23.06.2019

Конкурентоспособность компании определение методы оценки. Методы определения конкурентоспособности. Рупп "ольса" специализируется на выпуске продукции мебельной группы, используемой в доме, кемпинге, саду, в учреждениях здравоохранения и учебных заведения


4 апреля 1942 года в воздушном бою был подбит самолёт Алексея Маресьева. Восемнадцать суток лётчик боролся за свою жизнь: через леса и болота он ползком пробирался к советским войскам и несмотря на все трудности — добрался до своих. После тяжелого ранения Алексей Петрович лишился обеих ног, но продолжил боевые полеты и бил вражеские самолёты. Об этом удивительном человеке и пойдёт речь.

На краю гибели. Подвиг лётчика Маресьева

С самого детства Алексей мечтал стать лётчиком, но по состоянию здоровья его не приняли в лётное училище. В 21 год был призван в армию и в 1938 году сбылась мечта — Маресьева направляют в 30-ю Читинскую школу военных пилотов. Позже началась война.

Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог. А 5 апреля произошёл роковой случай — во время боевой операции его самолёт подбили. Маресьев сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Когда Алексей попытался встать — то почувствовал дикую боль, понял, что обе ноги сломаны. Тогда собрав силы и волю он пополз в сторону своих.

Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, питался корой, шишками и мхом. Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода… Ночевал Маресьев в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.

«Смочу ладонь, приложу к кучке муравейника, насекомые на нее налипнут, я их слизываю и ем» А.П. Маресьев

Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Его обнаружили жители деревни Плав в Валдайском районе. Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвез Алексея на подводе в свой дом. Там он провел еще неделю, потом летчика отправили в московский госпиталь.
Перелом конечностей, обморожение. Гипс нельзя наложить, потому что гангрена началась, и обморожение нельзя лечить, потому что кость раздроблена. Пришлось ампутировать. Он вернулся в «строй» уже через год – в июле 1943-го.

Алексей Маресьев после госпиталя

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей старший лейтенант А. П. Маресьев, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й Воздушной армии, удостоен звания Герой Советского Союза.

В 1944 году А. Маресьев согласился стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление вузов ВВС. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три (по другим данным - четыре) до ранения и семь после.

«Жизнь меня, конечно, потерла. Но, если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком. До сих пор не могу вспоминать о небе без особых, благородных чувств. У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали: «Годен во все рода авиации», я чувствовал себя на вершине счастья» А.П. Маресьев

После войны летать Маресьеву не дали. И он занялся своим образованием. Окончил ВПШ, Академию общественных наук. Защитил диссертацию по истории. С войны демобилизовался капитаном, в мирное время дошел до полковника

Правила жизни от героя Маресьева

«Пять качеств, необходимых человеку для того, чтобы вырасти настоящим: сила воли, смелость, упорство, мужество, умение преодолевать трудности. Все они между собой связаны, но ни одно нельзя выделить, ни одно убрать» А.П. Маресьев

Фото Алексея Петровича Маресьева: военное и послевоенное фото, фото с семьёй

1 of 13








Документальный фильм телеканала «История» «Алексей Маресьев. Судьба настоящего человека»

Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»

Книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» разрешили опубликовать только после войны. Говорят, наши пропагандисты боялись, что немцы подумают, будто в Советской Армии плохи дела. Вот, мол, уже и инвалидов воевать посылают.
Сам Алексей Петрович о появлении книги узнал, услышав отрывки по радио. Он позвонил в «Правду», попросил номер телефона Полевого и наконец смог встретиться с автором.
— Полевой действительно не показывал мне книгу до того, как она появилась в магазинах. Когда повесть напечатали, мне подарили экземпляр. Но я ее так и не прочитал. Несколько раз пытался. Но все как-то… В принципе Полевой все написал правильно. Придумал, правда, роман, который якобы был у меня с девушкой Ольгой. Хотя созданный им образ советской девушки мне нравится.

Интересные факты о лётчике Маресьеве

  • После крушения самолёта, к обессиленному лётчику подошёл медведь. Любопытствуя над лесным гостем, зверь ударил лапой Маресьева, распоров комбинезон. Кое-как нащупав пистолет, Алексей выпустил в косолапого всю обойму. К счастью, патрон хватило: медведь заревел и рухнул замертво.Чтобы убить косолапого, летчику пришлось израсходовать все патроны, стрелял он практически в упор.
  • В госпитале, едва взглянув на пациента с гангреной, дежурный медик отрезал: «Не жилец». Всю ночь умирающий летчик лежал на каталке возле морга. Спасло только то, что мимо проходил главврач. Он осмотрел ноги больного и скомандовал: «Срочно в операционную!»

Почти сто лет назад, 20 мая 1916 года, родился Алексей Маресьев - летчик, герой Советского Союза, легенда Великой Отечественной Войны. Его родина — город Камышин. Он с детства был вынужден приучаться к самостоятельности. Рос в многодетной, полусиротой семье, отец рано умер.

Биография Алексея Маресьева полна чередой преодолений и мужества. Алексей Маресьев в детстве и юности сильно болел, иногда с трудом передвигался и уже тогда начал мечтать о полетах. Излечиться от странной хворобы помог случай. Собиралась комсомольская бригада строить Комсомольск-на-Амуре. Когда Маресьев попал в этот чудодейственный край, полностью исцелился. Тогда он стал продвигаться к своей мечте стать летчиком. Первые уроки Маресьев получил на Амуре, и при зачислении в авиационный погранотряд на Сахалине. Но серьезных полетов не было.

Первый летный опыт Маресьев смог получить только в 1940 году в военной школе Батайска. Настоящий бой он отважно провел в 1942. Его напористое стремление стать мастерским летчиком дало результат. Алексей Маресьев был старательным учеником. Всего за месяц в первый же год боевых вылетов на счету талантливого летчика Маресьева было 4 неприятельских машины. Роковые перемены в биографии Алексея Маресьева случились 4 апреля 1942 года. Самолет-истребитель Маресьева подбили в воздушном бою. Он упал в местности Старая Русса. Отважный летчик находился в лесу 18 суток. Он отчаянно полз к своим. Каким образом выжил израненный летчик - загадка.Старший лейтенант Маресьев мужественно перенес ампутацию обмороженных голеней обеих ног, научился жить на протезах и вернулся в небо.

Поначалу, молодой летчик Маресьев был страшно подавлен, но могучая воля оказалась сильнее увечий. Маресьевым двигали совсем не амбиции. Всю жизнь этот удивительный человек стеснялся своей ненужной ему самому известности. В своих интервью он проявлял необычайную скромность. В разгар войны Маресьев не желал и не мог остаться в тылу. Он чувствовал себя более чем способным защищать свое Отечество. Летчик Маресьев более всего любил небо, приговор о профнепригодности не принял. Несгибаемая сила духа и упорство помогали старшему лейтенанту Маресьеву. 1943 год - он вновь отправился на фронт. Маресьев без ног был более чем годен к полетам. Это - большая победа - самый великий подвиг Маресьева. Героический летчик провел 86 летных боев и сбил 11 самолетов противника.

Родина удостоила Алексея Маресьева звания Героя Советского Союза в августе 1943 года. Это за отчаянное мужество и воинскую доблесть, которую он проявил в борьбе с ненавистными врагами. Слава героя-инвалида прокатилась по всем военным частям, о нем восторженно говорили в тылу. В 15-ю Воздушную армию заспешили корреспонденты. Много было написано о подвигах летчика Маресьева. Писатель Борис Полевой, автор «Повести о настоящем человеке», не дал своему герою его Маресьева, из боязни, что летчик-герой в будущем совершит нечто не в соответствии с идеологией, и повесть не издадут. Так появился литературный Мересьев. Но, в книге - все то, что на самом деле произошло в биографии Алексея Маресьева.

Не было только девушки, она появилась позже. Реальная жена летчика Маресьева служила в воздушных вооруженных силах. Первым делом самолеты, ну а девушки потом - как поется в знаменитой песне времен войны. На самом деле Алексей Маресьев даже не читал книги о своих подвигах: «Не довелось». Но автографы на долгую память на книге подписывал. В СССР имя Маресьева знал практически каждый. Позже «Повесть о настоящем человеке» была переведена на многие языки мира. Художественный фильм, с Кадочниковым в главной роли, смотрели все в СССР, а в Большом театре была поставлена одноименная опера. Маресьев дослужился до чина Гвардии майор и ушел из армии в 1946 году. Приходилось несладко, сказались тяжелые увечья. Но без дела он не остался - обучал летному мастерству молодых летчиков. Последний раз Маресьев поднялся в небо в 50-х годах. Так закончилась героическая небесная сага героя. В 1952 году Маресьев учится в высшей школе ЦК КПСС, а 1956 году заканчивает аспирантуру Академии общественных наук.

Самообразование и стремление к знаниям могут служить любому примером. Маресьев стал кандидатом исторических наук. Алексей Маресьев много времени уделял благополучию ветеранов. Он стал активистом комитета ветеранов войны. Маресьев опубликовал свои воспоминания о ВОВ. Самая известная его работа - "На Курской дуге", куда вошли воспоминания многих ветеранов, с кем он дружил, о ком заботился. До самой смерти Маресьев поражал своей необыкновенной жаждой жизни, доброжелательностью к людям и любовью к Родине. Жил он скромно, как и многие ветераны ВОВ, привыкшие к невзгодам.

Маресьев не любил жаловаться и просить. На фронте вообще забыл о своих ранах. Одна мечта не сбылась. Не довелось управлять «Аэрокоброй». Конструкция этой машины слишком сложна для инвалида обеих ног. Но Маресьев воплотил свою главную мечту. Он вместе с остальными приблизил Победу. Когда говорили о его подвиге, смущался. Алексей Маресьев не умел жить без отдачи. Когда Великая Отечественная война закончилась, стране по-прежнему требовались герои. Победа далась высокой ценой: миллионы раненых, инвалидов, потерявших близких людей. Всем нужна была иллюстрация настоящего героизма, которой и стал летчик-истребитель Алексей Маресьев.

С началом «перестройки» приступили к тотальному развенчанию героев. Этот цинизм коснулся и Маресьева. Но военные подвиги Маресьева, вся биография были подлинными. Он неоднократно бывал в нашей школе, на самом главном празднике нашей страны Дне Победы. Запомнилось мужественное, доброе улыбающееся лицо, статная осанка летчика-героя Маресьева. Мне посчастливилось слушать его рассказы о временах войны. Он много говорил о простых бойцах, об их мужестве, и казалось - собственная известность его несколько тяготила. Он верил, что мы вырастим преданными своей стране, говорил об этом без пафоса, но проникновенно.

Такие люди как Маресьев - величайшие герои, наши спасители, те, кто подарил нам жизнь. Скончался Алексей Петрович Маресьев в 2001 году, в день своего рождения, когда для него готовили торжественный праздник. Великий герой ВОВ Алексей Маресьев ушел с почестями.

Виктория Мальцева

Биография которого описана в статье, - знаменитый советский летчик, герой, которого знал каждый школьник СССР. История этого удивительного человека - это правдивая повесть о великой силе воли и несломленном духе.

Детство

Родился А.П. Маресьев 7 мая 1916 года в небольшом городке Камышин Камышинского района в Российской Империи. Его отца звали Петр Авдеевич Маресьев, а мать - Екатерина Никитична. Про отца Алексея сохранилось мало информации. Известно только то, что он умер, когда будущему герою было всего три годика. Матери пришлось воспитывать самой троих сыновей. Конечно, молодой вдове было сложно накормить, одеть и должно воспитать детей, однако, судя по результатам ее трудов, у нее это здорово получилось. Денег в семье обычно не хватало, поэтому жили они скромно. Работала Екатерина Никитична на деревообделочном заводе уборщицей. Когда подросли сыновья - Петр, Алексей и Николай, - они помогали матери по хозяйству и всячески старались ее поддерживать.

Учеба

По достижении семи лет Маресьев Алексей Петрович, биография которого учит отваге и пошел в общеобразовательную школу в родном городке. После ее окончания он поступил в училище, где выучился на токаря по металлу и пошел работать на тот же завод, где работала его мать.

Однако к токарскому делу у юного Алексея душа не лежала. В мыслях он всегда рисовал себе непостижимое небо и мечтал летать, как птица. С самого детства будущий летчик Маресьев был очень упорен и целеустремлен. Вдохновленный мечтами о небе, он дважды посылал свои документы в летное училище, но и в первый, и во второй раз ему было отказано. Причиной отказа была перенесенная в детстве Алексеем малярия в тяжелой форме. Из-за этой болезни у юноши развился ревматизм уже в молодом возрасте, и был довольно сильно подорван иммунитет.

В 1934 году, в возрасте 18 лет, парня отправляют на строительство города Комсомольск-на-Амуре. Там молодой человек помимо основной работы начинает заниматься в аэроклубе. Мечты о небе не покидали его никогда. В 1937 году он смог лицом к лицу столкнуться с высотой синих небес. В этом году А.П. Маресьев был призван в Красную Армию. Сначала он служил на Сахалине в авиационном погранотряде, а потом поступил в авиационное училище. С этого момента начался путь к мечте, которую так долго лелеял Маресьев Алексей Петрович. Биография его круто изменилась.

Война

К сожалению, и на безоблачное небо находят тучи. Так, в 1939 году молодой летчик, будучи в Батайске инструктором, в авиационном училище встретил Вторую мировую войну. Уже летом 1941 он был направлен в военный истребительский полк. Впервые самолет Маресьева полетел в бой в августе 1941 года. Во время боевых действий летчик Маресьев героически рвался в воздушную атаку и бесстрашно бросался на врага, проявляя чудеса храбрости. Менее, чем за полгода, Алексей сбил 4 вражеских истребителя, но однажды вражеский пулемет настиг и сбил самолет Маресьева. Случилось это в начале апреля 1942 года. Находясь в сознании, но будучи сильно раненым, летчик был вынужден экстренно посадить машину. С искалеченными ногами герой оказался один на незнакомой земле. Однако, несмотря на боль и страх, Маресьев Алексей Петрович, биография которого является примером для каждого защитника Родины, не собирался сдаваться смерти. Питаясь корой деревьев, растениями, ягодами и шишками, раненый летчик ползком, истекая кровью, 18 суток добирался до линии фронта. Когда он уже совсем потерял надежду на спасение, его, окровавленного и обессиленного, недалеко от населенного пункта нашли двое ребят. Мальчишки позвали на подмогу старших. Маресьева довезли до деревни и поселили в одном из домов. Добрые люди всячески пытались помочь солдату и спасти ему жизнь. Вскоре он в критическом состоянии был доставлен в больницу. Повреждения были очень серьезные. У Маресьева началась гангрена и сепсис. Никто из врачей не брался его оперировать. От смерти летчика спас хирург Теребинский. Маресьеву пришлось ампутировать две ноги до колен, но жизнь его была спасена.

Несмотря на инвалидность, Алексей Петрович не сдался, а решил бороться до конца. Трудно представить, но этот летчик, будучи калекой, добился возвращения на фронт. После ранения он продолжал летать и сбивать вражеские самолеты. Уже после возвращения в строй он сбил семь немецких истребителей. В этом ему помогали протезы, на которых Маресьев не только научился ходить и летать, но и танцевать вальс! За свое мужество и доблесть он получил множество наград, а также звание «Герой Советского Союза». Маресьев А.П. - это образец невероятного мужества и поразительного стремления к победе.

Послевоенное время

После войны герой нашей статьи работал инструктором в школе Военно-Воздушных Сил. Он всегда поддерживал хорошую физическую форму. Плавал, катался на коньках, лыжах, велосипеде. Поставил личный рекорд по плаванью и переплыл Волгу под Куйбышевом (2,2 км) за 55 минут.

Такой силе воли и рвению к жизни можно только позавидовать. Стал кумиром своих учеников, многих летчиков и просто мирных граждан Алексей Маресьев. Биография и его подвиг легли в основу книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Его приглашали на многие мероприятия и знали почти в каждом доме. О нем рассказывали детям в школе и ставили в пример подрастающему поколению.

Личная жизнь

Маресьев А. П. был женат. Супруга Галина родила ему двух сыновей: Виктора и Алексея. Виктор стал инженером-автомобилистом, а вот Алексей, к сожалению, был инвалидом с самого детства. Семья жила довольно мирно и счастливо.

Награды

Алексей Петрович - Герой Советского Союза. Он был удостоен множеством наград. Получил Орден «За заслуги перед Отечеством», за социальную работу и воспитание патриотизма у молодежи был удостоен Ордена Дружбы, награжден и Красного Знамени. Его невероятная отвага и сила духа были отмечены Орденом Отечественной Войны. Получил еще многие другие награды, а также особую благодарность Президента Российской Федерации.

Уход из жизни

Умер Маресьев 18 мая 2001 года. В честь его 85-летия был организован концерт в Театре Российской армии в Москве, где Маресьев должен был быть почетным гостем. Но к несчастью, у Алексея Петровича остановилось сердце перед самым началом торжественной части. Герой скончался. Концерт в его честь был начат минутой молчания.


В мае 2016 года исполняется сто лет Герою Советского Союза Алексею Маресьеву , сумевшему после крушения самолета и ампутации обеих ног вновь вернуться в строй и даже сбить еще 7 вражеских машин.

Самого летчика окружает множество легенд. Скажем, его день рождения официально отмечается 20 мая. Википедия и многие другие источники утверждают: "Алексей Петрович Маресьев (7 мая 1916 года, Камышин, Саратовская губерния - 18 мая 2001, Москва)".

На самом деле "настоящий человек" появился на свет 16 мая. И этому есть документальные подтверждения - свидетельство о рождении.

Правда, сам Алексей Петрович не придавал большого значения точности даты. Раз закрепилось 20 мая, пусть так и будет.

Из хутора Веревкина

"Камышин... детство! Уютно жилось в крохотном домике на окраинной улице!.." - это из "Повести о настоящем человеке", в которой Борис Полевой описал реальную историю летчика Мересьева, прототипом которого и был Алексей Маресьев. Дом, где прошло его детство, не сохранился. Но в Камышине хранят память о земляке.

Есть у нас в городе старые дома железнодорожников. Мой сын недавно приобрел там жилье. Стали мы с ним разбирать всякий хлам в сарае и нашли черно-белую фотку, на ней какие-то школьники, - рассказывает местный историк Вячеслав Шамаев. - И среди них юный Маресьев.

Раритетное фото датировано 1929 годом. После "школы 2-й ступени", обычной семилетки, он пошел на рабфак. Сохранилось его заявление о приеме.

На групповом школьном фото. Маресьев - первый слева в нижнем ряду. Фото: Из архивного фонла музея Маресьева г. Камышин

Написано оно с огромным количеством ошибок. В то время у него был такой уровень образования, - признает Шамаев. - В аттестате по всем предметам у него стоит "удовлетворительно". Но это не значит, что "тройки". Просто тогда была такая система: либо "уд.", либо "неуд.". А впоследствии Маресьев окончил Высшую партийную школу и даже стал кандидатом исторических наук.

Самолет так и не нашли

В небо он влюбился, как только увидел самолет. Набирал воду и услышал рокот мотора. Задрав голову, неотрывно следил за маленьким силуэтом на синем фоне. Смотрел-смотрел, да и свалился в воду.

Но в авиашколы его не брали из-за слабого здоровья: мучили малярия и ревматизм. Но в 18 лет райком комсомола отправил его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Тамошний воздух благотворно подействовал на Маресьева.

Легендарная часть его жизни началась 5 апреля 1942 года, когда Як-1 был сбит над новгородскими лесами. Во все справочники здесь тоже вкралась хронологическая ошибка: обычно указывают 4 апреля. А на месте, где обнаружили полуживого Маресьева, и вовсе была мемориальная плита, надпись на которой гласила, что истребитель рухнул в феврале.

Кандидат исторических наук Алексей Иванов из Камышина лично общался с Маресьевым.

Плиту уже поменяли, сейчас указан апрель. Путаницу в числах Маресьев объяснил просто: "Я так при падении головой о дерево ударился, что у меня все время галлюцинации были", - говорит историк. - 10 лет ищут самолет Маресьева. Достали 5 - все с мертвыми пилотами. И ни одного "Яка".

Мересьев выбрался из самолета и начал свой 18-дневный путь к людям. Ползком - ноги были покалечены. До сих пор никто точно не знает, где разбился его самолет, какое расстояние он преодолел.

Полевой немного облегчил участь своего героя. Мересьев находит банку тушенки у убитых советских солдат. Таких подарков на пути Маресьева не попадалось, - уверяет Алексей Иванов. - Он питался шишками да ягодами. Еще засовывал руку в муравейник, там его кусали муравьи, а он слизывал кислоту с пальцев.

В одном из интервью сам Алексей Петрович также опроверг, что ел ежа (еще одна придумка Полевого. - Ред.). Из живности ему попалась лишь ящерица. Но она оказалась настолько противной на вкус, что Маресьев ее выплюнул.

Стулья, крылья

После операции медсестра успокаивала Маресьева, что теперь будет легче. Литературный персонаж, глядя на укороченные после ампутации ноги, съязвил: "На сколько килограммов?"

Реальному Маресьеву было ничуть не проще. По словам Вячеслава Шамаева, первые протезы сделал госпитальный мастер-самоучка. Алексей Петрович ходил в галифе, чтобы не видно было деревяшек. Но они сильно скрипели при ходьбе. Потом уже в Москве ему сделали заводские протезы. А после войны он получил пластиковые, сделанные на лучшем протезном заводе страны в Ленинграде.

Маресьев часто говорил, что не читал повесть Полевого. Убежден, что это лишь легенда. Как и то, что книга была написана за 19 дней, - считает историк Иванов. - Вообще еще в 1943 году о Маресьеве был опубликован в "Красной звезде" рассказ фронтовика Ильченко. А повесть Полевого - тогда в два раза тоньше нынешней - была готова уже в 1944 году. Ее прочитал лично Сталин и синим карандашом наложил резолюцию: "Пока не время". Чтобы гитлеровская пропаганда не использовала в своих целях то, что у нас инвалиды воюют. А после войны Полевой расширил первоначальный вариант.

Военно-полевой роман

Алексей Маресьев с женой и сыном на даче. Фото: Яков Рюмкин / Музей Москвы

В повести кроме героической есть и любовная линия. Конечно, всем было интересно, что из этого было на самом деле. Но исследователи единодушны: трогательные женские образы "Повести о настоящем человеке": камышинки Оли и "метеорологического сержанта" - только плод воображения писателя. А со своей будущей женой Галиной летчик познакомился уже после войны в Москве.

Впрочем, одна Ольга в судьбе Маресьева все же была. Сбитого летчика выхаживали нашедшие его жители деревни Плав (у Полевого - Плавни). Читатели вспомнят и Варю, выполнявшую роль сиделки при больном. Как указывает Иванов, ее прототипом была молодая солдатка Ольга Сергеева.

В мае 2001 года должна была состояться ее встреча со спасенным ею 59 лет назад летчиком. Сергееву пригласили на концерт в честь 85-летия Алексея Петровича. К сожалению, им не удалось увидеться вновь. Маресьев перед выходом из дома почувствовал себя плохо, прилег перевести дух. Через минуту его сердце остановилось. Но вечер в Театре Российской армии состоялся. Открывала его минута молчания.

В мирное время Маресьев работал в ветеранских организациях. Тогда в Серпухове хотели выпускать мотоколяски для инвалидов. Как вспоминает его сын, Маресьев возмутился: неужели это все, что заслужили люди? Тогда и стали выдавать ветеранам бесплатные "Запорожцы".

Сам он водил обычную машину, с педалями. В 1966 году, на 50-летие, ему подарили "Москвич". Когда рабочие узнали, кому предназначается автомобиль, собрали его вручную.

Кстати

Военно-патриотический туристический маршрут, посвященный подвигу Алексея Маресьева, появится в Валдайском районе. Одной из главных его точек станет двухметровый памятник с копией винта истребителя Як-1, установленный на месте, где его нашли. Монумент открыли 13 мая, среди гостей был сын летчика Виктор Маресьев.

Памятник А. П. Маресьеву в родном городе Камышине

В этом году рядом с памятником появятся места для ночлега и отдыха, парковка. Власти обещают привести в порядок и дороги - как автомобильные, так и тропинки. Добраться до деревни Плав можно будет в любое время года: летом - на автобусах, осенью - на джипах и квадроциклах, зимой - на снегоходах. Гостям предложат круглогодичный палаточный городок и осмотр дома семьи Вихровых, где приютили раненого летчика и где сейчас живет внук одного из его спасителей.

Маресьевский Як-1 здесь ищут много лет. Последняя экспедиция состоялась прошлой осенью, тогда поисковики заявили, что найденные в районе озера Селигер фрагменты принадлежат самолету Маресьева. Но выводы не подтвердились. Новая поисковая экспедиция стартовала на днях.

Инга Бугулова, Новгородская обл.

Прямая речь . Интервью с сыном летчика Виктором Маресьевым

Сегодня Маресьев-младший на пенсии, однако по мере сил способствует поддержанию памяти об отце.

Конечно, по медицинским показателям он был инвалид. Но не хотел быть калекой. И с виду был абсолютно обычный человек. После войны же было очень много безруких, безногих. И некоторые тогда, образно говоря, поднимали лапки кверху. Отец был другого характера.

Вы ездили на Валдай, где он был сбит?

Конечно. Там без всяких туроператоров, без указаний сверху люди проложили "маресьевскую тропу": едут к деревне Плав. Дом, где отца выхаживали, сохранился. Я там побывал. В нем живет семья Вихровых. Сам отец больше туда не ездил. Боялся, что не выдержит сердце. Еще он не любил летать на пассажирских самолетах. Летал лишь дважды: в Париж и в США. А так все поездом.

Между тем

К столетнему юбилею Алексея Маресьева камышинский мультипликатор Вячеслав Горбунов экранизировал "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого. Многостраничная книга уместилась в 4-минутный видеоролик. Работа над фильмом заняла 4 месяца. Чтобы успеть к юбилею, аниматор вынужден был отказаться от ряда важных сцен. Например, от танца на протезах в госпитале - так Маресьев убедил врачей, что годен к службе.


Имя: Алексей Маресьев (Aleksey Maresiev)

Возраст: 84 года

Место рождения: Камышин, Саратовская губерния

Место смерти: Москва

Деятельность: военный деятель, лётчик-герой

Семейное положение: был женат

Алексей Маресьев - биография

Весть о начале войны 25-летний лейтенант Маресьев встретил в должности инструктора авиаучилища. Она предполагала бронь: новых курсантов кто-то должен обучать. Но сидеть в тылу, когда Родина в опасности, было не в его характере. Если бы Алексей знал, что ему предстоит пережить в своей биографии...

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин. Мечта стать летчиков преследовала Алешу с самого детства. Но советский пилот должен был иметь железное здоровье, а подросток этим похвастаться не мог. Малярия и ревматизм почти «прописали» его в больнице и поставили крест на мечте.

Алексей Маресьев - мечта о небе

Когда в семье Маресьевых умер отец, самому младшему из троих сыновей - Алеше - едва исполнилось три года. Неудивительно, что мальчик его почти не помнил. Мать в одиночку поднимала детей на скромное жалование уборщицы.

В начале 1930-х из каждого радиопродуктора звучали слова о бесстрашных сталинских соколах, и Алексей заболел небом. По окончании школы пошел учиться на токаря, но, добиваясь направления в авиаучилище, дважды подавал заявление в военкомат. И оба раза доктора выносили вердикт - «не годен». В 18 лет райком комсомола отправил парня на стройку в Комсомольск-на-Амуре. Здесь о его болезнях никто не знал, и он стал посещать аэроклуб. Именно тут Алексей Маресьев впервые в своей биографии сел за штурвал самолета. Отсюда же его призвали в Красную армию.

Учитывая подготовку, Маресьева определили в Сахалинский авиапогранотряд. Уже через год смышленого парня отправили в Читинскую школу военных пилотов, которую вскоре перевели в Батайск и повысили до статуса училища. Получив погоны лейтенанта, Маресьев охотно принял предложение остаться при училище авиаинструктором. Хорошее жалованье, возможность летать и внимание девушек - что еще нужно молодому парню?

Однажды вместе с сослуживцем Алексей решил пошить коверкотовый костюм. Когда лейтенанты пришли в ателье, то увидели плачущую женщину. «Война началась!» - обернувшись к посетителям, крикнула она. Маресьев сдвинул фуражку на затылок: «Ну что, Коля - придется повоевать нам».

Алексей Маресьев - на краю гибели

Первый боевой вылет в своей военной биографии Алексей совершил в августе 1941-го. Страха не было, а смерть товарищей лишь добавляла злости к врагу. Он быстро открыл счет победам, пока сам не стал мишенью немецкого аса. 4 апреля 1942 года, прикрывая партию бомбардировщиков, Маресьев напоролся на группу «мессершмиттов». Он видел, как две огненные очереди прошли мимо его крыльев, а третья попала в мотор. Самолет затарахтел и, накренившись, устремился вниз. Спасая машину, пилот хотел спланировать, но долететь до поля не удалось. Истребитель рухнул на еловые ветви, а пилота выбросило из кабины...

Очнулся Маресьев от того, что ему в лицо тыкалось что-то влажное. Открыв глаза, похолодел: его обнюхивал огромный медведь. Охотники говорят, что в таких случаях лучше притвориться мертвым: медведи мертвечину не едят. Но самообладание изменило Маресьеву, он дернулся - и зверь ударил его лапой, распоров комбинезон. Кое-как нащупав пистолет, Алексей выпустил в косолапого всю обойму. К счастью, ее хватило: медведь заревел и рухнул замертво.

Алексей попытался встать - и почувствовал дикую боль. Обе ноги сломаны! Подобрав палку, он кое-как заковылял по сугробам: помощи ждать все равно неоткуда.

Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, а питался корой, шишками и мхом. Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода... Ночевал Маресьев в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.

Когда боли усилились, у него начались галлюцинации - он видел то невесту, то родной аэродром, то товарищей по службе. В таком состоянии его и нашел житель новгородской деревни Плав. На вопрос: «Ты - немец или нет?!» летчик не откликнулся, и сельчанин, решив, что немец, ушел. Спустя пару часов на пилота наткнулись мальчишки: Сережа Малинин и Саша Вихров. Услышав, что он что-то бормочет по-русски, Саша сбегал за отцом, и на подводе они привезли Маресьева в деревню.

Сломанные, обмороженные, почерневшие ноги Маресьева требовали срочной операции, а доктора в деревне не было. Колхозникам как-то удалось сообщить о раненом через фронт, и вскоре за ним прилетел самолет. Но в госпитале, едва взглянув на пациента с гангреной, дежурный медик отрезал: «Не жилец». Всю ночь умирающий летчик лежал на каталке возле морга. Спасло только то, что мимо проходил главврач. Он осмотрел ноги больного и скомандовал: «Срочно в операционную!»

Маресьев - звезда героя

Узнав, что у него больше нет ног, Маресьев впервые захотел умереть. «Ради чего жить? - думал он. -Летать я не смогу. Да и замуж за калеку не пойдет ни одна девушка». Из депрессии его вывел сосед по палате - комиссар Семен Воробьев. «Человек может что хочешь сделать - было бы желание», - сказал он и вручил книгу о летчике Первой мировой Валерьяне Карповиче, летавшем без ступни на биплане.

Прочтя ее, Маресьев воспрял духом: «А чем я хуже Карповича?!»

После госпиталя Алексея отправили в санаторий, где он не просто стал осваивать протезы, а решил научиться танцевать на них. Хотел убедить медкомиссию, что деревянными ногами человек может управлять как своими. Часами Маресьев репетировал вальс и «барыню», после чего на культях выступали кровавые мозоли. Но своего добился: медкомиссия дала добро на возвращение в строй.

Когда Маресьев прибыл в полк, командир представил его личному составу. Но тут же добавил, что у лейтенанта нет ног, и лично он не рискнет лететь с ним в паре. После этого ни один пилот в полку не изъявлял желания взять новичка в напарники. Маресьев снова стал терять надежду сесть за штурвал самолета...


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник