдруг увидел на них то, что решил снимать дальше: людей, которые не стесняются своего тела и чувствуют себя счастливыми независимо от того, есть ли на них одежда или нет. Вообще, в фотографии очень сложно найти свою тему. Но в какой-то момент ты просто на нее выходишь: делаешь фотографию, которая тебя цепляет, и понимаешь, куда идти. Так я оказался во Франции, в хипповских коммунах, где люди пытались вернуться к естественности и природе. Я не пытался снять как можно больше людей, а ограничился несколькими семьями, с которыми работал по много лет. Мы стали одной семьей. Мои фотографии рассказывают о наших семейных отношениях, о нашей любви друг к другу.

Как вы отбирали тех, с кем будете работать?

Я никого специально не отбирал, все складывалось само собой. С кем-то мы были соседями, кто-то был знакомым моих друзей, кого-то посоветовали. Фанни - моя главная модель - была моей приемной дочерью. Ее мать написала мне записку с просьбой взять девочку на воспитание, перед тем как покончить жизнь самоубийством. Первое время девочка не слезала у меня с коленей и постоянно требовала внимания к себе, я не мог отставить ее в сторону и начать снимать. Но когда ей исполнилось пять лет, она сама спросила: а почему у нее нет фотографий? Тогда я начал ее фотографировать и вот уже около 30 лет снимаю.

Фототерапия

Что вам интереснее всего в работе с моделью?

Интереснее всего наблюдать, как меняется женщина, кем она сегодня стала. Еще интересно заниматься психотерапией. Снимки могут навредить модели, могут никак на нее не повлиять, а могут ей помочь. Я всегда стараюсь использовать последнее свойство: говорить модели, как она прекрасна, как я ей восхищаюсь, какое удовольствие работать с ней. К каждому замку можно подобрать ключ, а к каждому человеку можно найти подход, и когда этот подход найден, глаза модели начинают светиться. Кстати, подруга моей жены, антрополог, как-то решила посмотреть на эту проблему с другой стороны и попыталась найти ответ на вопрос: что находят интересного в съемке мои модели и что их объединяет. Провела опрос и выяснила: им нравилось то, что я принимал их такими, какие они есть, не заставлял позировать и улыбаться на камеру.

То есть никакой постановки не было вообще?
Нет. Коллеги из фэшн-индустрии говорят, что мои работы очень разные. Такого разнообразия сюжетов я добиваюсь тем, что не моделирую ситуации. Это не профессиональные уловки, все гораздо проще, чем они думают: я просто ни во что не вмешиваюсь и ничего не делаю.

Я просто ни во что не вмешиваюсь и ничего не делаю.

Почему вы выбрали черно-белой цвет?

Снэпшот (мгновенный снимок) - это копия реальности, а арт-фотография - во многом воплощение идеи художника. Цветные фотографии так привязаны к реальности, что снимку сложно оторваться от нее, превратиться в художественное обобщение. Черно-белая стилистика гораздо более условна, ее легко представить как собирательный образ. Арт-фотографу работать в цвете тяжело, поэтому чаще всего я работаю в черно-белом формате.

Но вы снимаете некоторые серии в цвете?

Я не снимаю серии в цвете, но иногда комбинирую цветные и черно-белые изображения в серии. Цвет для меня - это вызов, я люблю бросать вызовы судьбе. Кроме того, с помощью цвета я расширяю границы своих возможностей. Но моя первая и последняя любовь - это черно-белая фотография.

А почему вы выбрали крупноформатную камеру?

Она помогает мне улавливать тончайшие оттенки настроения. Заставляет тщательнее работать на кадром, с ней каждый снимок обходится мне не так дешево. Кроме того, эта камера производит неизгладимое впечатление на моделей: они чувствуют себя героинями фильма, за которыми следит режиссер.

Моя первая и последняя любовь - это черно-белая фотография.

Культурный код

Мартин Парр говорил, что по людям на пляже можно многое узнать о национальной культуре страны. А по нудистам можно узнать что-то об их национальной культуре?

Мартин Парр прав. Англичанина можно узнать издалека: он обязательно в носках и с обгоревшей спиной. Голландцы с загаром бронзового оттенка, французы всегда выглядят отлично, потому что это французы. Ну а нудисты и хиппи - они везде нудисты и хиппи, сбросили одежду и пошли купаться как ни в чем не бывало. Все они избавлены от чувства стыда. Если говорить о моделях, то они все настолько разные, что я не могу сделать какие-то обобщения.

Он заявлял, что, снимая обнаженных подростков, мы оскорбляем чувства верующих.

Что так возмутило общественность в ваших фотографиях в 90-х? Из-за чего тогда возник конфликт?

Конфликт возник из-за денег. За этим конфликтом стоял конкретный человек из Евангельской церкви, противник абортов Рэндалл Терри. Он выступал на радио и телевидении, называя врачей служителями дьявола. Его сторонники были замешаны в нескольких убийствах медицинских работников. Против Рэндалла выступила феминистская организация, обвинив его в преступном сговоре с целью получения наживы. Дело оказалось для Рэндалла проигрышным, но он откупился, отдал феминистам что у него было. А сразу после этой истории он начал кампанию на радио и телевидении против трех фотографов: Салли Манн, Дэвида Гамильтона и меня. Он заявлял, что, снимая обнаженных подростков, мы оскорбляем чувства верующих.


Полгода спустя мне пришлось платить адвокатам, чтобы защищаться сразу в нескольких штатах. К счастью, все дела были прекращены из-за отсутствия состава преступления. Смысл же этой кампании был не в борьбе с эротической фотографией, а в том, чтобы поправить финансовые дела Рэндалла: под видом борьбы он собирал деньги для своего нового фонда. Но неудачи в суде заставили его сменить направление деятельности.

А сейчас протестантские общины не возмущаются вашими снимками?

Нет, не возмущаются, они просто игнорируют мои выставки. Проблема не в этом, а в том, что религиозные общины начинают играть серьезную роль в политической жизни Америки и радикально настроенные христиане становятся не менее опасны, чем Исламское государство на [Среднем] Востоке. Их деятельность связана не с проповедью христианских ценностей, а с насилием.

25 апреля 1990 года в студию Джока Стёрджеса в Сан-Франциско ворвались полиция вместе с агентами ФБР. Были конфискованы компьютер, фотоаппараты, негативы, готовые снимки и т. д. Разбирательство длилось более года. Художественная сообщество США и Европы выступила в защиту фотографа, в том числе благодаря этой поддержке Совет по соблюдению законности принял решение о неправомерности действий полиции и ФБР, суд Сан-Фрaнциско не выдвинул Джоку Стёрджесу никаких обвинений.

Популярность Джока Стёрджеса после этого возросла. С тех пор он издал более 10-ти персональных альбомов, организовал немало персональных и принял участие в не меньшем количестве групповых выставок, его работы начали охотно покупать.

Во второй половине 1990-х годов против фотографа выступили христианские общины США. Их активисты пикетировали магазины книг, требуя уничтожения фотоальбомов Джока Стёрджеса, Дэвида Гамильтона и др. Пуритане также неоднократно обращались в суд. В частности в конце 1990-х в штате Алабама им удалось запретить фотографии Джока Стёрджеса как «фотографии лиц моложе 17 лет, которые осуществляют неприличные действия».


Сам фотограф относился к этому сдержано:

«Очень трудно добиться известности занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь я достиг этого, но меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам или это результат возникающих вокруг них скандалов.


Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное. Некоторые критики обвинили меня в том, что я пытаюсь извлечь выгоду из сложившейся ситуации, но забыли упомянуть, что ситуация сложилось вовсе не по моей вине».Я открыл для себя человека по имени Джок Стерджес. Сей по большей части черно-белый фотограф обнаженной натуры, фамилия которого означает "Заложник Тора", и впрямь укушен каким-то положительным ангелом - иначе я не могу объяснить тех штук, которые вылазят у него из камеры.

В XXI веке страсти вокруг фотографа как-то сами собой утихли, он продолжает спокойно работать, как в 1980-х годах – с поправкой на возраст и популярность.


Несмотря на свои 60 с лишним лет он не собирается уходить на заслуженный отдых: устраивает выставки, издает книги и конечно фотографирует. Красота во всех ее проявлениях, особенно красота женского тела, по-прежнему волнует его: «Именно чувство прекрасного, умение увидеть и оценить красоту во всем ее многообразии и выделяет человека из всего остального мира», – уверяет он.

Для тех, кто поверхностно знаком с творчеством Jock Sturges"a, данная серия фотопортретов ирландских школьников будет выглядеть радикальным поворотом в совершенно другом направлении.


Однако, по признанию самого фотографа, его почти 10-летняя работа над этой серией является лишь развитием темы, которой он занимался всю свою жизнь: постижением того, что значит быть человеком и того, как изменение нашего физического облика отражается на личности, одновременно формируя наше внутреннее я.

"В Ирландии я работал по той же схеме, что и везде, - говорит Sturges, - У меня есть ученая степень в психологии восприятия и меня всегда интересовали эмоциональные состояния. Какова бы ни была художественная ценность моих работ, она возникает только благодаря моим портретируемым. Я восхищаюсь ими, уважаю их и никогда не прошу их позировать перед камерой."

В каждой работе Sturges демонстрирует удивительно тонкий и проникновенный контакт со своими портретируемыми. Полное доверие отражается на лицах людей, находящихся перед камерой. Так смотрятся в зеркало. Кажется через каждую фотографию протягиваются тонкие светящиеся нити от портретируемого к зрителю. И Sturges в этом случае становится чудесным ткачем, который нежно и трепетно создает эту светоносную фотографическую ткань.

"Как фотограф я считаю, что эти ирландские дети уникальны. Они значительно меньше погружены в проблемы и тревоги, которые свойственны американским детям нашего времени. Они видят меньше насилия по телевизору, тут в школах меньше рисков, связанных с распространением наркотиков, их жизнь намного проще, но они далеко не примитивны.Они исключительно хорошо образованны и серьезно задумываются о своей жизни. Как и многие дети, которых я фотографировал, они знают что такое тяжелый труд. Многие работают после школы или в выходные. Я надеюсь, зрители узнают из этих картинок то, что эти дети - "настоящие" люди, которых нельзя воспринимать как простейшие существа. Они имеют глубокую мотивацию и характер, направляющие их существование в мире."

По словам Sturges"a, для съемки своих ирландских серий он устанавливал большую форматную камеру 8х10" неподвижно и лишь иногда открывал затвор объектива в момент когда кто-то из детей попадал в поле зрения камеры. В течении одной перемены Sturges мог снять 20 или 30 кадров, но чувствовал себя счастливым если хоть один из них получался учитывая невероятную подвижность детей.

"Эти дети блаженно невнимательны к особенностям съемки форматной камерой. Они бегают и бегают! Но это стимулирует развитие у фотографа навыков беглого обращения с форматной камерой. Я очень благодарен детям за это!"

"Я стремился всегда играть длинные партии. Лучшее, что я могу сделать, как художник, это любить людей, которых я фотографирую. Работа, которую я делаю в течении моей жизни всегда об этом. Отношения между людьми - это все. Я работаю с некоторыми людьми в течении трех десятков лет. Это огромное преимущество - привносить в каждый снимок столь долговременное знание о конкретном человеке - привилегия и радость. Я продолжаю фотографировать каждого с кем я когда-либо работал - я просто не могу перестать делать это, потому что это все история безграничной привязанности друг к другу."

О человеке, который поверг всех праведников и приверженцев пуританских нравов Москвы в неистовый гнев - Джоке Стерджесе (Jock Sturges) - за прошедшие недели было сказано немало. Его скандальной выставке «Без смущения» (Absence of shame) досталось много внимания, но вовсе не такого, на которое рассчитывал фотограф, впервые посетивший Москву.

Признанный во всем мире мастер уже больше 30 лет снимает жителей нудистских коммун в естественной и комфортной для них среде. В его работах есть все необходимые искусству составляющие: гармоничная композиция, сюжетная линия, выверенный баланс светотени. И все же, московская персональная выставка Стерджеса болезненно затронула старый как мир вопрос: что есть искусство?

Ополчившиеся на организаторов выставки и самого автора активисты ответили на этот вопрос однозначно и сразу за всех, заявив, что представленные снимки - не что иное, как детская порнография. Они предпринимали попытки блокировать центр имени братьев Люмьер, где проводилась выставка, обращались с официальными заявлениями в генпрокуратуру и наполняли интернет праведным негодованием, полностью игнорируя тот факт, что «порнографии» у Стерджеса не больше, чем на полотнах эпохи Возрождения. Не дождавшись каких-либо официальных результатов проверки, возмущенные активисты решили взять ситуацию в свои руки.

Джок Стерджес, искренне восхищавшийся Москвой, как городом XXI века, никак не ожидал повторения истории, произошедшей с ним 26 лет назад. Тогда, в 1990 году, возглавляющий Евангельскую церковь Рэндалл Терри инициировал кампанию против фотографов, по его мнению, оскорбляющих своим творчеством чувства верующих. До того он активно выступал против абортов, но, оказавшись в проигрышной ситуации, решил направить силы в другое русло. Так Стерджес оказался под прицелом американских властей. Ему пришлось платить адвокатам сразу в нескольких штатах, но все обвинения были быстро сняты из-за отсутствия состава преступления.

Сегодня, как и четверть века назад, скандал вокруг выставки работ Стерджеса в Москве - это буря, родившаяся из домыслов отдельных людей и их видения ситуации через призму собственной испорченности. Ведь что в действительности изображено на этих снимках? Чувственная и хрупкая красота - предмет столь эфемерный, что художники, скульпторы и фотографы всех эпох посвящали и продолжают посвящать свое творчество попыткам ее увековечить.

Впервые снимать ню Стерджес начал в 1970-х годах, хотя к тому моменту уже имел ученую степень в сфере изящных искусств и богатый опыт в модной и рекламной съемке. Однажды, проезжая по Северной Каролине, он случайно наткнулся на хипповскую коммуну: в прохладный день полностью раздетые люди стояли вдоль дороги и грелись в лучах солнца. Фотографа поразило то, что люди не обращали внимания на собственную наготу и, будучи полностью обнаженными, чувствовали себя комфортно. После того случая он целенаправленно отправился исследовать подобные коммуны во Франции.

Отказавшись от погони за количеством моделей, мастер сфокусировался на отдельных семьях, с которыми поддерживает отношения уже не один десяток лет. По его словам, накопленные фотоархивы рассказывают историю его дружбы с членами общин, а также перемен, которые происходили с их жизнями и лицами за это время.

Джок Стёрджес - самый противоречивый фотограф, фотографии которого становятся скандалом October 13th, 2016

Если в одном из поисковых сервисов, Google или Яндекс, набрать всего две буквы, «д» и «ж», среди наиболее популярных запросов появится: «Джок Стёрджес». Кто же это такой, кто по популярности среди пользователей русского Интернета затмил Джину Лоллобриджиду и Джека Николсона?

Джок Стёрджес (Jock Sturges) - известный американский фотограф. Он родился в 1947 году в Нью-Йорке, на западном берегу Соединенных Штатов. Однако большую часть своей жизни он прожил на восточном побережье страны: в Калифорнии, в Сан-Франциско. Сейчас Стёрджес проживает в Сиэтле, штат Вашингтон. Те, кто смотрел сериал «Анатомия страсти» («Grey"s Anatomy»), наверняка запомнили контур этого современного и красивого города на побережье Тихого океана.

В конце 1960-х годов, когда Джок закончил общеобразовательную школу, в США еще был обязательный призыв в армию. Стёрджес проходил воинскую службу в Японии. Там же он добился первых успехов в фотографии, которая впоследствии стала делом его жизни. Стёрджес стал главным фотографом военной базы.

Демобилизовавшись в 1970 году, Джок Стёрджес продолжил образование сначала в колледже Мальборо в штате Вермонт. Он получил первую степень по педагогике, что позволило ему работать преподавателем фотографии. Одновременно Джок работал фотографом в различных рекламных агентствах, участвовал в выставках. В его портфолио постепенно накапливались выразительные фотоработы, а сам он вырабатывал свой стиль и искал собственную тему.

В 1978 году Стёрджес переезжает в Калифорнию, живет и учится в Сан-Франциско. Сан-Франциско - город красивый, яркий и, можно сказать, дерзкий. Люди, проживающие здесь, готовы прорывать все барьеры, и научные, и технологические, и нравственные тоже. Достаточно сказать, что борьба за свои права людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией началась именно здесь.

И достаточно сказать это, чтобы кое-кто тут же начал брызгать слюной и трясти кулаками, называя этот красивый и стильный город в лучшем случае гнездом порока. Окститесь, товарищи, позвольте продолжить.

В 1985 году Джон Стёрджес заканчивает обучение в Институте Искусств в Сан-Франциско и получает вторую степень в области искусств. Но что такое ученая степень в области искусств? Там, где самое важное не то, какие предметы ты выучил, а то, что ты сам можешь предложить «городу и миру» Самое главное для фотохудожника, как и для художника вообще

Свою тему Стёрджес нашел еще в конце 1970-х годов. Побывав на пляжах Нормандии и Бретани, а также на пляжах западного побережья Ирландии он начал фотографировать нудистов, которых на этих пляжах было довольно много.

Пляжи Нормандии привлекали еще импрессионистов. Многие из них кучковались вокруг роскошных городов-курортов Довиль и Трувиль. Здесь было все для развлечения богатой публики. Виллы, казино, модные магазины (Коко Шанель начинала в одном из них), шезлонги, в которых богатые мужчины и красивые женщины сидели, любуясь темно-синей поверхностью океана и дыша соленным воздухом. И купальни, в которых и те, и другие окунались в прохладные воды, одевши смешные для нас купальные костюмы конца 19-го - начала 20-го века.

Но пляжи Нормандии настолько протяжены, что там можно было довольно легко отыскать место совершенно пустое и дикое, да еще к тому же слегка прикрытое дюнами. Самое то, чтобы, не раздражая общественного мнения (даже во Франции того времени весьма консервативного), побеситься. Сбросить с себя одежку и побегать по бережку, в чем мама родила. Испытывая удивительное чувство возвращения в детство, когда обнаженное тело не вызывало никаких порочных эмоций.

И, кстати, если кто-то подумает плохо, представив оргии на пляжах, то, во-первых, да будет ему стыдно (как сказал один английский король, придумав орден Подвязки). А во-вторых, пусть он попробует представить эти пресловутые оргии на песке поподробнее. Пусть ляжет на мелкий песочек и немного по нему покатается. Впечатление получит незабываемое независимо от пола. Мелкий песок, забивающийся во все отверстия - то еще удовольствие. Нет-нет, только не оргии, только чистый и непорочный нудизм!


Черно-белые фотографии нудистов были сделаны Джоком Стёрджесом мастерски. И, что характерно, совершенно асексуально. Тот, кто пробовал фотографировать ню, знает, что эти фотографии могут быть вызывающе эротичными, а могут быть совершенно не привлекательными с этой точки зрения. Дело в позе, которую придумает для модели и «поймает» своим объективом художник. Так что снять асексуальную обнаженку - для этого требуется мастерство. И, кстати, асексуальность снимков лучше всего передает чувства людей, собирающихся в нудистские сообщества. Они не хотят потрахаться на берегу, потому что знают, как это противно. О чем уже было сказано в предыдущем параграфе.

Начав съемки нудистов в Европе, Стёрджес продолжил их на бесконечных пляжах Калифорнии, где тихоокеанская вода еще холоднее, чем волны Северной Атлантики. Это по-прежнему были черно-белые фотографии, снятые специальным объективом, который позволяет зрителю разглядеть красоту тела, не слишком его приближая, чтобы не сделать уродливым. А сделать это довольно просто. Вспомните, как Лемюэль Гулливер описывал свои прогулки по телам местных красавиц в Стране Великанов. Бр-р-р и еще раз бр-р-р!

В глазах многих россиян (а еще раньше, в глазах жителей советского государства) Америка представала притоном разврата! Ах, стриптиз, ах, «Playboy»! Ужас, ужас, ужас!!! Между тем, Америка - страна в основном с протестантской моралью. Протестанты - это христианские фундаменталисты, и взгляды их на вопросы взаимоотношения полов и на вопросы общественной морали весьма коррелируют со взглядами фундаменталистов исламских. Но они живут в обществе, где никто не вправе навязывать своих взглядов другим. Волей-неволей даже фундаменталистам приходится ограничивать свой пыл в борьбе за нравственность (как они ее понимают) рамками семьи или общины. Волей-неволей приходится соблюдать взаимную терпимость. Терпимость взаимно выгодную. Ведь если ты не будешь навязывать другим свои взгляды, то и другие не смогут навязывать свои взгляды тебе. Смотреть фотографии обнаженной натуры имеют право только те, кто это желает. Те же, кто считают такие фотографии аморальными, смотреть на них не обязаны. Могут тихо стоять в сторонке и радоваться, что никто не заставляет их смотреть на то, что они считают развратом. Как говорит хорошая русская поговорка:

«Не любо - не слушай, а врать не мешай»

Взаимная терпимость (она же толерантность) предполагает, что запрещать можно только то, что противоречит закону. И что запрещать это могут только те, кто на это уполномочен, то есть судьи. При этом перед судьей предстают представители обоих мнений, каждый из которых свою правоту должен доказать. Никто и никаким другим образом не может человеку ничего запретить. Пусть даже этот человек бегает по пляжу без одежды. Или же если другой человек такое безобразие (?) фотографирует.

Джок Стёрджес столкнулся с законом, когда стал фотографировать обнаженных девочек в период полового созревания («Лолит»). Власти решили, что это - детская порнография, демонстрация которой законом запрещена. В 1990 году 25 апреля полиция и агенты ФБР ворвались в студию, где работал фотограф и конфисковали фотоаппараты, негативы, готовые фотографии и компьютер, в котором хранились другие фотографии, сделанные Стёрджесом.

Доказывать свою правоту фотографу пришлось больше года. В результате судебного разбирательства фотографии Джока Стёрджеса порнографией признаны не были. Действия полиции и ФБР были признаны неправомерными. Суд Сан-Франциско не признал фотохудожника виновным и никаких обвинений против него не выдвинул.


Подобные процессы поднимают популярность деятелей искусства. Так было и в 19 веке, когда многие художники провоцировали общественное мнение, чтобы добиться популярности, а с нею славы и признания. Джок Стёрджес тоже стал известным благодаря скандальному процессу. За время, прошедшее со времени суда он издал более 10 персональных фотоальбомов. Его работы начали охотно покупать, галеристы с не меньшей охотой организовывали его персональные выставки. Но и другая сторона не успокаивалась. Против художника не раз выступали пуританские общины Америки. Религиозные активисты устраивали пикеты возле магазинов, которые продавали фотоальбомы Джока Стёрджеса. Пуританские общины несколько раз выдвигали против Стёрджеса новые обвинения. Но поскольку в США существует прецедентное право, иски против фотографа проигрывались на основании того, самого первого, приговора.

Почему же Джок Стёрджес стал столь знаменит в русском сегменте Интернета?

Потому что 7 сентября 2016 года в Москве была открыта его первая выставка в России, которая называлась «Без смущения» (Я бы перевел название «Absence of Shame», как «Без стыда»). Планировалось, что выставка будет работать до 30 октября 2016 года.

И вдруг, по прошествии двух с половиной недель, одна известная дама, член Госдумы, вдруг заметила, что эта выставка - публичная демонстрация детской порнографии. При том, что Джок Стёрджес, уже наученный горьким опытом, имел все документы, свидетельствующие, во-первых, что все съемки производились с согласия моделей, а во-вторых, что обнаженными на представленных фотографиях были сняты только совершеннолетние модели. Копии документов были в наличии у организаторов выставки в Москве. Кроме того, посетители до 18 лет на эту выставку не допускались.

Но здесь вам не Америка. Появились какие-то общественники, облаченные в какую-то униформу, представляющие какую-то общественную организацию и телами закрыли доступ на выставку. Ах, как это было героически! Ах, как это было духоподъемно! Ах, как это было скандально!

Российские ревнители нравственности, в конце концов, наступили на те же грабли, что и ревнители нравственности американские. Скандал сделал выставку популярной. Через несколько дней ее возобновили, и она проработала до конца сентября, приняв за неделю, наверное, раза в три больше посетителей, чем это было бы без скандала.

А Джок Стёрджес, благодаря случившемуся скандалу, получил свою долю славы в России. Чему подтверждением - выдачи самых популярных запросов к поисковым системам Интернета, начинающихся на буквы «д» и «ж».

Полезные ссылки:

  1. Без смущения

Депутат Госдумы Елена Мизулина, которая сочла выставку пропагандой детской порнографии. Мнения разделились – одни считают автора свободным художником, вторые – чуть ли не педофилом. Это скандал привлек к творчеству Джока Стерджеса новую аудиторию, которая раньше слыхом не слыхивала, кто он такой. Мы же вспомнили других скандальных фотографов, чьи работы находятся на грани морали.

Диана Арбус

Больше всего знаменитому американскому фотографу Диане Арбус нравилось фотографировать людей, а скандальную славу ей принесли снимки людей с физическими уродствами. Заниматься фотографией Арбус начала вместе со своим мужем Алланом Арбусом, который в ходе Второй мировой войны окончил армейские курсы фотографов. Такая практика существовала в войсках США, Британии и СССР – специально подготовленные солдаты снимали документальные кадры происходящего на фронте. Благодаря этому до нас дошли, например, съемки освобождения концлагерей – подробно об этом можно узнать, посмотрев документальный фильм «Наступит ночь», который монтировал Альфред Хичкок.

Но мы отошли от темы. В качестве предмета фотографии Диана Арбус выбрала моду, затем занималась «экстремальными» репортажами о транссексуалах. Самые известные работы были созданы ею после просмотра долгое время запрещенного фильма «Уродцы» (1932) об артистах циркового шоу. Арбус переключилась на физические уродства, но даже обычные люди через объектив ее камеры становились героями какого-то мрачного шапито – нелепыми, жалкими и неизменно несчастными. Сама Арбус долгое время страдала от депрессии и, в конце-концов, покончила с собой, перерезав вены. Ей было 48 лет.

Самыми известными фотографиями Дианы Арбус считаются снимки великана рядом с его родителями, близнецов и мальчика с гранатой в Центральном парке Нью-Йорка.

Джоель-Питер Уиткин

Как и Аллану Арбусу, Джоелю-Питеру Уиткину пришлось поработать в качестве военного фотографа, правда, на Вьетнамской войне. Возможно, увиденное во время войны повлияло на почерк фотографа – Уиткин стал знаменит благодаря мрачным и пугающим фотографиям и коллажам, в которых он использовал части мертвых человеческих тел. Еще одним фактором, оказавшим влияние на Уиткина, называют детское впечатление от автокатастрофы, произошедшей перед его домом – у ребенка, находившегося в машине, оторвало голову.


Фото: Алексей Никольский, ТАСС

Темы фотографий Уиткина перекликаются с почерком Арбус: это физические уродства, транссексуалы и смерть.

Ирина Ионеско

А вот французская фотограф румынского происхождения Ирина Ионеско сродни Джоку Стерджесу, только в качестве модели для своих чопорных эротических снимков она выбрала собственную маленькую дочь Еву, который в начале фотосессий было около пяти лет. На скандальных фотографиях девочка предстает в эротическом образе – обнаженной, с вызывающим вечерним макияжем и взрослым взглядом. В возрасте 11 лет девочка стала самой юной моделью Playboy (снимки делал известный французский фотограф Жак Бурбулон), а до 12 лет снялась в фильмах «Спермула», «Жилец» и «Распутное детство».

Чтобы ни говорили ценители искусства по поводу благодушных мотивов Ирины, а Ева, повзрослев, несколько раз подавала на мать в суд. Сегодня она известна как киноактриса и режиссер. Среди ее работ есть автобиографический фильм «Моя маленькая принцесса».

Так или иначе Ирина Ионеско стала известным по всей Европе фотографом со своим уникальным стилем. Это фатальная, траурная сексуальность с привкусом извращения и боли. Кажется, будто ее героини, одновременно вызывающе привлекательные и старомодные, не обычные женщины, а настоящие ведьмы или призраки, утопающие в черноте.

Борис Михайлов

Украинский фотограф Борис Михайлов стал скандально известным после выпуска серии фото под названием «История болезни». В 1997-1998 годах Михайлов фотографировал харьковских бомжей и беспризорников в самом неприглядном виде, в том числе раздетыми. Главной темой его работ долгое время являлось разложение советского и постсоветского общества. Первой известной серией фотографий была «Красная серия», созданная еще в 60-70-х годах и также нелицеприятно запечатлевшая обычных советских граждан.

Фото: Станислав Красильниковй, ТАСС

Михайлов стал первым украинским фотографом, получившим престижную европейскую награду «Хассельблад».

Андрес Серрано

Американский фотограф с гондурасскими и кубинскими корнями Андрес Серрано для создания своих работ не гнушается использования мочи, фекалий и даже трупов. Настоящую славу ему принес снимок распятия в емкости с мочой, сделанный в 1987 году. Работа получила название Piss Christ , или «Писающий Христос». Фотография начала получать призы и путешествовать по выставкам, вызывая негодование верующих, однако все это лишь работало на популярность Серрано.

Билл Хенсон

Еще один фотограф, чей интерес к обнаженной детской натуре одновременно сыграл против него и добавил ему популярности – Билл Хенсон. Известность пришла к австралийцу после скандального закрытия выставки в Сиднее в 2008 году. Причем половину работ полиция конфисковала как порнографические. Искусствоведы защищали художника, однако премьер-министр Австралии Кевин Радд действия полиции поддержал.

Терри Ричардсон

Терри Ричардсон вошел в историю фотографии как один из самых известных фэшн-фотографов. Он работал с Jimmy Choo , Hugo Boss , Yves Saint Laurent , фотографировал Барака Обаму, Вуди Аллена, Джонни Деппа и Леди Гагу, снимал календарь Pirelli . Несмотря на все это, он обладатель крайне скандальной репутации.

Сын фэшн-фотографа и танцовщицы, Ричардсон сначала играл панк в группе The Invisible Government , а потом переключился на фотографию, что прекрасно у него получалось. Ричардсон стал знаменит благодаря откровенным и веселым фотографиям со звездами, на его снимках зачастую присутствуют и элементы порнографии. Фотограф сознательно берется за «скользкие» темы, однако, как правило, выходит победителем. Так, за съемку полуобнаженных моделей на шикарных яхтах на фоне потонувших в результате глобального потепления городов Терри Ричардсон получил Серебряного Каннского Льва.


Фото: PA Photos, ТАСС

Скандалы в жизни фотографа начались в 2010 году, когда датская модель Ри Расмуссен обвинила его в растлении юных моделей. После этого модель Джейми Пек обвинила Ричардсона в сексуальных домогательствах. Слухи подтвердили многие другие модели, фотографы и участники съемок, однако Ричардсон все обвинения отметает. Надо сказать, что эксцентричный фотограф не только заставляет раздеваться других (а также плеваться пивом, доить корову в рот и прикрывать причинные места модным чемоданчиком), но и сам готов на безумства, в том числе сниматься полностью обнаженным.

Мария Аль-Сальхани

Центр фотографии имени братьев Люмьер представил первую в России выставку одного из самых противоречивых фотографов последних десятилетий - Джока Стёрджеса.

Стёрджес известен своими сериями семей нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. Выполненные с помощью крупноформатной камеры, его фотографии отсылают нас к работам старых мастеров живописи и фотографов конца XIX-начала ХХ века.

Однако слава пришла к фотографу вместе со скандалом. Изображение женской натуры в периоды полового созревания и до него привлекло внимание консервативной общественности, христианских общин и правоохранительных органов США в 1990х гг. Сначала полицейские службы совместно с работниками ФБР произвели обыск в студии автора и арест его работ и фотографической техники, несколькими годами позже активисты христианских общин США осаждали книжные магазины по всей стране с целью изъятия и уничтожения фотоальбомов автора. Позже все обвинения с автора были сняты.

Несмотря на нападки на Стёрджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура - снимки не оставляют ощущения порочности. Стёрджес не работает с обнаженным телом как с абстрактной формой, но устанавливает особый контакт с человеком, что делает его фотографии такими чарующими и непринужденными. Стёрджес на протяжении долгих лет дружит с семьями своих натурщиц. Фотограф снимает своих моделей - девочек и девушек из нудистских общин - в обстановке, совершенно гармоничной для них самих. «Нагота здесь ничего не значит…Люди обнажены, потому что они нудисты и проводят теплое время года на курортах, свободные от чувства смущения», - говорит автор.

Начав работу сериями в 1970ые годы, сейчас автор фотографирует уже третье поколение своих моделей. «У меня есть серии фотографий, отражающие 30- и 35-летние периоды жизни». Он очарован человеческих телом и тем, как оно развивается, начиная с младенчества и детства до подросткового периода и зрелости. Стёрждеса интересует не только физиологические метаморфозы, но и личностные изменения, которые претерпевает человек:

«Я хочу, чтобы, смотря на мои фотографии, зритель осознал, насколько интересны и многогранны люди на моих фотографиях».

Стёрджес изучал педагогическую психологию и фотографию в университете Марльборо в Вермонте, после чего получил степень магистра искусств в Институте изящных искусств Сан-Франциско. После окончания учебы Стёрджес в течение года работал под руководством фотографа и известного специалиста по фотопечати Ричарда Бенсона. За это время ему приходилось печатать с негативов Эжена Атже, Пола Стрэнда, Уолкера Эванса, Гарри Виногранда и других именитых фотографов.

Джок Стёрджес выпустил более 10 монографий, его работы находятся в музейных коллекциях таких институций, как Музей современного искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальная библиотека в Париже и франкфуртский Музей современного искусства.

Центр фотографии имени братьев Люмьер показал около 40 фотографий, снятых Стёрджесом на крупноформатную карданную камеру 20х25 см. Выставка представит творчество автора от ранних работ 1970-ых годов до современных съемок.

Jock Sturges. Ad"ele_ Montalivet, France, 1999




Jock Sturges. Sin"ead_ Clifden, County Galway, Ireland, 1995

24 сентября детский омбудсмен Анна Кузнецова и сенатор Елена Мизулина потребовали от правоохранительных органов проверить выставку "Без смущения" на предмет детской порнографии. Пояснения организаторов о том, что все обнажённые модели на выставке - совершеннолетние женщины, никак не помогли.

После этого выставку забаррикадировали неизвестные бандиты, назвавшиеся членами общественной организации "Офицеры России". Полиция никак не отреагировала на незаконные действия преступников.

Выставка в результате была закрыта.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник