30.06.2019

Как вы планируете оценивать качественные результаты проекта. Критерии и методы оценки социальных проектов. Определяем цель проекта


ЛЕТНЯЯ ШКОЛА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ

Проект - (от лат. рroject - брошенный вперед ) -

временное предприятие, имеющее своей целью создание

некоего уникального продукта, услуги или достижение

конкретного результата в заданные сроки, в рамках

указанного бюджета, с определенными затратами.

Проект : спланированные действия, предпринимаемые для решения проблемы для определенной целевой группы, ограниченные по времени и ресурсам, с конкретными результатами.

Социальный проект : программа реальных действий, цель которого направлена решение актуальной социальной проблемы в обществе, а задачи - на позитивные результаты и изменения в обществе.

ПРОЕКТ ДОЛЖЕН БЫТЬ:

Проект направлен на решение какой-либо определенной проблемы:

Ответьте на вопросы: Что – в чем заключается проблема? Где – насколько широко распространена? Когда – насколько долго существует? Сколько – какое количество людей затрагивает? На кого влияет?

Проанализировали проблему à определили, что хотите изменить à возникла проектная идея à начинаем прорабатывать детали и писать проект.

Определяем цель проекта.

Цель - общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель - образ действий по достижению желаемого результата.

Цель должна быть связана с выявленной социальной проблемой. Например, если проблема состоит в недостатке информации для старшеклассников о возможностях подработать в летние каникулы, то не стоит цель формулировать так: «Цель проекта – светлое будущее России». Для проекта ближе была бы такая формулировка: «Цель проекта – создать на летний период доступный для всех старшеклассников микрорайона информационный пункт «Работа в каникулы».

Задайте вопросы для цели своего проекта:

ü Есть ли точное выражение того, что именно должно быть в итоге реализации проекта?

ü Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей?

ü Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов?

ü Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными сторонами?

ü Какое время отведено на достижение данной цели?

2. Из поставленной цели – прорабатываем задачи

Задачи проекта - это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для достижения Вашей цели.

Задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать;

Задачи формулируются в виде утверждений о действиях;

Задачи должны быть связаны между собой и связаны с целью проекта;

Задачи проекта должны быть связаны с методами решения поставленных задач

Цели и задачи должны быть «умными», то есть SMART:

S Конкретность (specific)
M Измеримость (measurable)
A Достижимость (achievable)
R Выгодность (rewarding)
T Временные рамки (time bound)

3. Определили цель и задачи à начинаем думать о реализации, планируем.

План определяет порядок выполнения всех работ: он описывает, что, кто и когда будет делать, в логической последовательности + дает понять, какие ресурсы необходимы. При планировании можно использовать различные формы, графики, планы. Например:

План реализации проекта. Пример №1

План реализации проекта. Пример №2

План реализации проекта. Пример №3

Пример: сетевой план – график.

Определили цель, задачи, план действий àсчитаем сколько это стоит!

Бюджет проекта

Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов:

Сколько денег требуется от грантодателя /спонсирующей организации?

Из каких источников будут получены все остальные требующиеся для выполнения проекта ресурсы и на что они будут потрачены?

Этот раздел проекта должен очень точно соотноситься с другими разделами проекта, особенно с механизмом реализации и календарным планом проекта.

Возможный вариант сметы расходов в рамках проекта:

Наименование статей и расходов Расчет суммы затрат Финансовые затраты по проекту
Имеющиеся средства Запрашиваемые средства Итого

Бюджет (смета) должен быть расписан по статьям:

I. “Оплата труда” - включает непосредственно заработную плату персонала проекта и привлекаемых на время по договору специалистов, а так же “Начисления налогов на доходы” – 35,8% от общего фонда оплаты труда персонала и привлеченных специалистов.

II. “Основные прямые расходы”:

2.1 “аренда помещений и коммунальные платежи”;

2.2 “командировочные и транспортные расходы”;

2.3 “оборудование”;

2.4 “связь и коммуникации”;

2.5 “проведение специальных мероприятий”;

2.6 “издательские расходы”;

2.7 “расходные материалы”.

III. “Непрямые расходы” (или прочие расходы) - это не обязательная статья, которая включается в бюджет, если имеются расходы, не получившие отражения в других статьях. Данная статья должна быть особенно тщательно аргументирована.

Необходимо обратить особое внимание на три последних столбца в бюджетной таблице: «имеющиеся средства», «запрашиваемые средства», «итого».

В столбце «имеющиеся средства» должны указываться те средства, которые вы, ваша организации вкладывает в реализацию проекта. Например: привлечение добровольцев в качестве персонала или привлеченных специалистов - должно быть обязательно отражено в статье бюджета «оплата труда» в столбце «имеется», причем сумма будет соответствовать тем расходам, которые понесла бы организация, если бы в реализации проекта вместо добровольцев участвовали оплачиваемые специалисты.

Если организация, вы или спонсоры предоставляют для реализации проекта какую-либо оргтехнику, то в столбце «имеется» стоит указать ее примерную стоимость с учетом срока эксплуатации.

В столбце «требуется» останется указать размер средств, которых недостает организации для реализации проекта.

План написали, деньги посчитали à пропишем результаты?

Результативность и эффективность проекта

Результативность – соответствие получившегося результата заданной цели. Ответ на вопрос: Это «ТО» или не «ТО»??? В любом проекте важно прописать ожидаемые результаты, эффективность проекта. Результаты должны быть: измеримы, реалистичны, привязаны ко времени, сравнимы с ситуацией до реализации проекта. Они могут быть количественными и качественными.

Количественный результат (что будет сделано?) - фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д.

Качественный результат (что измениться?) - должен отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения мероприятий, оказания услуги и т.д.

Эффективность - соизмеримы ли полученные результаты с затраченными результатами.

Критериями оценки эффективности проекта являются результаты, которые демонстрируют, насколько хорошо разработчики понимают, к чему они стремятся, и как будут этого достигать.

6. Мониторинг и оценка проекта

Мониторинг ­--- регулярный сбор основных данных по текущим результатам деятельности проекта, затратам и т.д. Мониторинг производится в течение всего периода осуществления проекта (в начале и в конце реализации проекта). Зачем? Для того, чтобы скорректировать ход проекта и скорректировать действия, если происходит что-то не так.

***********************************************************************

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Оформление:

Оформление текста проекта также важно, как и его содержание.

Используйте крупный шрифт (не менее 12) и полуторный интервал.

Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать, используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты и подчеркивания, маркированные списки и т.д. Текст проекта и приложения подшейте в скоросшиватель.

Соблюдайте все формальные требования.

Цель и задачи изложены слишком коротко, без необходимых уточнений.

Не пытайтесь «спасти весь мир», тогда заявка кажется невыполнимой.

Не используйте информацию, вводящую в заблуждение.

Откажитесь от профессионального жаргона, обилия технических терминов, глубине ваших познаний должна соответствовать легкость изложения.

Не пользуйтесь заезженными словами - штампами, такими как "наиболее уникальный", "приоритетный".

Не перегружайте заявку текстом, таблицами.

Избегайте искушения описать проблемы вашей организации, пишите о проблемах получателей услуг или целевой группы проекта.

Пишите четко, ясно, доходчиво. Дайте прочитать заявку постороннему человеку, он вам скажет, что ему непонятно.

ДЕРЗАЙТЕ! СПРАШИВАЙТЕ http://vk.com/lsmp_mymfcru УДАЧИ!


Похожая информация.


Многие сегодняшние проекты в компаниях, независимо от размеров организации, отрасли и структуры, выбираются и инициируются в отрыве друг от друга, без учета их взаимного влияния и общей стратегии. Каковы риски такого подхода к реализации проектов? Не используя методы оценки проектов компания может столкнуться с конкуренцией за ресурсы, в том числе людские и технологические, а также с конфликтами при определении сроков и целей. Возможно даже, что реализация какого-то проекта негативно отразится на других областях бизнеса.

Зачастую каждое подразделение норовит присвоить наивысший приоритет именно своим проектам. Но если организация не обладает громадным количеством ресурсов или запасом времени и ставит перед собой достаточно четкие цели, одинаково приоритетными проекты быть не могут. Существуют методы оценки проектов и расстановки приоритетов, уже доказавшие свою эффективность.

Вовлечение в планирование на стратегическом уровне

Первое, что должен сделать руководитель программы, проекта или управляющий портфелем, – это принять участие в планировании на стратегическом уровне. В контакте с руководством добейтесь полного понимания направлений развития бизнеса, поставленных сроков и ситуации в целом. Любые подробности окажутся здесь нелишними.

Возможно, потребуется несколько сеансов стратегического планирования, в ходе которых будет почерпнута ценная информация, помогающая принимать обоснованные решения в части программ, портфелей и проектов. Можно рассматривать это как составление плана, позволяющего не только очертить желаемые цели, но и наметить пути их достижения. Важно убедиться в том, что вы идете правильным курсом.

Выявление движущих сил проекта

Важность проектов может быть обусловлена различными факторами. Проекты инициируются в целях создания или расширения чего-либо, выполнения тех или иных требований, устранения барьеров, снижения рисков, преодоления существующих или потенциальных проблем, увеличения оборота, получения ранее недоступных возможностей и просто рационализации процессов. Переговорите с руководством и постарайтесь выяснить, какие из следующих движущих сил способствуют реализации каждого предлагаемого проекта:

  • конкурентные преимущества;
  • сокращение затрат и финансовая выгода;
  • повышение операционной эффективности, улучшение процессов;
  • законодательные, юридические, налоговые факторы;
  • повышение качества;
  • снижение рисков;
  • возможности для роста бизнеса.

Количественная оценка стратегических ценностей

Попросите руководство обсудить рассматриваемые проекты, чтобы оценить их влияние и определить желаемую отдачу. Это поможет лучше понять и подсчитать их стратегическую ценность, текущее и долгосрочное воздействие, а также предполагаемые выгоды от реализации каждого проекта. Риски от затягивания начала проектов также должны быть тщательно взвешены. Возможно, некоторые проекты, имеющие высокую стратегическую ценность и сулящие многочисленные дополнительные преимущества, не были включены в число высокоприоритетных по итогам анализа юридических, налоговых и законодательных критериев.

Определение факторов, влияющих на успех проектов

Среди других факторов, которые необходимо учитывать, следует отметить окупаемость проектов, наличие бюджетных фондов, доступность ресурсов, сроки, а также существующие зависимости и ограничения. Бюджеты и сроки почти всегда ограничены, вследствие чего невозможно планировать реализацию сразу всех проектов одновременно. Некоторые из них приходится откладывать, поскольку они зависят от успешной реализации других проектов или от иных причин, находящихся вне зоны контроля предприятия.

Создание матрицы оценок и приоритетов

Обобщив всю информацию, полученную от руководства и из других источников, создайте матрицу оценок и приоритетов, позволяющую выстроить рейтинг проектов на основе сформулированных критериев. Используйте весовые коэффициенты (например, от 1 до 5, где 1 – очень низкий, 2 – низкий, 3 – средний, 4 – высокий, 5 – очень высокий), характеризующие важность каждого критерия, для точного определения приоритетности каждого проекта.

Проверка правильности полученных результатов

После того как будут учтены все критерии и определены приоритеты проектов, проверьте всё еще раз, прежде чем приступать к их реализации. Необходимо прояснить ожидания всех заинтересованных сторон. Это позволит руководству внести желаемые коррективы или подтвердить свое согласие со сделанными вами выводами.

Просмотры: 2 088

Критерии оценки и показатели эффективности проекта.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью..
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Принципы организации проектной деятельности:
- Проект должен быть посильным для выполнения;
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Метод проектов целесообразно применять, если
Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
Возможно структурирование (этапность) проекта.
Метод проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектный метод направлен на …
Развитие критического мышления:
Развитие творческого мышления:
Умения работать с информацией;
работать в коллективе;
владеть культурой коммуникации.
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
6. Защита проектов.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
ТИПЫ ПРОЕКТОВ
По доминирующему в проекте методу:
1. Исследовательские. 2. Информационные. 3. Творческие. 4. Игровые. 5. Практические.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
Личностные; парные; групповые.
И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.
Стадии работы над проектом То есть проект - это «пять П»
Проблема - Проектирование (планирование) --Поиск информации - Продукт - Презентация.
Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.

Требования к учебному проекту - совершенно особые.
Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка.
Памятка начинающему исследователю
Выбери тему исследования
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта.
Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:
- Атрибуты несуществующего государства;
- Бизнес-план;
- Видеофильм;
- Выставка;
- Газета;
- Журнал;
- Законопроект;
- Праздник - Статья;
- Сценарий;
- Учебное пособие;
- Чертеж;
Паспорт проектной работы
Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1)Название проекта.
2) Руководитель проекта.
3) Учебные ДИСЦИПЛИНЫ, близкие к теме проекта.
4) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
5) Тип проекта 6)Заказчик проекта.
7) Цель проекта(практическая и педагогическая цели).
8) Задачи проекта 9) Необходимое оборудование.
10) Аннотация 11) Предполагаемые продукт(ы) проекта.
12) Этапы работы над проектом
Виды презентаций проектов могут быть различными, например:
- Игра с залом.
- Научный доклад.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
«Подводные камни» проектного метода
1)Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.
2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта - его превращение в реферат.
3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.
В результате многолетнего педагогического проектирования учитель на практике доказал, что проектное обучение даёт ему возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».
из сундучка».
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Из чего состоит социальный проект?

Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу, считайте, что Вы на пути к Успеху!

Каждый этап - это логический шаг в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты. Каждый метод - это инструмент с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат нужна шкала оценки.

Пример логической таблицы для составления проекта.

Вопросы для заполнения.

Компоненты проекта

Объективные свидетельства

(данные, показатели, обснования)

Внешние условия

(факторы,предпосылки, допущения)

Постановка проблемы

1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта? 2. Почему решение данной проблемы -приоритетная задача?

Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация, публикации в прессе, материалы конференций, постановление администрации и т.п.) помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?

Цель

  1. 1. Какова цель, на достижении которой направлена деятельность в рамках проекта? Насколько ее достижение решит или снизит остроту поставленной проблемы?
  2. 2. Кто выиграет в результате достижения цели проекта?
  3. Каковы средства проверки достижения цели проекта?
  4. Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект внес ожидаемый вклад в продвижении к цели?
  5. Предусматривается ли проектом сбор информации/данных, позволяющих измерить степень продвижения к цели?
    1. Насколько реально достижение поставленной цели в условиях данного региона (позиция администрации, наличие законодательной базы, доступность дополнительных ресурсов, наличие специалистов и т.п.)?

Задачи -

Ожидаемые результаты

  1. каковы конкретные шаги (этапы) на пути к достижению цели проекта?
  2. Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач?
  3. Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей?
  1. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что поставленная задача решена?
  2. Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту?
  3. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ?
  1. Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы:
  • Выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели;
  • Достижение запланированных результатов проводило бы к выполнению задач;

Методы

(мероприятия, проводимые в ходе проекта)

  1. Какими методами будут решаться обозначенные выше задачи проекта?
  2. Насколько оптимально (адекватно) используемые методы ведут к получению указанных в проекте результатов?
  3. Насколько экономически эффективны используемые методы?
  4. Почему выбраны именно эти методы?
  5. Как можно обосновать необходимость (целесообразность) использования именно этих методов?
  6. Из какого набора методов был сделан выбор?
10. Какие количественно измеримые продукты будут получены в процессе реализации проекта?
  1. Применение указанных в проекте методов (проведение мероприятий) гарантировало бы получение ожидаемых результатов.

Ресурсы

  1. Какие ресурсы - кадры, оборудывание, услуги и др. - должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте?
  2. Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничащие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т.д.)?
11. Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств?
  1. Выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов)
  2. Каковы возможные препятствия на каждом из этапов реализации проекта?

Результат - эффект

1. Какой конкретный эффект может быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет выполнен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в связи срешаемой в рамках проекта проблемой?

Теперь мы рассмотрим каждый пункт еще более подробно

Постановка проблемы.

Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы - это отсутствие чего-то , что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия.

Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные - индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.

Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.

Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей - целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.

Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.

Цель и задачи проекта.

Цель - общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

Фактически цель - это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.

Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.

Задачи, которые предполагается решить

для достижения поставленных целей.

Задачи - конкретное описание того, что будет выполненно и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являтьсянеобходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Признаки хороших задач:

  • Являются логическим следствием проблемы;
  • Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);
  • Сформулированны четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
  • Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.

Методы реализации проекта.

Метод - это инструмент с помощью которого достигается цель проекта.

Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.

В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Организация должна ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы. Самое главное - чтобы у эксперта не возникло никаких вопросов.

При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:

  • Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта;
  • Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;
  • Соответствие деятельности заявленным результатам;
  • Реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет;
  • Инновационность / возможный риск;
  • Определены ли различные функции и как они распределяются среди сотрудников и исполнителей проекта;
  • Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.

Календарный план.

Календарный план - это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Наличие плана - графика реализации проекта или поэтапного описания проекта (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы);
  • Реалистичность, выполнимость плана;
  • Наличие достаточного количества сотрудников и их профессиональный опыт; описание того, кто будет ответственным за проведение каждого мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;
  • Возможность выполнения проекта в заявленные сроки.

Пример план - графика приведен ниже:

Период

Мероприятие

Дата / период

проведения

ответственный

Мес.

дата

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты - это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.

Основные характеристики результатов:

  • Соответствие результатов цели, задачам проекта;
  • Измеряемость (количественные и качественные показатели);
  • Реалистичность;
  • Выполнимость / достижимость.

Мониторинг и оценка проекта.

Сильные и опытные организации используют мониторинг и оценку не только в рамках отдельных проектов, но и в текущей деятельности для определения прогресса. В полноценном проекте мониторинг и оценка присутствуют во всех разделах. Если требуется отдельный раздел, это должно быть обобщение уже отраженных в заявке моментов. Ценность отдельного раздела заключается в возможности показать определенные методологические системы оценки, то есть, как и кем (организацией или независимым экспертом) будет проводиться промежуточная и итоговая оценка, какова роль систем мониторинга в управлении проектом, и т.д.

План оценки должен быть хорошо разработан, описаны ее инструменты. Критерии оценки должны быть адекватны результатам, количественные и качественные индикаторы (исходные данные для сопоставления) должны быть убедительными и обоснованными.

БЮДЖЕТ, РЕСУРСЫ

Важным этапом создания социального проекта является описание бюджета. Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг вашего проекта. Для того, чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания бюджета дать комментарии к бюджету, т.е. пояснить на что тратится та или иная сумма.

Мероприятие по проекту

Требуется

Имеется у организации

Всего

ОЦЕНКА ПРОЕКТА

1. Ребрик С. Презентация: 10 уроков.- М., 2006.

2. Гандапас Р. Презентационный конструктор. - М., 2006.

3. Коддлер И. Успешная презентация. - М., 2003.

Цели и задачи изучения темы:

ü Познакомиться с наиболее часто применяемыми техниками оценки различных проектов.

ü Знать перечень основных критериев, по которым заинтересованные лица смогут оценивать результаты проекта.

ü Научиться в самом начале разработки проекта формулировать его предполагаемые выгоды и преимущества, исходя из основных критериев, по которым в дальнейшем можно будет оценивать результаты проекта.

Оценка проекта – это определение его значимости, ценности, выявление пользы и выгоды от его реализации в сопоставлении с альтернативами. Важно подчеркнуть, что всегда речь идет о сравнительной оценке. Причем, если проекту нет реальной альтернативы, то и в этом случае он сравнивается с так называемой нулевой альтернативой – оставить все как есть. Часто побеждает именно последняя.


Каков бы ни был проект, существует четыре основных области, в которых он оценивается.

1. Результат (качество).

2. Издержки (стоимость).

3. Время (сроки).

Результат (качество) – это оценка способности продукта (услуги), получаемой на выходе проекта удовлетворять актуальную потребность клиента (отдельных людей или групп людей, общества, государства и т.д.). Чем она выше, тем более вероятным является принятие решения об инвестиции в данный проект. Кроме того, может учитываться способность проекта осуществлять положительные внешние эффекты (например, при прочих равных условиях проект по строительству кинотеатра обладает приоритетом по отношению к строительству пивной, так как этот проект в случае его реализации позволяет надеяться на положительные внешние эффекты для местного сообщества в отличие от второго).

Издержки (стоимость) – это оценка т.н. альтернативной стоимости и негативных внешних эффектов проекта. Под альтернативной стоимостью понимается стоимость благ и ресурсов, от которых пришлось отказаться (которые пришлось потратить) для того, чтобы реализовать данный проект. В наиболее простом виде издержки - это количество потраченных на его реализацию ресурсов. В более сложном анализе к числу издержек будут отнесены, например, неблагоприятные экологические последствия, рост социальной или политической напряженности по итогам реализации проекта. Чем выше издержки, тем меньше шансов успешно реализовать этот проект.

Важно помнить, что в условиях современной экономики результат проекта всегда сравнивается с издержками. Если издержки проекта по оценке инвестора превосходят выгоды от его реализации, то проект не будет реализован даже, если по своим стоимостным параметрам он лучше, чем его конкуренты. В этом случае как раз и побеждает «нулевая альтернатива». Такого рода сравнение более или менее просто осуществляется при реализации коммерческих проектов (и выгоды проекта и его издержки в конечном итоге фиксируются в денежном виде и сравниваются между собой). Сложнее сравнение издержек и результата будет при реализации социальных проектов, поскольку результат здесь, как правило, не имеет рыночной цены. Но и в случае социальных проектов такой анализ пусть интуитивно, но осуществляется инвестором (государством, спонсором и т.д.).

Время (сроки) – временной интервал, необходимый для реализации проекта с момента его старта. Чем больше сроки, тем меньше шансов на поддержку проекта, поскольку этот фактор фиксирует разрыв между началом издержек по проекту и временем получения выгод от него. Всякий инвестор, вложив ресурсы, хочет получить отдачу как можно быстрее. Кроме того, увеличение сроков проекта, как правило, связано с одновременным увеличением его рисков.

Риски – это вероятность успешной реализации проекта (в данном случае важно разделять риски возникновения негативных внешних эффектов, которые обычно включаются в перечень косвенных издержек проекта и риски срыва или затягивания проекта, о которых идет в данном случае речь). Поскольку выгоды от проекта всегда в будущем, а будущее неопределенно, но риски реализации проекта существуют всегда. Инвестор обычно принимает их, но лишь в определенной мере. Государство, как правило, наименее рисковый инвестор, а венчурная компания – наиболее рисковый. Но любой инвестор стремиться риски минимизировать.

В целом с помощью указанных универсальных областей сравнения любые проекты можно в первом приближении сопоставить с помощью приведенной ниже матрицы качественных оценок .

Оговорив перечисленные выше универсальные области сравнений, мы должны зафиксировать ключевые различия между оценкой коммерческих и некоммерческих (социальных проектов).

Коммерческие проекты в конечном итоге направлены на получение так называемых частных благ, которые имеют на рынке определенную цену. Поэтому результат любого коммерческого проекта может быть выражен в денежном виде (если мы знаем цену и объем произведенных в результате проекта продукции или услуг, то можем рассчитать доход от его реализации). Коммерческие проекты всегда имеют своей целью максимизацию прибыли, то есть разницы между приведенным потоком доходов от проекта и расходов по нему. Результат проекта, поэтому всегда оценивается в денежной форме.

В социальной сфере производятся так называемые общественные блага, которые рыночной цены не имеют. Поэтому оценка результата проекта в денежном эквиваленте затруднена. Кроме того, при реализации социальных проектов обычно гораздо большее значение имеют такие неденежные факторы как экологические, социальные и политические риски и выгоды. Результаты социального проекта оцениваются, таким образом, по большему количеству критериев, и эти критерии не имеют такого ясного измерения как количество денег.!!!

Как мы уже говорили в начале наших лекций, предполагаемые выгоды и преимущества должны быть изложены авторами проекта в самом начале его разработки. Тогда же должны быть определены критерии - признаки , на основании которых производится оценка, и показатели - события , по которым можно судить об успешности реализации проекта.

Критерии и показатели требуются и на этапе предварительной оценки проекта, и для оценки процесса его реализации, и при оценке конечного результата.

Для текущей оценки процесса реализации проекта также используются индикаторы - доступные для наблюдения и измерения характеристики, которые позволяют судить о том, что важно для управления проектом, но недоступно для непосредственного измерения.

Используемые для оценки критерии, показатели и индикаторы выбираются с учетом характера выполняемого проекта, природы создаваемого в нем продукта, особенностей решаемых проблем. Например, к существенным признакам ценности научного проекта относится новизна полученного результата. В число показателей успешности таких проектов входит решение важной научной проблемы.

Ценность технических проектов определяется пользой или выгодой от созданного в итоге приспособления, устройства или механизма. В число показателей успешности такого проекта могут войти изготовление действующей модели или даже промышленного образца.

Также будут существенным образом друг от друга отличаться критерии и показатели оценки творческих, благотворительных, экологических проектов. Новая театральная постановка как проект будет оцениваться с помощью тех критериев и показателей, которые вряд ли подойдут для оценки проекта по изданию новой книги.

Поскольку указать некую универсальную систему критериев и показателей оценки всех без исключения невозможно, то в большинстве случаев это задача экспертов знающих людей, имеющих опыт в соответствующей области. Такие люди на основе имеющегося у них опыта подбирают наиболее существенные признаки (критерии), определяют наиболее значимые события (показатели), выделяют доступные для наблюдения и измерения характеристики (индикаторы), которые будут использоваться для оценки проекта.

Эффективность оценки проекта в значительной мере определяется выбранными для ее проведения методами – т.е. совокупностью используемых для оценки проекта приемов и операций. В зависимости от того, поддаются ли существенные параметры проекта прямому измерению и расчету или нет, различают количественные и качественные методы оценки. В названии методов оценки часто указывают особенности используемых приемов и операций. Примеры таких названий - метод экспертных оценок, метод определения простого срока окупаемости проекта, метод расчета средней нормы прибыли на инвестиции, сопоставительная оценка проектов методом весовых коэффициентов, метод написания сценария и т.д.

Из-за большого многообразия оценочных методов, их разнородности и подчас высокой сложности для качественного выполнения оценки проектов требуется специальная подготовка и немалая практика. Тем не менее, любой разработчик проектов должен иметь хотя бы общие представления о том, каким образом заинтересованные лица могут оценивать результаты его труда. Поэтому в заключительной части нашего курса лекций мы приводим краткое обзорное описание некоторых наиболее распространенных методов оценки коммерческих и некоммерческих проектов.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник