04.07.2019

Простая городецкая роспись. Возможности использования городецкой росписи на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Поэтапное декоративное рисование по мотивам городецкой росписи для детей


История происхождения городецкой росписи

Село Городец было основано еще в XVI веке. Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень: женщины пряли нитки, изготовляли холсты. В нижегородском крае пряли не с прялки, а с гребня. Вместо лопасти прялки вставляли в донце гребень, а на его зубья надевали кудель. Поверхность донца давала художнику возможность развернуть целые живописные полотна.

А вот, что об этом говорится в Большой Советской Энциклопедии:

"Городецкая роспись, народный художественный промысел, развивавшийся с середины 19 в. в районе г. Городец (ныне в Горьковской области) и сменивший местное производство (существовало с 18 в.) прялок с инкрустацией и резьбой.

Лаконичная, контрастная по цвету городецкая роспись темперой служила для украшения жилища (ставни, двери, ворота) и предметов быта (донца прялок, мебель, игрушки и пр.). Окруженные цветочными узорами фигуры коней, петухов, фантастических зверей и птиц, сцены прогулок и чаепитий выполнялись широким, свободным мазком с графической обводкой изображений белыми и чёрными линиями, которые подчёркивали чёткий ритм композиции.

Промысел заглох в начале 20 в. В советское время возрожден. В 1938 в Городце создана артель "21-я годовщина Октября" (с 1960 - фабрика "Городецкая роспись"), выпускающая расписные игрушки и сувениры.

Ведущие современные мастера - Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.”

Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.

Возникновение росписи берет начало в производстве Городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.

В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. А. Мазин, Ф. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.

Городецкая роспись - уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.

История неповторимой сюжетной росписи насчитывает уже более полутора веков. В своих композициях крестьянские художники открывали уникальный образный мир.

Городецкая роспись - один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. Недаром один из французских искусствоведов сказал, что такие вещи должны находиться в Лувре.

Среди самых распространенных сюжетов росписи - гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники. Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и причудливых птиц.

На протяжении всей истории промысла народные мастера создали оригинальную живописную систему, нашли неповторимые образы и разработали богатейший арсенал приемов живописной проработки деталей сюжета и элементов орнамента.

В основу городецкой резьбы положен растительный орнамент с включением в него различных надписей и дат, а также изображений львов и сказочных существ (берегинь, фараонок). Художники используют также скобчатую, с подкраской, резьбу и инкрустацию мореным дубом. На предприятии искусной резьбой украшают шкатулки, небольшие панно, оклады икон, пряничные доски (для печати пряников), мелкую скульптуру. Мастера - резчики работают над резными иконами, используя художественные приемы, идущие от искусства древней Руси. Изделия резчиков отличаются виртуозностью исполнения и отмечены благородством художественной манеры.

За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют в основном плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинают играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.

Сегодня традиционный народный художественный промысел "Городецкая роспись" развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики "Городецкая роспись" сохраняют и развивают традиции этого народного художественного промысла.

В первой половине XIX веке резьба по дереву была еще популярной, хотя и очень трудоемкой. К росписи пришли постепенно, подкрашивая в необходимых местах изделие с резьбой темной краской, которая как бы заменяла инкрустацию из мореного дуба.

Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап, который заключался в грунтовке ее мелом и промазывании клеем. И только после этой предварительной работы мастер приступал к росписи. Интересным был способ росписи изделия - прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Роспись дополнялась «оживкой» - тонкой разделкой орнаментальных форм белилами. В работах городецких мастеров «оживки» наносились всегда на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объемность. Орнаменты решались в два - три приема. Наложит мастер основной цвет одним мазком, рядом положит другой, оттеняющей или контрастный, а сверху свободным движением нанесёт “оживку”. И зацветут на тоненьких стебельках цветы, заблагоухают сказочные розы и нежные купавки. Придёт мастер по работе ещё один раз, и лягут везде гибкие листья, дополняя яркие городские цветы.

Очень интересно решались фигуры людей на городских изделиях. Все лица писались однотипно: сначала наносился белый кружок, на котором быстрыми движениями кисти рисовались тонкие дуги - брови, черточки - глаза, дуги - губы.

В начале зарождения промысла изделия расписывали яичными, затем клеевыми красками. Масляная краска стала применяться позже, только в начале XX в.

Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки.

С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году Городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия.

В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный Городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».

В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение Городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы, длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.

детский творчество городецкий роспись

Городецкая роспись является одним из старинных русских художественных промыслов. Эта цветочная раскраска позволяет создавать невероятно красивые узоры и орнаменты. Благодаря декоративному рисованию можно создать цветы, павлина, лошадку, птицу, розана, петушка и многое другое.

Городецкая роспись является одним из старинных русских художественных промыслов

Начало городецкая роспись берёт отрезных прялок. Из дерева вырезались различные фигурки и вставлялись в углубления по соответствующей форме. Позже мастера стали красить деревянные фигурки, постепенно добавляя больше новых цветов.

В 19 веке у мастеров получались красивые деревянные фигуры зелёных, красных, синих и других окрасов. Ими украшали дома, дворы. Фигурки радовали глаз, их любили делать, ими восхищались дети. Петух росписью получался очень красивый.

Что могли украшать городецкие прялки?

  • Сани.
  • Сундуки.
  • Шкатулки.
  • Мебель.
  • Предметы обихода и т. д.

Обычно, роспись была символичной. Ценились жанровые рисунки. Например, на доске изображался купец и его конь или петушок. Элементы такой росписи сохранились и в наши дни.

Цветочным мотивам в данном ремесле отдавалось особое предпочтение. Также рисовались животные, например, львы или быки.

Любимые фонами в городецкой росписи для мастеров 19 века были синий, зелёный, словом, яркие и многоцветные. Реже использовался чёрный фон.

Как ведётся роспись? И тогда и сейчас работу поэтапно расписывают кистью. Поэтапное ремесло не предусматривает рисование по готовому макету. Удар кисти по доске должен быть плотным и сильным. Вся работа мастера довольно кропотлива, но, в то же время, и быстра. По характеру приёма работа несложная.

Для детей и дошкольников есть масса способов начать с несложных схем городецкой росписи, например, изобразить её на асфальте.

Галерея: городецкая роспись (25 фото)















Городецкая роспись: урок (видео)

Городецкая роспись: основные элементы

Для такой росписи необходимы специальные краски. Их называют «темперу». Делаются темперу-краски из сухих порошков либо из их аналогов. Альтернативой таким краскам может стать обычная гуашь, в которую добавили клей ПВА. Если выбор мастера пал на гуашь, то он должен знать, что при городецкой росписи перед промазыванием второго слоя рисунка, нужно дождаться полного высыхания первого слоя, иначе работа будет иметь белёсый оттенок.

Все кисти должны быть сухими, иначе после работы они испортятся.

Спецификой городецкой росписи является рисование без макета, то есть, художник плавно ведёт кисть по поверхности. Какие могут быть художественные приёмы при росписи? Их много, например:

  • Широкие мазки кистью.
  • Тонкие линии конкой кисточкой.
  • Виртуозны штрихи средней кистью.

Для такой росписи необходимы специальные краски

На какой поверхности выполняется городецкая роспись? Обычно за основу берётся дерево. При желании можно создать на нём цветной фон, раскрасив поверхность в красный, жёлтый или другой цвет.

Схема работы следующая:

  1. Для начала мастер помечает на поверхности приблизительные размеры композиции. Для этого можно использовать карандаш. При этом он не делает прорисовку макета! Это нужно для того, чтобы наметить будущий размер всех узоров росписи.
  2. Многие мастера советуют намечать контур узора не карандашом, а сразу красками. По их мнению, именно такая технология считается правильной.
  3. Узлы рисунка делаются тонкой кисточкой и светлой краской. Так работа смотрится аккуратнее.
  4. Поверх светлых пятен ставятся более тёмные. В этом состоит особенность данного ремесла.
  5. Перед началом работы следует собрать несколько разных кистей, так как различные детали удобно прорисовывать по-своему. Например, тонкие линии получатся красивыми только в том случае, если прорисовать их тоненькой кисточкой.
  6. Главными элементами городецкой росписи являются так называемые «оживки». К ним относят точки, круги, спирали, штрихи и дуги.

Поэтапное декоративное рисование по мотивам городецкой росписи для детей

  1. Начало рисунка – это набросок схемы на дереве в натуральную величину. Следует наметить размер будущей работы и её основных элементов.
  2. Для упрощения задачи можно прорисовать размер композиции на бумаге, а только потом перенести изображение на деревянную поверхность.
  3. Когда размер орнамента будет нанесён на деревянную поверхность, нужно выделить главный центр композиции. После этого можно продумать цветовую гамму.
  4. Когда будет решён вопрос о составе и цветовой гамме композиции, можно приступать к детальной прорисовке орнамента.
  5. Для детей рекомендуется выбирать несложные рисунки. Например, можно изобразить солнце. В центре рисуется красный круг, а рядом – лучи. Лучевые стежки должны быть одинакового размера.
  6. В конце работы деревянная поверхность покрывается лаком.

Ребенку будет проще рисовать простые элементы

Узоры городецкой росписи для старшей группы

В средней и старшей группе в детском садике не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи, ведь если ребёнок не сможет справиться с ней, то ему будет скучно. Можно остановить свой выбор на простом орнаменте и нарисовать красивый цветок.

Способ рисования:

  1. В работе будут использованы белые, красные, коричневые и зелёные краски. Рисовать дети должны либо на досках из дерева, либо на деревянных не глубоких тарелках.
  2. Карандашом следует наметить центр композиции и её размер.
  3. Затем можно приступать к прорисовке цветка. В центре рисуется маленький красный круг. Затем красная краска смешивается с белой для того, чтобы получился розовый цвет. Розовым рисуется ещё один круг, больше первого. После этого снова красный круг и снова розовый. Таким образом, у цветка получается разноцветная середина.
  4. Лепестки делаются зелёной и коричневой красками. Лучше их чередовать, так работа будет красивее.
  5. Можно соединить зелёную краску с белой для получения более светлого зеленоватого цвета. Им можно прорисовать лепестки изнутри. Данная прорисовка выполняется тонкой кисточкой.

В средней и старшей группе в детском садике не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи

Завершает работу лаковое покрытие поверхности.

Городецкая роспись: как нарисовать цветы?

Мастер-класс:

  1. Для начала выбирается поверхность и материал, которым будет выполнена работа. Чем красочнее она будет – тем лучше.
  2. Центры цветов отмечаются на поверхности карандашом. Рисуется яркий круг. Затем в каждом круге прорисовываются лепестки. Для этого используется цвет темнее сердцевины цветка.
  3. У каждого цветочка должен быть лепесток. Салатовые лепестки можно прорисовать тонкой кистью изнутри. Также можно прорисовать контуры лепестков и цветов более темной краской, но не чёрной.
  4. Дополнят композицию синие ягоды, нарисованные рядом с цветами.

цветок может быть как сложным, так и легким – выбирать мастеру

Городецкая роспись: как нарисовать коня?

  1. Для этого необходимо использовать чёрную либо коричневую краску. Но чтобы конь выделялся, фон работы должен быть светлым.
  2. Туловище коня рисуется средней кистью. Сначала можно прорисовать ей контур, а затем покрасить его. Конечности, хвост и шея рисуются более тонкой кистью. Отдельно прорисовываются копыта животного.
  3. Гриву коня можно нарисовать красным цветом.
  4. Украсит и дополнит композицию красивый орнамент. Можно сделать им рамку рисунка. Также, можно нарисовать лошадь, бегущую к солнцу.

Городецкая роспись: как рисовать цветок Купавку (видео)

Городецкая роспись сможет подарить массу положительных эмоций своему творцу. Главное – рисовать с душой, ведь тогда даже начинающий умелец сможет создать настоящий шедевр.

Богата народными промыслами Нижегородская область. Один из таких прославленных промыслов - городецкая роспись, зародившаяся в 19 веке в стоящем на Волге городе с созвучным названием Городец. Городецкую роспись отличает яркость красок, четкая оформленность фигурок и орнаментов, тонкая работа художника, выражающаяся в сильной детализации рисунка. Характерна для нее также контрастная обводка черным или белым цветом. Изделия в стиле городецкая роспись пользуются заслуженной популярностью у любителей народных промыслов.

История городецкой росписи

Традиционными для богатых лесом регионов России всегда становились промыслы, связанные с созданием и декором изделий из дерева. Нижегородская область и берега Волги не стали исключением. Зародилась роспись на основе использования контрастных пород дерева, которыми инкрустировались прялки. Уже позже в этот деревянный рисунок начали добавлять краски. Постепенно инкрустация ушла в прошлое, уступив место чистой росписи. До революции городецкая роспись украшала бытовые вещи - прялки, поставки, детские игрушки и мебель, разделочные доски, и являлась предметом торговли для жителей в основном самой Нижегородской области. Однако изначально росписью украшали все же в основном прялки, которые были желаемым товаром на ярмарках за пределами области. Когда расписная прялка не была в работе, хозяйка вешала расписное донце на стену как картину. В начале 20 века и в период революции городецкая роспись, как и многие другие народные промыслы, пришла в упадок. И, как и многие другие промыслы, как, например, возрождалась централизованно, но при помощи и высокой самоотдаче мастеров-носителей традиции, сохранивших секреты мастерства внутри своей семьи. Так, в 1936 году в Городце была организована артель по поточному производству изделий с городецкой росписью. Постепенно ассортимент изделий городецкой росписи возрождался, в 60-е гг. 20 века было начато производство детской мебели с городецкими мотивами.

Изделия с городецкой росписью

Городецкая роспись легко узнаваема. Мотивами росписи для сундуков, шкатулок, прялок становились крестьянский и городской быт, жанровые сцены. Для этой живописи характерна лубочность и нарочитость. Более размашисто писали в Городце растительные мотивы - цветы и листовидные узоры.

Кроме бытовых сцен и растительных мотивов в городецкой росписи, подобно росписям других областей, одним из излюбленных персонажей стали барс или лев. Также часто попадаются более привычные для жителя средней полосы кони и петушки. При этом кони в городецком варианте такие же стройные и тонконогие, как северной в мезенской росписи.

Чаще всего, если позволяет площадь расписываемого изделия, на одном предмете можно увидеть одновременно и жанровую композицию, и орнаментальное цветочное обрамление. Мастера городецкой росписи практически не используют предварительный рисунок и сразу наносят краски.

За самоваром, парочки, барыни и кавалеры, нарядные и румяные люди, маленькие веселые собачки - такие простые и милые сюжеты городской и деревенской жизни привычны для городецких сувениров.

Городецкая роспись в 21 веке не утратила своей актуальности. Все так же хорошо смотрятся в интерьере яркие сюжеты. Новая волна применения росписи - архитектурный и мебельный декор, особенно в загородных домах. Купите и себе кусочек красоты. Достаточно пары городецких досок, или сахарницы на столе, чтобы сделать кухню яркой.

Городецкая роспись, купить которую Вы сможете на нашем сайте, будет радовать Вас своей сочностью и в то же время аккуратностью. В нашем интернет-магазине Вы сможете найти как сугубо практичные вещи, например, разделочные доски, сахарницы, конфетницы и солонки, так и предметы для души, например, богато украшенные шкатулки, матрешки или панно. Ну и, конечно же, тарелка или шкатулка с городецкой росписью станут запоминающимся подарком для иностранных гостей и партнеров.

Значение народных промыслов России для раскрытия особенностей быта, художественного видения мира, русского народа очень велико. Знаменитая городецкая роспись является одним из ярких примеров самобытного творчества народа.

Городецкая роспись. История промысла

В середине XVIII века в России начинают возникать первые крестьянские артели, производящие нехитрую посуду, предметы быта. Самыми популярными изделиями были донцы для прялки и игрушки, которые вырезали из дерева, украшали резьбой и возили на ярмарку в село Городец Одним из главных оформления изделий была инкрустация из дерева. Вырезанные элементы вставлялись в подготовленные углубления, и на поверхности тем самым создавался выпуклый оригинальный орнамент. Позднее элементы орнамента стали подкрашивать и расцвечивать, а затем сложную инкрустацию полностью заменили росписью. Так, на нижней Волге, в деревнях с емкими русскими названиями Хлебаиха, Боярское, Савино, Косково возник городецкий промысел, центром которого стало село, а ныне город Городец.

Городецкая роспись, история которой продолжала развиваться на протяжении XIX века, широкую известность получила в начале XX века, когда маститые мастера организовали артель, в советские времена ставшую фабрикой городецкой росписи, расширив ассортимент деревянных изделий, украшенных характерным живописным орнаментом. Мастера городецкой росписи расцветили красками детскую мебель, кухонную утварь, шкатулки, и многое другое.

Характерные особенности городецкой росписи

Городецкая роспись элементы своих незамысловатых сюжетов заимствовала из сельской жизни. Специфический свободный мазок кисти, с характерными заостренными деталями, чем-то похожими на деревянную резьбу, которую они когда-то дополняли цветом, ярко свидетельствуют об истоках этого искусства.

Основное внимание городецких художников привлекают жанровые сценки из сельской и городской провинциальной жизни: воскресные гулянья молодежи, мужички с гармошками в полосатых шароварах и хромовых сапожках, яркие нарядные барышни, словно пританцовывающие кони и важные подбоченившиеся всадники. Изображения привлекают своей детской наивностью, праздничной театральностью, которая часто подчеркивается специальными приемами, например, нарисованным по бокам картинки занавесом, словно раздвинутым перед зрителями. Любят городецкие мастера изображать цветочные композиции в виде переплетенных гирлянд или крупных розеток, разбросанных по всему полю. Самыми любимыми мотивами в живописи являются петухи, с воинственно распущенными хвостам, и удивительно изящные пританцовывающие кони в праздничной упряжи.

Городецкой росписи свойственны яркие сочные краски. Самые любимые цвета: красный, изумрудно зеленый, черный, голубой, сочный синий и белый. Оттеночные эффекты достигаются разбеливанием основных цветов, что добавляет рисунку экспрессии. Колористика рисунка строится на контрасте. Ярким является белая или черная контурная обводка отдельных элементов.

Мастера народных промыслов рисуют без предварительных набросков, широко и сочно накладывая мазки один за другим сразу на изделие, используя при этом определенные, строго фиксированные приемы письма. Слой за слоем создается динамичный, яркий неповторимый узор. Пожалуй, в этом заключается основная особенность народного творчества.

История городецкого промысла продолжается. Современные мастера на фабрике в г. Городце создают удивительные по красоте творения. Многие из них являются лауреатами премии им. И.Е.Репина, а их изделия украшают музейные и выставочные залы. Среди известных городецких художников можно назвать А.Е. Коновалова, Л.Ф. Беспалову, Ф.Н. Касатову, А.В. Соколову и др.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

Особенности

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов.

Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем.
Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…»

Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу.

Городецкие мотивы — сцены городской жизни

Панно. "Мой любимый Городец". Колесникова

Панно"Улица купеческая"Колесникова

Панно"Гуляй слобода" Колесникова

Панно"Городец хлебосольный" Колесникова

Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.

Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.
В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом.
Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.

История городецкой росписи

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др.
В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью.

Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.

Для украшения досок мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией, очень редко встречающейся в народном искусстве. Фигуры вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Эти вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Располагая древесиной двух оттенков и пользуясь самым простым инструментом, народные умельцы превращали донце в произведение искусства.
Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.

В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец. Яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало его нарядным и красочным.

Со второй половины XIX в. сложная и трудоемкая техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем стала преобладать живописная манера украшения.

Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.

В наши дни традиции старых мастеров стремятся возродить и обогатить народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий "Городецкая роспись" в г. Городце. Среди них есть лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов, Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова.

Марина Белова..Бочата.Дерево, городецкая роспись.

Марина Белова.Поставецы.Бочата.Дерево, городецкая роспись.

Поднос М.М. Белова. Дерево, городецкая роспись.2005г.

Комплект карточек. Наглядные пособия для начальной школы.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник