04.08.2019

Как открыть свой пункт выдачи заказов. "Серебряная пуля " – или узкая ниша? Суть работы пунктов выдачи заказов


Аналитический Отчет (полная версия)

Апрель 2016

Обзор рынка

Апрель 2016 года

Экспресс-доставкой является доставка в течение 1-4 дней грузов документарного и недокументарного характера. По оценке экспертов J’son & Partners Consulting, российский рынок экспресс-доставки в 2015 году составил 54,6 млрд рублей. На рынке наблюдается увеличение зависимости рынка от интернет-торговли, что объясняется заметным развитием услуг доставки для интернет-магазинов. Уровень конкуренции на рынке оценивается как высокий: присутствуют как международные компании, так и локальные операторы доставки.

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования рынка экспресс-доставки в Российской Федерации.

Рынок экспресс-доставки представляет собой сегмент рынка транспортно-логистических услуг. Согласно принятой в Европе классификации, основными сегментами рынка транспортно-логистических услуг являются:

  • грузоперевозки и экспедиторские услуги;
  • комплексные логистические услуги, включающие услуги по хранению и дистрибуции товаров;
  • управленческая логистика, в том числе услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов.

В Российской Федерации основная доля рынка транспортно-логистических услуг приходится на грузоперевозки.

Мировой рынок экспресс-доставки

По итогам 2015 г. мировой рынок экспресс-доставки вырос на 12 % и составил 242 млрд долл. CAGR 2011-2016 гг. составил 0,6 %. По имеющейся информации, в отрасли присутствует более 581 тыс. компаний и работает более 2,4 млн человек. Основным драйвером роста рынка является развитие электронной коммерции. Крупнейшими компаниями экспресс-доставки на глобальном рынке выступают UPS, FedEx, Deutsche Post DHL, Yamato Holdings и TNTExpress.

Рынок экспресс-доставки в РФ

Российский рынок экспресс-доставки показывает стабильный рост: по оценке экспертов J’son & Partners Consulting, в 2015 г. рынок вырос на 5 %; CAGR 2011-2015 гг. составил 15,6 %.

По оценкам отраслевых экспертов, основной объем рынка приходится на 8-10 крупнейших игроков. В индустрии наблюдается стагнация в B2B-сегменте и замедление темпов роста B2C-сегмента. В 2016 г. ожидается небольшое сокращение объемов рынка в связи с экономической обстановкой, пониженной покупательной способностью населения и сокращением темпов роста интернет-торговли в России.

Основные события на рынке экспресс-доставки

Среди основных событий рынка экспресс-доставки в последнее время можно выделить:

  1. Курьерский сервис TopDelivery купил оператора пунктов выдачи заказов Maxima Express. В компании ожидают, что приобретение Maxima Express сможет обеспечить рост операционной рентабельности на 20 %. Компании будут работать под брендом TopDelivery.
  2. Компания Hermes, логистическое подразделение OttoGroup, выкупила долю своего партнера DPD в российском совместном предприятии Hermes-DPD.
  3. Летом 2015 г. китайский онлайн-ритейлер JD.com вышел на российский рынок и объявил о начале стратегического сотрудничества с «Почтой России» и SPSRExpress.
  4. В июле 2015 г. «Яндекс.Маркет» запустил сервис «Яндекс.Доставка».
  5. В октябре 2015 г.крупнейший российский интернет-сервис объявлений Avito купил агрегатор доставок Checkout.
  6. В Новосибирске открылся новый сортировочный центр SPSR Express. Также в феврале компания запустила опцию оплаты банковской картой.
  7. Оператор Pony Express открыл логистический центр во Владивостоке.
  8. В сентябре 2015 г. IML стала партнером AliExpress по доставке товаров в Россию.
  9. В феврале 2016 г. сервис для заказа такси Gett объявил о запуске курьерской службы.
  10. В марте 2016 г. АКИТ и «Почта России» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве.
  11. Nike открыла интернет-магазин для России; локальным партнером компании стала DPD.

Экспресс-доставка для интернет-магазинов

Эксперты J’son & Partners Consulting выделяют растущий сегмент рынка, специализирующийся на доставке для интернет-магазинов. Основным драйвером роста данного сегмента является развитие интернет-торговли, несмотря на экономическую рецессию.

Среди наиболее заметных компаний, специализирующихся на доставке для интернет-магазинов, можно выделить:

  • Boxberry;
  • Axiomus;
  • «Макси-пост»;
  • «Алгоритм»;
  • Shop-Logistics;
  • B2CPL;
  • Top-Deliveryи другие.

Развитие постаматов

На рынке экспресс-доставки в РФ также выделяются игроки, развивающие сети автоматизированных почтовых станций (почтоматов/постаматов) - терминалов с автоматизированными ячейками для хранения и выдачи товара. Эти устройства позволяют существенно повысить эффективность в точке «последней мили» транспортно-логистических услуг, а также существенно облегчают процесс возврата товаров.

По оценкам J’son & Partners Consulting, в ближайшие годы российский рынок постаматов ожидает бурный рост, который будет обусловлен стремлением интернет-магазинов к сокращению логистических издержек и повышению качества сервиса, а покупателей - к удобству. Так, например, у компании PickPoint база уникальных покупателей на конец 2015 года составила 2,2 млн человек, увеличившись в 1,7 раза по сравнению с 2014 годом.

На российском рынке экспресс-доставки эксперты J’son & Partners Consulting отмечают следующее:

  • На рынке наблюдается высокий уровень конкуренции, что способствует улучшению качества сервиса. Значимую роль играет также ценовой фактор.
  • В 2011-2015 гг. российский рынок экспресс-доставки показывает увеличение, однако темпы роста сокращаются. В 2016 г. ожидается небольшое падение рынка вследствие текущей экономической неопределенности.
  • Основной движущей силой роста рынка является развитие интернет-торговли в России; основной барьер - экономическая ситуация в стране. Важным следствием позитивного роста интернет-торговли стало развитие сегмента постаматов, способного снизить издержки игроков рынка экспресс-доставки.

Мнение представителей сегмента

В рамках подготовки исследования специалисты J"son & Partners Consulting опросили представителей рынка экспресс-доставки.

Комментарий Центра исследований SPSR Express:

Текущий объем аутсорсинговой логистики составляет около 50 млрд рублей, без учета доставки «Почтой России». Потенциальная емкость рынка, включающая весь аутсорсинг и затраты на собственную логистику компаний (содержание курьерских и экспедиторских служб), оценивается нами в 118 млрд рублей. В 2016 году мы ожидаем сокращения рынка на 5-10 %. После кризиса мы будем наблюдать рост рынка от 5 % в сегменте B2B до 20 % в сегменте B2C.

За 2015 год мы наблюдали стагнацию сегмента B2B рынка экспресс-доставки и замедление темпов роста сегмента B2C.

Падение в количестве отправлений (B2B) было компенсировано ростом тарифов, ключевые игроки показали разнонаправленную динамику (некоторые нарастили выручку, некоторые сократили).

Мы являемся одним из лидеров рынка, с хорошо развитой маршрутной сетью и инфраструктурой. Основной объем рынка приходится на 8-10 крупнейших игроков.

Основной тренд - развитие сегмента электронной коммерции, в первую очередь трансграничной. Проникновение интернета в удаленные регионы, переход офлайна в онлайн дают возможность сегменту B2C расти даже во время кризиса.

  1. Какие основные драйверы и барьеры роста вы можете выделить сейчас на рынке?

Основным драйвером в ближайшее время будет развитие рынка e-Commerce. Это ставит новые задачи для логистов: вместо классической доставки B2B - в течение рабочего дня в офис, при этом получатель всегда (или почти всегда) готов принять отправление, мы переходим в сегмент B2C, в котором получателем является физическое лицо. Это накладывает определенные требования по сервису: только 40 % получателей готовы согласовывать время получения с интервалом 1 час, а лучший сервис из предлагаемых достаточно широко (3-часовые интервалы) удовлетворяет только 60 % получателей. А это возможно при хорошей IT-поддержке и/или при доставке курьером отправлений в пределах квартала города. Также высока потребность в доставке в вечернее время и в выходные дни.

В качестве антидрайвера можно назвать развитие электронного документооборота, как фактора, снижающего потребность в доставке корреспонденции.

Бездеткин Алексей, коммерческий директор Boxberry

  1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

В 2014 году объем рынка составлял 54 млрд рублей, в условиях экономической неопределенности и замедления динамики спроса в 2015 году прирост составил не более 5 %, то есть до 56-57 млрд рублей. Ограничивающими факторами развития стали стагнация производства, снижение темпов роста реальных доходов населения, падение цен на нефть.

Есть и другие факторы, которые замедляют рост рынка экспресс-доставки. Во-первых, обострилось давление конкурентов на клиентов. Это и ценовой демпинг, и внедрение новых логистических маршрутов, новых технологий, и многое другое.

Во-вторых, из-за кризиса клиенты снижают объемы отправок, сокращают бюджет на экспресс-почту, выбирают более экономичные варианты доставки.

В-третьих, многие компании не были готовы к демпингу и снижению объемов, поэтому испытывают проблемы, начинают жить на оборотные средства или уже ушли с рынка.

Самый растущий сегмент рынка - экспресс-доставка товаров компаний дистанционной торговли. Несмотря на замедление роста, e-commerce остается основным драйвером рынка и окажет основное влияние на развитие экспресс-доставки в 2016 году. Никто не ожидает от экспресс-доставки существенного роста в 2016 году, но при этом у участников рынка есть шанс нарастить свою долю, несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике.

  1. Как, по вашим оценкам, изменился рынок за последний год?

Рост рынка замедляется, растет доставка товаров из-за рубежа, лидером в этом направлении является Китай.

Соотношение количества заказов между столицами и регионами смещается в сторону регионов. При этом доля доставок в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках остается на довольно высоком уровне (60-70 % от общего числа).

Мы доставляем около 10-12 % всех заказов e-Commerce, которые приходятся на коммерческие службы доставки (исключая объем заказов «Почты России»), уверенно входим в пятерку лидеров этого рынка. Доля компании на рынке ежегодно растет: даже в кризисный 2015 год мы показали рост выручки более чем на 65 % к 2014 году. Помимо этого, мы активно развиваем сеть пунктов выдачи (сейчас их 570, до конца года откроем еще 500 новых точек), разрабатываем новые услуги для клиентов. В 2015 году мы запустили курьерскую доставку собственными силами в 100 городах России, начали оказывать услуги доставки для физических лиц.

От столиц к регионам конкуренция ослабевает: исторически компании старались бороться за рынок Москвы и Санкт-Петербурга и только после этого начинали экспансию в регионы. В последнее время идет активный рост заказов именно в регионах, при этом конкуренция пока все еще мала, это позволяет нам развивать свою сеть и увеличивать объем доставки.

  1. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Первый тренд - отправители стали экономить, в том числе и на логистике. Снижаются затраты на доставку, происходит поиск более оптимальных по соотношению цена-качество перевозчиков, непрофильные задачи передаются на аутсорсинг. Особо это выражено в электронной торговле, где отправители передают «на сторону» хранение и комплектацию заказов, предпочтовую подготовку, организацию контакт-центра. Новой тенденцией в прошлом году стал факторинг.

Второй тренд - усиление конкуренции и, как следствие, повышение уровня сервиса логистических операторов. Уже сейчас ряд компаний начинает демпинговать, чтобы остаться на плаву, при этом без сокращения внутренних издержек такой демпинг может привести к банкротству.

5. Какие основные драйверы и барьеры роста вы можете выделить сейчас на рынке?

Мы считаем, что основным драйвером роста рынка экспресс-доставки в 2016 году останется рост рынка электронной торговли. Он продолжится, пусть и более медленными темпами. При этом развитию рынка способствуют повышение лояльности к покупкам в интернете, желание покупателей сэкономить на товаре и доставке, а также развитие логистики в регионах, повышение доступности услуг: открытие новых пунктов выдачи заказов, организация курьерской доставки, рост географии доставки основных игроков.

Ожидаем, что в этом году продолжится консолидация рынка, на фоне ухода мелких игроков доля крупных увеличится. При этом клиент будет «голосовать рублем», выбирая оптимальную по стоимости доставку. Это увеличит долю доставок в постаматы и пункты выдачи, доля курьерской доставки сократится.

Основным барьером для роста мы всё так же видим экономическую ситуацию в стране.

Матвей Козловский, CEO и генеральный директор B 2 CPL

  1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

Структура рынка экспресс-доставки практически сформировалась, произошло разделение компаний по спектру услуг и по географии доставки, выжившие бренды укрепились и зарекомендовали себя. За 2015 год мы отметили существенное падение объемов по компаниям, которые были в нашем портфеле на начало года, но мы смогли привлечь столько новых клиентов, что наш валовый объем значимо увеличился. Я думаю, что наша история в целом отражает ситуацию на рынке: часть интернет-магазинов не сумела подстроиться под макроэкономические изменения, переработать свои отношения с поставщиками и покинула рынок, при этом освободив место для более проворных и удачливых новичков.

Рынок экспресс-доставки не может развиваться без развития рынка интернет-торговли. Поэтому факторами, обуславливающими развитие экспресс-доставки, по-прежнему остаются: динамика курса валют, средний заработок россиянина и его покупательская способность, законодательное регулирование рынка экспорта-импорта посылок.

Интернет-магазины стали существенно больше уделять внимания качеству доставки, не только в таких чувствительных регионах как Москва и Санкт-Петербург, но и по всей России. С одной стороны, такое внимание в целом приводит к увеличению лояльности покупателей к интернет-магазинам, а с другой стороны, ведет к снижению процента возвратов, а значит, и снижению затрат интернет-магазинов на организацию доставки в целом. Безусловно, само по себе снижение затрат на доставку (как впрочем и остальных затрат интернет-магазинов) стало одним из ключевых факторов, определяющих конъюнктуру рынка в прошедшем году.

  1. Как вы оцениваете Вашу текущую позицию и уровень конкурентной среды на рынке?

По моему мнению, сейчас наступила пора, когда буйно росшие в последние годы логистические службы начали обретать осознанные формы и специализироваться на конкретных услугах, а не пытаться реализовать в себе весь требуемый е-коммерсом функционал. Проще говоря, рынок логистических сервисов становится более понятным: вот сети ПВЗ, вот курьерские службы, вот краудсорсинговые компании, вот агрегаторы/консолидаторы/интеграторы, вот чисто IT-компании, которые занимаются только помощью в интеграции интернет-магазина и службы доставки.

Я не ожидаю появления новых значимых игроков с собственными мощностями на рынке экспресс-доставки, потому что для развития такого сервиса нужно время и инвестиции. Сейчас гораздо проще купить какую-либо службу, либо объединить несколько служб единой IT-надстройкой. Конечно, это не означает, что конкуренции нет, наоборот, изменения в экономике и потребительском спросе заставляют даже инертные интернет-магазины, которые издревле пользуются одной службой доставки, открывать тендеры или откликаться на альтернативные предложения.

Наша текущая позиция нагляднее всего описывается такими показателями: наши заказчики, которые были на начало 2015 года потеряли среднем в объеме доставки (по сравнению с 2014 годом) около 18%, но несмотря на это мы сумели привлечь новые объемы так, что компания показала рост в среднем около 32%, а в пиковые месяцы 47% (ноябрь-декабрь).

  1. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Основная тенденция - это поворот, как служб доставки, так и интернет-магазинов к потребностям покупателей. На фоне практически полной невозможности поднимать стоимость товаров, главным стало - удобство получателя. И сервисы на последней миле стали основными драйверами для повышения конкурентоспособности интернет-магазина. Таким образом, интернет-магазины стали больше стремиться к индивидуальной работе со службой доставки, отказываясь от услуг консолидаторов и агрегаторов, так как работа через эти службы крайне зарегулирована и стандартизирована, и интернет магазин не может обеспечить требуемый для своих покупателей уникальный сервис, каким бы незамысловатым он ни был.

Между службами доставки продолжаются ценовые войны. По таким ключевым направлениям как курьерская доставка по Москве или Санкт-Петербургу, на мой взгляд, тарифы приближаются к своим нижним пределам, что очевидно приведет в обозримом будущем к некой консолидации рынка на этих направлениях: небольшие игроки или разорятся или будут поглощены, что в свою очередь приведет к «картелизации» оставшихся служб доставки и росту тарифов до экономически оправданных.

Что касается непосредственно сервисов доставки, я с интересом наблюдаю за судьбой такой опции как «частичный отказ». Развитие этой услуги обуславливается двумя факторами: в первую очередь, возможностью некоторых игроков оплачивать ее из кармана своих инвесторов, а с другой стороны - крайне сложной логистикой возвратов. Не секрет, что до сих пор большинство интернет-магазинов крайне не заинтересованы в том, чтобы у их покупателей была простая и удобная возможность вернуть товар и получить возмещение и ставят такие заградительные условия, как, например, возврат только через Почту России.

  1. Какие основные драйверы и барьеры роста Вы можете выделить сейчас на рынке?

Основной драйвер - это потребность и покупателей и магазинов в качественном и прозрачном сервисе доставки. Развивать эти сервисы возможно только при достаточном насыщении их объемами, так что барьером может стать только остановка роста е-коммерс рынка в количественном выражении.

Другим достаточно мощным барьером уже является ограниченный доступ к так называемому «эксперименту» по упрощенному партионному таможенному оформлению зарубежных посылок. В рамках этого эксперимента только несколько компаний экспресс-перевозчиков допущены к такой возможности, что делает практически невозможным выход на этот рынок других компаний, а значит, ограничивает возможности для роста.

Сергей Малышев, Заместитель генерального директора по посылочному бизнесу и экспресс-доставке ФГУП «Почта России»

1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

Рынок cross-border . Совокупный объем отправлений с товарным вложением, доставленных из зарубежных интернет-магазинов по данным АКИТ составил 135 млн. шт., что на 75% больше, по сравнению с 2014 г.

"Почта России" в прошлом году доставила в Россию 128 млн посылок из зарубежных интернет-магазинов, что в 1,8 раза больше, чем годом ранее, и в 4,5 раза выше, чем в 2013 г.

На доместиковом рынке объем отправлений с товарным вложением, перевезенных Почтой составил 67 млн. штук, что примерно соответствует уровню 2015 года.

  1. Как по Вашим оценкам изменился рынок за последний год?

Часть локальных экспресс-перевозчиков ушла с рынка; однако крупные федеральные игроки чувствуют себя уверенно. За 2015 г. «Почта России» увеличила с 39% до 51% суммарную (доместик + кросс-бордер) долю на рынке посылочной почты и экспресс-доставки РФ.

  1. Как вы оцениваете Вашу текущую позицию и уровень конкурентной среды на рынке?

За 2015 г. «Почта России» увеличила свою долю на рынке на 12 процентных пунктов. Среди конкурентных преимуществ, позволяющих Почте России увеличивать долю мы можем выделить:

  • Таргетированная продуктовая линейка для B2B и B2C сегментов, которая сейчас соответствует рыночным стандартам в области сроков доставки по минимальным тарифам и выполнения заявленных сроков; гибкости и вариативности опций, которые мы можем предоставить клиенту; индустриальные решения под конкретный сегмент рынка. Основной фокус - на крупнейшие города для восстановления доли «Почты России», которая на протяжении нескольких лет размывалась. Ранее доля была от 4 до 9%; сейчас доля в крупнейших городах выросла до 25%-35%.
  • Инфраструктура и новые опции . Центры выдачи и приема посылок, отдельные окна для выдачи посылок в отделениях почтовой связи, развитие сети постоматов. Разработка единого бланка и концепции сервиса единого окна: полная подготовка документов и сдача отправления у одного оператора. Новые опции позволят значительно ускорить время обработки заказов и поднять уровень сервиса.
  • Качество . Работа над соблюдением сроков доставки (уровень выполнения заявленных сроков для новой продуктовой линейки - более 95%). Снижение доли возвратов посылочной почты. Борьба с очередями в отделениях связи. Ежедневный мониторинг выполнения SLA на основании системы коммерческой и операционной отчётности. Оптимизация работы с претензиями. Те клиенты, которые видят уровень нашего сервиса, продолжают работать с нами и рекомендуют нас своим коллегам.
  • IT . Для ecommerce компаний мы предлагаем API-интеграцию, развиваем мобильное приложение, а также онлайн-сервис для отслеживания посылки, в котором в скором времени ожидается обновление личного кабинета. Также повышается эффективность call-центра.
  1. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Основные тренды и тенденции:

  • Часть игроков консолидируется; самые слабые уходят с рынка.
  • Минимизация затрат, в первую очередь на логистику. «Почта России» создает и предлагает продукты по минимальным ценам: к примеру, планируется запуск услуги «ЕМS оптимальное» с тарифами на прием от 99 рублей.
  • Растет оплата с помощью электронных денег и кредитных карт, однако свыше 60% приходится на наличный расчет.
  • Продолжающееся развитие многоканальности: становится все более сложно отследить место генерации заказа.
  • Рост экспорта на базе инфраструктуры Почты России.
  • Активное развитие курьерских сервисов. Почтой реализуется проект по развитию курьерских групп - тиражирование на 144 города РФ.

Детальные результаты исследования представлены в полной версии отчета «Рынок экспресс-доставки в Российской Федерации, итоги 2015 г.»

Информационный бюллетень подготовлен компанией J"son & Partners Consulting. Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставлять фактические и прогнозные данные, полностью отражающие ситуацию и имеющиеся в распоряжении на момент выхода материала. J"son & Partners Consulting оставляет за собой право пересматривать данные после публикации отдельными игроками новой официальной информации.

1. Введение

2. Методология исследования

3. Анализ мирового рынка экспресс-доставки

3.1. Динамика мирового рынка экспресс-доставки в денежном выражении в 2014-2015 гг.

3.2. Структура рынка в разрезе компаний

3.3. Профили топ-5 крупнейших игроков мирового рынка

4. Объем, динамика и прогноз российского рынка транспортно-логистических услуг в денежном выражении в 2008-2017 гг.

5. Объем, динамика и прогноз российского рынка экспресс-доставки в денежном выражении в 2011-2016 гг.

6. Законодательное регулирование отрасли в РФ

7. Анализ рынка экспресс-доставки в РФ

7.1. Структура рынка

7.2. PEST-анализ отрасли

7.3. Анализ конкурентных сил

7.4. Анализ видов услуг

7.5. Региональное присутствие игроков рынка

7.6. Анализ сроков доставки

7.7. Анализ стоимости доставки

7.8. Профили крупнейших игроков

8. Сегмент доставки для интернет-магазинов

8.1. Объем и динамика сегмента в количественном выражении в 2012-2015 гг.

8.2. Структура сегмента

8.3. Анализ видов услуг

8.4. Региональное присутствие игроков сегмента

8.5. Анализ сроков доставки

8.6. Анализ стоимости доставки

8.7. Профили крупнейших компаний сегмента

9. Сегмент постаматов

9.1. Объем и динамика сегмента в количественном и денежном выражении в 2013-2015 гг.

9.2. Структура сегмента в разрезе основных игроков

9.3. Структура сегмента в региональном разрезе

9.4. Типовые предложения сегмента

9.5. Профили крупнейших компаний сегмента

10. Драйверы и барьеры развития рынка

11. Тренды и тенденции

12. Список компаний, упоминающихся в отчете

* В расчетах используются средние данные по России

100 000 ₽

Стартовые вложения

15 кв.м.

Необходимая площадь

От 2 чел.

Количество сотрудников

3 - 7 мес.

Срок окупаемости

Всё большее распространение получает дистанционная покупка товаров. Уже не проблема посредством интернета заказать товар у продавца на другом конце света и получить его в кратчайшие сроки. Некоторые предприниматели внедряют систему покупки через сайт, а некоторые торгуют исключительно в интернете. Это удобно для пользователя, которому, не выходя из дома, нужно сделать покупку, это удобно и для предпринимателя, потому что он может предложить свои товары большой аудитории. Но вот на этапе доставки могут возникнуть сложности, потому что компания-продавец либо должна иметь свой outpost, либо курьерскую службу во всех городах.

Это предполагает большие затраты, при этом пункт выдачи заказов для одного магазина становится убыточным предприятием, да и курьеры не столь выгодны для компании. Крупные организации содержат курьеров или пункты выдачи заказов в первую очередь ради сервиса, который привлекает большое количество клиентов и позволяет охватить большой процент населения.

Но вот для более мелких предпринимателей подобные организационные структуры становятся чрезмерно большой статьёй расходов, и если нанять курьера в городе работы и там же открыть свой магазин ещё можно, то работать в других населённых пунктах уже не рентабельно. Проблема доставки товаров из интернет-магазина решается доставкой транспортными компаниями, но их цена не удовлетворяет многих клиентов. На основе всего этого можно оптимизировать работу всей этой системы, войдя в неё как посредник со своим собственным пунктом выдачи заказов множества интернет-магазинов.

Такое начинание можно смело отнести к малому бизнесу. Для начала нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, код (ОКПД 2) 47.91 Услуги по розничной торговле по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет. Предпочтительная форма – индивидуальный предприниматель, так как можно оформиться с меньшими временными затратами, да и сил на это потребуется меньше. Нужно помнить, что государственная пошлина не превышает 10 тысяч рублей, но может потребоваться до 20 за оформление всех бумаг и документов. Когда юридический вопрос решён, можно приступать к поиску помещения.

Здесь огромные площади не нужны, даже несмотря на то, что пункт выдачи заказов своего рода склад. Оптимальный размер помещения – 15 м 2 , этого хватит и для оператора, и для всех посылок. Суть в том, что долго товар залёживаться не будет, его забирают, как правило, в течение суток. Внутреннее обустройство также не обойдётся в крупную сумму, ведь всё, что нужно – это компьютер с выходом в интернет, кассовый аппарат и простая мебель для сотрудника. За 30 тысяч рублей можно полностью обустроить помещение. Сложнее будет с экстерьером, ведь пункт выдачи заказов должен иметь заметную вывеску и привлекать внимание. На это может понадобиться ещё 20 тысяч.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Таким образом, за 50 тысяч рублей можно получить обустроенный пункт выдачи заказов, готовый к работе. Помещение лучше всего искать в центральных районах города, так как ехать на окраину не всем будет удобно, и человеку нужно предложить оптимальные условия для самовывоза. Многие клиенты вообще считают, что им товар должен доставить курьер, но такие отсеиваются сразу ещё при заказе в интернет-магазине, когда узнают об отсутствии такой возможности. Но а те, кто самостоятельно может забрать товар, хотят сделать это с минимальными затратами времени и сил. Из-за расположения в центре аренда помещения может достигать 15 тысяч рублей, а в крупных городах и ещё больше.

Впрочем, возможна ситуация и когда людям не принципиально откуда забирать заказ, это касается случаев покупки такого товара, который не представлен продавцами в городе или имеет значительно более низкую цену. В этом случае клиент поедет за ним даже в пригород.

Очень важным моментом является подбор сотрудника. Для одного небольшого пункта выдачи достаточно всего одного оператора , который будет заниматься выдачей товаров, но он должен быть честным человеком. Оператор несёт ответственность за все полученные посылки, и пропажа одной или нескольких из них навсегда испортит репутацию пункта выдачи заказов, и вернуть её будет очень непросто. При этом большая заработная плата у такого сотрудника не предусмотрена (не больше 20 тысяч рублей в крупных городах, в небольших населённых пунктах в два раза меньше), что даёт ему соблазн украсть посылку, стоимостью превосходящую несколько его зарплат. Чтобы этого не случилось, нужно брать людей с опытом работы и хорошими характеристиками, это хоть и не устранит риски, но значительно их снизить.

Также всерьёз нужно задуматься о найме курьера, особенно если пункт выдачи расположен в не самом удачном месте города. Некоторые клиенты согласятся переплатить за то, чтобы товар привезли им на дом, и для этого можно либо найти человека, либо заняться этим самому. В первое время заказов будет не слишком много, и потратить пару часов в день на развоз посылок можно, а в дальнейшем, когда бизнес начнёт развиваться, нанять дополнительного человека не составит труда. Поначалу лучше ориентироваться на клиента, предоставлять ему качественный сервис – зарабатывать себе имя.

Отдельно нужно отметить создание своего собственного сайта. При сотрудничестве с интернет-магазинами предприниматель будет иметь доступ к множеству каталогов самых разных фирм различных сфер продаж. Поэтому можно создать свой интернет ресурс, на котором в общем каталоге будут представлены товары всех партнёров, это позволит клиенту увидеть сразу множество товаров, которые можно забрать из одного места, партнёры получат дополнительную информационную и рекламную площадку, а владелец пункта выдачи заказов ускорит оборачиваемость своих средств и значительно увеличит уровень заказов. Свой сайт – хороший дополнительный доход, ведь на нём можно продавать товары не только компаний, с которыми налажено сотрудничество, но и многих других, работая здесь уже как непосредственный посредник. Если найти компании, которые предоставляют возможность доставки транспортными компаниями, но по каким-то причинам не хотят сотрудничать с пунктом выдачи, можно перепродавать их товар, делая небольшую наценку и экономя на консолидации перевозок. Подобное направление позволяет стать полноценным интернет-магазином, но данный вариант стоит рассматривать именно как перспективу развития, ведь поначалу это не будет целевой деятельностью. Также сайт можно использовать для предложения товаров партнёров, которые своего интернет-ресурса не имеют. В этом случае можно рассчитывать на более высокое комиссионное вознаграждение.

Готовые идеи для вашего бизнеса

При этом вести сайт не обязательно из какого-нибудь офиса или из самого пункта выдачи заказов, достаточно оплатить хостинг и работать предпринимателю дома, сокращая издержки на содержание помещения и заработную плату программистам. При этом ввести в работу собственный интернет-портал нужно как можно быстрей – он станет хорошим местом для размещения своей рекламы, на нём должна быть форма, которую могут заполнять потенциальные партнёры. В таком виде бизнеса придётся общаться и сотрудничать с людьми именно посредством всемирной паутины, даже не видя вживую многих из них.


Очень важным направлением является развитие транспортной логистики . Вернее, возможность оценивать уровень логистического сервиса у разных поставщиков. В таком бизнесе придётся сотрудничать не только с интернет-магазинами, но и с транспортными компаниями, потому что своей службы перевозки интернет-магазины практически всегда не имеют. У них могут быть только налаженные отношения с тем или иным перевозчиком, но владельцу пункта выдачи заказов нужно самому оценить транспортную компанию, чтобы понять, будет ли благоприятным такое сотрудничество. Не каждый перевозчик ответственно относится к своей работе, умеет доставлять товар в точно нужное время. Причём поставщик должен привезти товар ни позже, ни раньше указанного срока. И если с опозданиями всё понятно, то неожиданный преждевременный завоз товара может лишить складских помещений или просто оставит товар лежать на полке, что не позволит принять заказ на новый. Клиента, конечно, не заставить забирать посылку в нужное пункту выдачи время, но найти поставщика, который привозит заказ именно тогда, когда необходимо – вполне реально.

Привлекательность любого интернет-магазина, а значит и пункта выдачи заказов, для клиента не в последнюю очередь зависит от сроков поставки. Даже недорогой перевозчик может оказаться неподходящим потому, что везёт очень долго (сотрудничать с почтой России нельзя ни в коем случае – через неё клиенты пусть заказывают сами). Оптимально выбирать с интернет-магазином выгодную для обеих сторон транспортную компанию, но многие продавцы уже имеют налаженные отношения с тем или иным перевозчиком. Как правило, с совсем недобросовестными или необоснованно дорогими компаниями никто не сотрудничает, но вполне вероятна ситуация, когда интернет-магазин отказывается выбирать более перспективного перевозчика в угоду текущему. Да и в дальнейшем нужно постоянно смотреть за рынком перевозчиков, чтобы по необходимости выбрать нового.

Но самая важное в таком бизнесе, первооснова – это партнёры, интернет-магазины, товар которых и будет поставляться в outpost . Если в распоряжении есть только небольшое помещение без специализированного оборудования для размещения товаров, требующих особых условий хранения (о котором и велась речь несколько выше), то это здорово ограничивает список компаний, с которыми можно начать сотрудничество. Впрочем, товары со специальными условиями хранения и перевозки редко заказывают через интернет. Самая распространённая продукция – косметика, техника, автомобильные запчасти, украшения и сувениры. Именно с интернет-магазинов стоит начать, предлагая им свои услуги.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Тут нужно отметить, что если пункт выдачи заказов открывается в небольшом городе, то сотрудничать получится только с компанией, которая подобные пункты открыла (или с которыми уже сотрудничает) во всех крупных городах, иначе она просто будет не заинтересована в обеспечении рынка небольшого населённого пункта подобной услугой. В мегаполисах же вполне реально открыть outpost, которым заинтересуются многие интернет-продавцы. Можно работать только в одной сфере, но тогда помещение наверняка будет простаивать, поэтому лучше делать универсальный пункт выдачи заказов интернет-магазинов разной тематики. И поначалу лучше пытаться найти как можно больше партнёров, потому что заботиться нужно в первую очередь о себе, и оборачиваемость товаров в пункте выдачи заказов должна быть очень большой, чтобы дело приносило прибыль. Когда заключается договор, продавец на своём сайте выставляет возможность заказать товар с прибытием в outpost. Вариант доставки таким образом должен выгодно отличаться (даже если цена выше некоторых других вариантов, должен быть значительный выигрыш в скорости). Магазин формирует партию груза и отправляет её перевозчиком, который «до двери» доставляет его в пункт выдачи заказов. А уже оттуда клиент забирает его самовывозом либо заказывает курьера.

Значительным препятствием для заказа товара через интернет для клиента является невозможность увидеть товар воочию, осмотреть его и определить, нравится ли он/нужен ли. Это останавливает многих людей, которые не хотят потратить деньги на оказавшуюся неподходящей вещь. Именно поэтому через интернет заказывают, как правило, недорогие товары, чтобы не было в случае неудачного выбора жалко потраченных денег. Устранить эту проблему можно возможностью возврата товара (этот пункт вообще прописан в потребительском законе, но не все продавцы добросовестно его исполняют). В крайнем случае, товар можно забирать, чтобы потом продать самому, а не отправлять обратно продавцу – это чрезмерно большие транспортные расходы.

Но хорошей идеей может стать открытие не стандартного пункта выдачи заказов, а так называемого «show-room». Это комната, в которой представлены образцы продаваемых изделий, и человек может предварительно ознакомиться с товаром, прежде чем заказать его. Часто их открытие осуществляется магазинами по продаже одежды, ведь подобрать её особенно сложно, не примерив. Однако можно выставить витрины с разными видами товаров.

Но такое начинание потребует значительно бо́льших вложений. Так если обычный outpost потребует не больше 100 тысяч рублей на своё открытие, то show-room может обойтись в несколько раз больше ввиду съёма значительных помещений и их оборудования. Однако такая идея может привлечь много людей, и её стоит обсудить с продавцом.

Ещё одним из вариантов открытия такого бизнеса можно назвать «постаматы ». Они представляют собой шкаф с ячейками, в которые поставляется товар, а покупателю сообщается номер ячейки и код для её открытия. Такое оборудование обойдётся даже дешевле, чем обычный пункт выдачи, для него не нужен человек-оператор, да и располагать его можно не только в специально снимаемом помещении, а в каком-нибудь торговом центре или гипермаркете. Подобное начинание можно назвать перспективным и не затратным делом, которое в будущем может вполне заменить обычные пункты выдачи. Единственное ограничение – слабое доверие покупателей к такой форме выдачей заказов, да и претензии предъявить в случае несоответствия сложно. И нельзя исключать вероятность взлома ячеек, если только они не находятся под видеонаблюдением или охраной. Но в общем и целом, этот способ можно рассматривать как развитие своей сети пунктов выдачи заказов.

Чем же выгоден пункт выдачи заказов, выступающий как посредник между продавцом и покупателем?

    Для продавца. Возможность без лишних затрат увеличить свою торговую сеть и начать торговлю во многих городах страны. Интернет-магазин может находить в каждом из городов частный outpost, чтобы не заботиться о передаче товара в руки покупателя. В случае каких-либо проблем продавец получает всю необходимую информацию.

    Для посредника. С минимальными затратами на открытие и при небольших ежемесячных платежах получать деньги буквально за воздух – посредническая деятельность всегда была достаточно выгодным направлением. Владелец пункта выдачи заказов получает совсем скромное агентское вознаграждение (1-1,5% от суммы товара, но этот показатель меняется в зависимости от востребованности товара), но при высокой оборачиваемости и больших количествах поставок доход становится существенным.

    Для покупателя. Это возможность купить товар либо по значительно более низкой цене, либо товар, которого в его городе нет, при этом забрать его можно самостоятельно и тогда, когда это удобно. За счёт консолидации грузов достигается наиболее оптимальная цена доставки, поэтому клиент за поставку платит на порядок меньше, чем если бы он самостоятельно заказывал этот товар через транспортную компанию. Сроки при этом сохраняются наиболее оптимальными, то есть такая доставка – хорошее соотношение цены и качества доставки.

Аналитический Отчет (полная версия)

Апрель 2015

Обзор рынка

Апрель 2015 года

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования рынка экспресс-доставки в Российской Федерации.

Экспресс-доставкой является доставка в течение 1-4 дней грузов документарного и недокументарного характера. Российский рынок экспресс-доставки в последние четыре года показывает стабильный рост, и в 2014 году объем рынка составил 52 млрд рублей. На рынке экспресс-доставки наблюдается увеличение зависимости рынка от интернет-торговли, и, по мнению отраслевых экспертов, интернет-торговля является наиболее значимым драйвером рынка экспресс-доставки в Российской Федерации. Также отмечается появление новых игроков, специализирующихся на логистическом аутсорсинге для интернет-магазинов. Несмотря на сокращение темпов роста, ожидается, что объем рынка в денежном выражении в 2015 году достигнет 55,6 млрд рублей.

Рынок экспресс-доставки представляет собой сегмент рынка транспортно-логистических услуг. Согласно принятой в Европе классификации, основными сегментами рынка транспортно-логистических услуг являются:

  • грузоперевозки и экспедиторские услуги;
  • комплексные логистические услуги, включающие услуги по хранению и дистрибуции товаров;
  • управленческая логистика, в том числе услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов.

В Российской Федерации основная доля рынка транспортно-логистических услуг приходится на грузоперевозки.

Мировой рынок экспресс-доставки

Мировой рынок экспресс-доставки оценивается в 216 млрд долларов. В настоящий момент доля российского рынка экспресс-доставки в денежном выражении составляет лишь 0,5 % от мирового. Лидером мирового рынка является немецкая компания Deutsche Post DHL, доля которой равна 32 %. В 2014 году выручка компании достигла 69 млрд долларов. Следом идут компании UPS и FedEx с долей рынка 27 % и 21 % соответственно. В совокупности лидеры составляют 80 % рынка.



Рынок экспресс-доставки в РФ

Российский рынок экспресс-доставки показывает стабильный рост: по оценке экспертов J’son & PartnersConsulting, с 2011 года рынок вырос в 1,7 раза, до 52 млрд рублей; CAGRв 2011-2014 гг. составил 19,3 %.

Однако темпы роста рынка значительно сократились. Если в 2011-2012 годах темпы роста составляли порядка 27 %, то в 2014 году они сократились до уровня 10,5 %. Эксперты J’son & PartnersConsulting ожидают дальнейшего снижения темпов роста рынка в 2015 году, связанного с экономическими шоками и пониженной покупательной способностью населения.


Основные события на рынке экспресс-доставки

Среди основных событий сегмента операторов доставки в последнее время можно выделить:

1. «Почта России» организовала сервис доставки для интернет-магазинов.
2. QIWI и PickPoint объявили о запуске сети компактных постаматов в шаговой доступности от QIWI Терминалов в Москве и Московской области.
3. ЕЭК отложил введение пошлин на покупки в зарубежных интернет-магазинах до 1 января 2016 г. - до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. До этого момента в странах - участницах ЕЭК останутся действующие нормы беспошлинных покупок.
4. Стратегическое партнерство между логистическим оператором Itella и Hermes FullfillmentGmbH. Данный стратегический альянс создан с целью помощи европейским клиентам в деятельности на российском рынке электронной коммерции.
5. «Почта России» заявила о создании своей торговой площадки. Совместный с интернет-сервисом Biglion проект стартовал 1 ноября.
6. В марте 2015 г. AliExpress запустил сервис оплаты покупок со счета мобильного телефона.
7. SPSR и AliExpress. 5 февраля 2015 г. международная интернет-площадка розничной торговли AliExpress и компания SPSR Express объявили о начале сотрудничества, в рамках которого SPSR Express становится первым авторизованным российским экспресс-перевозчиком AliExpress .

Крупнейшие компании отрасли

Согласно имеющимся данным, в 2013 году наибольшая доля российского рынка экспресс-доставки принадлежит компании DHL. Также заметными игроками согласно данной оценке являются DPD, Pony Express, EMS Почта России, Major Express и SPSR Express. Ниже представлена карта российского рынка служб доставки.

Экспресс-доставка для интернет-магазинов

Также на рынке экспресс-доставки эксперты J’son & Partners Consulting выделяют компании, которые специализируются на доставке для интернет-магазинов. Среди данных компаний можно назвать:

  • Im-Logistics;
  • «Аксиомус»;
  • «Макси-пост»;
  • «Алгоритм»;
  • Shop-Logistics;
  • «B2C Платежи и Логистика»;
  • Top-Delivery и другие.

Отмечается низкий уровень консолидации данного сегмента, так как по имеющейся информации крупнейшие игроки занимают не более 5 % сегмента.

Основные услуги и география доставки

Среди основных услуг, которые предоставляют службы экспресс-доставки для сегмента интернет-магазинов, эксперты J’son & Partners Consulting выделяют курьерскую доставку, складирование, хранение, сортировку, а также комплектацию заказов.
По мнению отраслевых экспертов, рынок растет, в том числе за счет географической экспансии игроков. Все игроки, работающие на рынке, открывают отделения в средних и небольших городах. Большинство участников рынка осуществляют курьерскую деятельность по всей РФ; отдельные игроки доставляют грузы в СНГ и другие страны. По существующей информации, на долю Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников приходится не менее 70 % всего объема грузоперевозок. Несмотря на превалирующую долю Москвы и Санкт-Петербурга в объеме перевозок, рынок также растет за счет других регионов.
Согласно публичным данным, более половины объема рынка в натуральном выражении принадлежит B2C-сегменту - преимущественно на каталожные продажи и интернет-торговлю. Многие отраслевые эксперты ожидают дальнейшего развития рынка за счет роста интернет-торговли. Однако, по имеющимся данным, во втором квартале 2014 года в сегменте B2C объемы заказов интернет-магазинов просели в среднем на 9 %.

Появление и развитие постаматов

На рынке экспресс-доставки в РФ также выделяются игроки, развивающие сети постаматов - терминалов с автоматизированными ячейками для хранения и выдачи товара. По оценкам J’son & Partners Consulting, объем рынка постаматов в России в 2014 году составил 2,8 млрд рублей, или 6,7 % от всего российского рынка экспресс-доставки. Согласно имеющимся данным, на постаматы приходится 38 % всех заказов, которые покупатели забирают самостоятельно.
Пионером рынка постаматов в Российской Федерации является компания PickPoint. По имеющейся информации, доля компании в сегменте постаматов в 2014 году оценивается в 80 %. Также крупными игроками являются QIWI Post и LogiBox.
По оценкам отраслевых экспертов, в последнее время заметный рост рынка был обусловлен развитием интернет-торговли. Однако в связи с текущей тяжелой макроэкономической обстановкой, которая может негативно повлиять на географическую экспансию игроков, и ожидаемым спадом интернет-торговли ожидается сокращение темпов роста рынка курьерских служб в краткосрочной перспективе. Также ожидается, что основой акцент в ближайшем будущем будет смещен с органического роста на оптимизацию расходов компаний.

Основные выводы

  • В последние четыре года рынок экспресс-доставки РФ показывал увеличение, однако в краткосрочной перспективе ожидается сокращение темпов роста.
  • На российском рынке экспресс-доставки наблюдается рост сегмента постаматов.
  • Основными драйверами роста рынка являются развитие интернет-торговли в России, географическая экспансия игроков и рост интернет-проникновения.
  • Главным сдерживающим барьером развития рынка эксперты отрасли отмечают недостаточную развитость инфраструктуры и текущую экономическую ситуацию.
  • В 2015 году прогнозируется усиление конкурентной среды из-за ожидаемого сокращения темпа роста рынка.
  • По мнению отраслевых экспертов, в B2B-секторе ощущается тенденция к снижению логистических издержек. В сегменте B2C наблюдается замедление темпов роста российских интернет-магазинов.

Мнение представителей сегмента

В рамках подготовки исследования специалисты J"son & Partners Consulting опросили представителей рынка экспресс-доставки.

Алексей Жуков,
директор по маркетингу SPSR Express

Объем рынка экспресс-доставки составляет около 54 млрд рублей. В связи с текущей экономической ситуацией темпы роста рынка существенно замедлились, поскольку экспресс-доставка является отражением бизнес-активности общества. В большей степени негативные последствия ощущает сегмент B2B, который, возможно, в этом году ожидает даже отрицательная динамика. B2C-сегмент чувствует себя существенно лучше, поскольку его драйвер - интернет-торговля - хоть и замедлил рост, но все же имеет значительный невыбранный потенциал. В целом, по нашим оценкам, рынок экспресс-доставки в этом году вырастет, но его рост будет ниже даже прошлогодних показателей - в районе 6-9 %.

На текущий момент SPSR Express показывает самый динамичный рост среди крупнейших компаний. 2014 год компания завершила с приростом выручки на 27 % к аналогичному показателю предыдущего года. Сегодня компания входит в тройку крупнейших компаний экспресс-доставки. По нашим прогнозам, в этом году из-за невысокого роста рынка конкуренция усилится. И наиболее заметно это будет в сегменте B2C.

В сегменте B2B очень остро ощущается тренд на снижение логистических издержек. Срок доставки все чаще перестает быть ключевым при выборе подрядчика. Клиенты сокращают издержки путем консолидации отправок и выбора более экономичного продукта. В сегменте B2C ощущается замедление темпов роста российских интернет-магазинов. Рост трансграничной торговли тоже замедлился, но все же он в разы выше. Правда, трафик кросс-бордерных отправлений претерпел изменения - если раньше трафик экспресс-отправлений шел преимущественно из западных интернет-магазинов, то уже в декабре 2014 года этот поток начал заметно редеть. Российские покупатели в силу курсовых колебаний переориентировались на китайские интернет-магазины.

Основным барьером роста является текущая экономическая ситуация - снижение покупательной способности рубля, инфляция, снижение доходов населения. Но и драйвером роста, пусть, возможно, и не текущего дня может выступить тоже экономика. Россия отличается низкой долей логистического аутсорсинга, и в трудные времена компании все чаще начинают тщательней оценивать свои издержки, что зачастую приводит к отказу от собственной инфраструктуры в пользу аутсорсинга. Кроме того, кризис играет роль «санитара леса» - с рынка уйдут неэффективные компании, приходит время консолидации рынка.

Бездеткин Алексей,
коммерческий директор Boxberry

1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

По данным разных источников, рынок экспресс-доставки в течение последних нескольких лет ежегодно рос на 30-40 %. Эта тенденция сохранялась до 2015 года. Как поведет себя рынок в этом году, покажет время. По нашим прогнозам, рост продолжится, однако темпы его будут заметно снижены. Вероятнее всего, этот показатель не превысит 5-10 %.
Основным драйвером роста экспресс-доставки было развитие рынка электронной торговли, который по итогам 2014 года достиг в России 700 млрд рублей. Снижение темпов роста оборотов e-commerce в текущем году повлечет за собой банкротство и уход с рынка экспресс-доставки мелких игроков, ужесточит конкуренцию в этой сфере, вследствие чего возможен рост качества предоставляемых услуг.
Также в последнее время все больше компаний онлайн-торговли доверяют хранение, комплектацию и доставку заказов аутсорсерам, хотя еще совсем недавно они выполняли данные операции собственными силами.

2. Как вы оцениваете вашу текущую позицию и уровень конкурентной среды на рынке?

Boxberry входит в первую десятку игроков рынка доставки для e-commerce. Также мы входим в первую пятерку компаний, доставляющих жителям России заказы из иностранных интернет-магазинов. Boxberry работает в 130 городах и выдает заказы через 200 пунктов выдачи, в 80 городах осуществляется курьерская доставка. Мы доставляем товары из интернет-магазинов, которые располагаются в трех частях света.

Рынок доставки в России неоднороден. В Москве и Санкт-Петербурге эта сфера интересна многим компаниям, и уровень конкуренции очень высок, в то время как в регионах она развита пока слабо. По большому счету предложить полноценную доставку в регионы (в нашем понимании, это развитая сеть пунктов выдачи и курьерская доставка в областных центрах) может не более 5-10 игроков. На рынке доставки международных заказов таких компаний еще меньше, так как это довольно сложная и затратная технология, и иностранные партнеры предъявляют повышенные требования к размеру сети, качеству работы, срокам доставки.

3. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Службы доставки

В ближайшее время на рынке будут доминировать компании, предлагающие комплексные услуги по доставке, широкий спектр дополнительных услуг как для интернет-магазинов, так и для получателей; располагающие развитой сетью пунктов выдачи по стране и поддерживающие стабильно высокий уровень качества работы.

Сейчас интернет-магазины стали более требовательно подходить к финансовой устойчивости партнеров, наличии у них «истории». Немаловажный для них фактор — степень развития IT-сервисов курьерской компании.

Ужесточаются и требования к уровню сервиса для получателей. Если раньше на первое место ставили сроки доставки и отсутствие очередей, то сейчас важно и качество обслуживания, и возможность в любой момент выбрать удобные для себя способы получения заказа и оплаты. Интернет-продавцов интересуют хранение и комплектация заказов, доставка их различными способами по выбору получателя, предложение пакета услуг во время выдачи (частичная выдача, примерка, оплата картой, доставка в выходные и т. д.), оперативная работа по возврату денежных средств магазинам. Все это может спровоцировать рост интереса к уже существующим фулфилмент-операторам, однако ожидать создания большого количества новых фулфилмент-центров не стоит.

Постоянно увеличивается объем трансграничной торговли: в 2013 году заказы в иностранных интернет-магазинах составляли 20 % от общего числа онлайн-покупок, в 2014 году этот показатель вырос до 30 %. Конечно, из-за ослабления рубля рост серьезно замедлится, но не остановится.

Получатели

Доверие пользователей Сети к покупкам в интернет-магазинах растет. Особенно это заметно в регионах: количество заказов с доставкой в регионы увеличивается, и, по всей видимости, эта тенденция продолжится в ближайшие годы.

Самовывоз становится все более привлекательным для клиентов. Получатели экономят и выбирают более дешевые способы доставки, несмотря на то что за посылкой нужно ехать. С другой стороны, количество пунктов выдачи постоянно растет, они все ближе к месту жительства или работы получателя, при этом забрать заказ можно в удобное время и не нужно ждать, как в случае с курьерской доставкой. Так что в ближайшем будущем возможно снижение доли курьерской доставки и рост количества выдач через пункты выдачи и постаматы.

Также получатели все чаще предпочитают оплачивать заказ при получении картой, а не наличными.

4. Какие основные драйверы и барьеры роста вы можете выделить сейчас на рынке?

Драйверы: увеличение числа городов для доставки, сокращение сроков доставки, усиление конкуренции, доступность новых товаров в онлайне, проникновение интернета, развитие сервисных услуг (факторинг для интернет-магазинов и кредитование для получателей).

Единственный возможный барьер — тяжелая экономическая ситуация в стране и, как следствие, рост цен на товары и снижение покупательной способности.


Детальные результаты исследования представлены в полной версии отчета «Рынок экспресс-доставки в Российской Федерации»

Информационный бюллетень подготовлен компанией J"son & Partners Consulting. Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставлять фактические и прогнозные данные, полностью отражающие ситуацию и имеющиеся в распоряжении на момент выхода материала.

Data Insight подготовила исследование «Постаматы и пункты выдачи в электронной торговле» . В нем собраны основные цифры и характеристики рынка, крупнейшие игроки, общее распределение точек самовывоза по макрорегионам, результаты онлайн-опроса пользователей ПВЗ/постаматов о том, почему они предпочитают самовывоз другим способам доставки.

В составе:

  • Классификация точек выдачи
  • Основные игроки сегмента
  • Распределение точек по ключевым игрокам и макрорегионам
  • Портрет потенциального потребителя услуг ПВЗ

Ключевые цифры:

  • 41 919 отделений Почты России (из них 24% городские, остальные - сельские и поселковые)
  • 6000 неспециализированных пунктов выдачи (салоны сотовой связи)
  • 3000 точек у специализированых компаний (+100% рост за 2016 год)
  • 850 постаматов
  • 29 миллионов заказов в сторонние ПВЗ (15% от рынка) за 2016 год

Тренды на рынке:

  • Специализированные игроки подключают непрофильные бизнесы в качестве пунктов выдачи (например, цветочные, шиномонтаж)
  • Быстрее всего растут специализированные сети (логистические компании), а непрофильные не растут вообще
  • На рынок сетей самовывоза заказов входят новые игроки
  • Растет число магазинов, осуществляющих доставку в сторонние ПВЗ

Характеристика рынка:

  • Доступ к услугам постаматов и ПВЗ есть у более чем 70% населения страны
  • Развитие числа постаматов и ПВЗ по регионам неравномерно по населению и территории
  • В сумме на топ-10 регионов по количеству ПВЗ приходится половина (48%) всех ПВЗ
  • В среднем, ПВЗ расположены лишь в 16% населенных пунктов в макрорегионе (МО - 56%, Красноярский край - 6%)
  • В 24 регионах представлены точки всех 13 сетей ПВЗ, а за пределами региональных центров только в Краснодарском крае и Ярославской области есть все представители пунктов выдачи
  • Разброс по плотности проникновения ПВЗ в регионах составляет от 9000 человек на 1 ПВЗ в Питере до 37 000 человек на точку в Крыму
  • Разброс по постаматам находится в пределах от 68 тысяч человек в Московской области до 1,6 млн человек в Северо-Кавказском федеральном округе

Способы доставки заказов

Выбор способа доставки интернет-покупки — это ежедневная дилемма. В среднем респонденты указывают 3 способа получения, активные онлайн-покупатели не лояльны к каналу доставки, а предпочитают выбирать в зависимости от обстоятельств (размер посылки, ее вес, стоимость, временной отрезок доставки и пр.). Все опрошенные имеют опыт использования нескольких вариантов доставки.

Три четверти опрошенных хоть раз получали заказ через автоматизированный терминал выдачи — постамат. 69% пользовались пунктами выдачи заказов. Больше половины (56%) хотя бы раз за последний год заказывали доставку курьером, а 50% пользовались Почтой России для получения интернет-заказов. 28% забирали покупку в магазине и 16% через терминал транспортной компании.

Если посмотреть на ответы в разрезе по размеру города проживания респондента, то увидим, что единственный канал, где забирают посылки одинаково часто, — ПВЗ. Доля пользования постаматами растет с увеличением размера города, в котором проживает покупатель. Жители столиц закономерно меньше получают отправления через Почту России (36% против 53% в небольших городах) и через транспортные компании (8% против 19% в небольших городах), они предпочитают курьера (57% против 36%) или забрать заказ в оффлайн-магазине (29% против 18%).

58% респондентов (активных пользователей ПВЗ) предпочитают ПВЗ/постамат другим способам доставки, несмотря на стоимость доставки и время на дорогу до пункта получения. Пятая часть оценивает, какой канал получения заказа выбрать, сравнивая стоимость доставки. 80% из них выберут ПВЗ/постамат, если разница в цене на доставку будет до 200 рублей по сравнению с альтернативным способом (курьер). Стоимость важна подавляющему большинству пользователей. Всего лишь для 5% играет роль только время на получение заказа.

Среди тех, для кого важным фактором является время, за которое они получат заказ, 84% не готовы тратить более 30 минут на получение заказа. Из них 33% хотят получать заказ быстрее, чем за 15 минут.

Почему выбирают ПВЗ

Мы увидели, что основные причины выбора ПВЗ — это психологический комфорт получения заказа и низкая стоимость доставки. Именно по этим причинам потребитель выбирает доставку в ПВЗ и постамат. При этом обязательным фактором для выбора постаматов и ПВЗ является удобство расположения, график работы точки и наличие дополнительных опций (в т.ч. прием карт).

Мы спросили у респондентов, почему они выбрали именно ПВЗ/постамат, а не иную форму получения заказа. Среди вариантов ответа было «удобство пункта», после чего их попросили уточнить, что это для них значит.

Для пользователей ПВЗ удобство — это в первую очередь расположение (близко к дому/работе) — его отметили 64%. Почти в 2 раза менее популярным фактором является график работы (37%). Третье место по популярности делят стоимость (дешевле, чем в других каналах) и отсутствие спешки при получении — «никто не беспокоит, можно спокойно получить и рассмотреть покупку» (по 21%). Пятая часть респондентов предпочитает ПВЗ другим вариантам доставки из-за более низкой стоимости.

Выбор постаматов как наиболее удобного способа доставки также чаще всего обусловлен их близостью к дому/работе (65%) и подходящим графиком (47%). На третьем месте отмечена оплата картами (43%), а следом, с минимальным отрывом в 6%, представлен вариант «не надо ни с кем разговаривать, чтобы получить интернетзаказ» (37%).

Доля ответов пользователей постаматов, что удобство заключается в возможности частично или полностью отказаться от товара, близка к нулю. Тогда как для пользователей ПВЗ эти факторы более важны, хотя их процент в сравнении с другими вариантами невелик (можно отказаться от товара частично (7%), полностью (12%)).

По сравнению с ПВЗ, у постамата понятие «удобный» более многогранно. Разница между лидирующими вариантами «в чем для вас удобство постамата» в 2 раза меньше, чем между соответственными для вопроса «в чем для вас удобство ПВЗ», где явное предпочтение отдается 2 вариантам ответа из 12 предложенных (причем можно было выбрать до 3 вариантов).

Четверть респондентов вне зависимости от способа получения (ПВЗ или постамат) и от города проживания отмечает, что время, когда им удобно получить посылку, зависит от конкретной ситуации.

Сколько времени тратят

Около половины респондентов (44%) тратят менее 15 минут на получение заказа в постамате. Это в полтора раза больше, чем количество тех, кто тратит столько же в ПВЗ (31%). От 15 минут до получаса требуется для получения онлайн-посылки для 38% и 39% получающих в ПВЗ и постамате соответственно.

Что получают

Мы попросили респондентов описать их последнюю покупку в ПВЗ по стоимости, характеру покупки, времени ее ожидания, размеру. Это позволяет нам описать «портрет» покупки, которую чаще всего забирают из пунктов выдачи заказов.

Две трети покупок — дешевые, причем то, что покупка была дорогая, отметили только 16% опрошенных. Три четверти отправлений описаны покупателями как стандартные, уникальных только 15%. Более половины заказов (55%) были срочными, четверть же покупателей готовы были ждать. Подавляющее большинство посылок — небольшие по размеру, всего 10% отмечены как крупногабаритные. Молодые люди (18-24 года) чаще, чем другие возрастные категории, используют слова «дорогая», «срочная», «уникальная», причем доли таких покупок уменьшаются с увеличением возраста опрошенных.

Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост

Постаматы в силу ряда ограничений есть и всегда будут только дополнительным сервисом к курьерской доставке. Да, они несколько дешевле, но, во-первых, далеко не для всех покупателей вопрос экономии является ключевым. Для многих важнее фактор удобства: тебе не надо самому куда-то идти, можно лежать на диване и ждать, когда курьер придет к тебе сам. К тому же можно отказаться от товара, если он тебе не понравился, чтобы потом не морочить себе голову возвратом. Во-вторых, в России большой востребованностью пользуется доставка с примеркой, и поэтому все больше интернет-магазинов делают ее возможной для своих покупателей. Постаматы эту услугу предоставить не могут. И третье ограничение - это величина отправления: даже самый маленький пуфик или чемодан не влезут в ячейку постамата, поэтому крупные посылки никогда не будут доставляться таким образом.

Что касается ПВЗ, здесь надо отталкиваться от того, какого уровня этот ПВЗ. Если хороший, удобный, чистый, с примеркой и возвратом, да, это удобно. Но хороший ПВЗ не будет дешевым. Он сопоставим по цене с курьеркой. А плохой и дешевый ПВЗ - на шиномонтаже или цветочном магазине - имеет почти все те же ограничения, что и постамат, только еще больше. Вы, например, можете прийти и поцеловать дверь цветочного магазина, потому что его хозяин все цветы распродал и счастливый ушел домой, а на вашу посылку ему наплевать, для него это не основной бизнес. Так что все разговоры о том, что «Постаматы и пункты выдачи заказов умеют чуть больше, чем классические способы доставки, и предлагают конечным получателям более высокий уровень сервисного обслуживания» , как пишут некоторые участники исследования, это, мягко говоря, лукавство.

Допустим, через ПВЗ и постамат теперь тоже можно осуществлять возврат - а мерять то где? Ну, туфли, пожалуй, можно прямо на месте, подумаешь, носками пол протереть на шиномонтаже (туда тоже теперь привозят посылки), а платье или блузку девушкам? На глазах радостного хозяина цветочного магазина? Или в туалете торгового центра? Все равно придется идти домой и потом возвращаться, чтобы засунуть не подошедший товар обратно в ячейку. Но заплатить то все равно придется за весь заказ, а потом ждать возврата. Жалоб на ПВЗ гораздо больше, чем на курьеров, это статистика.

Услугами ПВЗ и постаматов пользуются те, кто по каким-то причинам не любят общаться с курьерами, или у кого разъездной характер работы, ну или же пункт у них прямо в доме и никуда ездить не надо. Но тех, кому приятнее общаться с живым человеком, а не с железной коробкой, все-таки больше. К тому же большинство посылок доставляется заказчикам не домой, а на работу, людям так удобнее, они не подстраиваются под время прибытия курьера и не тратят время на поход в ПВЗ.

Полная презентация исследования

Франшизы хостелов – направление новое, но пользующееся все большим спросом. В среднем для открытия хостела по франшизе хватит 1-1,5 миллионов рублей.

В среднем по данным франчайзеров, для открытия медцентра без учета паушального взноса понадобится сумма около 2 млн. рублей. Размеры стартовых инвестиций в зависимости от выбранного формата работы (пу...

Инвестиции от 700 000 руб.

Бизнес под брендом международной риэлторской компании. Автоматизированные бизнес-процессы, преференции от крупных федеральных банков-партнеров, собственная CRM-система.

По примерным подсчетам РБК на аптеку площадью 60 кв метров в среднем понадобится не менее 3 млн. рублей. Как показывает практика, выйти на окупаемость в условиях 1,5% роялти можно примерно через 1,5-2...

В сложных экономических условиях и возросшей стоимости запуска нового клуба процесс открытия фитнес-центра с нуля чреват многими стратегическими просчетами и может привести к неудаче. Поэтому на первы...

Диапазон стартовых капиталовложений для открытия бизнеса по франшизе широк и начинается от 1,3 млн. рублей (категории «доступной оптики») и заканчивается суммами в 5-8 млн. рублей (для VIP-категорий)....

Размеры стартовых инвестиций для открытия турагентства по франшизе не велики и варьирутся от 40 тыс. до 2 млн. рублей. В среднем сумма, требующаяся для открытия бизнеса, составляет около 450 тысяч руб...

Инвестиции от 2 500 000 руб.

Франшиза медицинского центра АльфаМед предлагает развитие клиник в формате «У дома», когда клиенты могут получить амбулаторную медицинскую помощь, сдать анализы недалеко от дома или работы.

Региональная небольшая компания может продавать право пользования своим брендом и за сумму в несколько десятков тысяч рублей, крупный франчайзер требует паушальный взнос иногда больше ста тысяч доллар...

По приблизительным оценкам, для того чтобы открыть квест-рум по франшизе понадобится от 1,5 миллионов рублей и более. Паушальным взносом франчайзеры чаще всего называют стоимость своих сцена...

Средняя стоимость франшизы кальянной в России составляет 200 тысяч рублей. На открытие заведения под готовым брендом понадобиться около 1 млн. рублей.

Стоимость франшиз (размер паушального взноса) на рынке варьируется от 90 до 350 тысяч рублей и в среднем составляет около 160 тысяч рублей. Роялти владельцы сетей детских парикмахерских берут небольши...

Инвестиции от 39 000 руб.

С нашей помощью Вы откроете интернет-магазин детских товаров в своем городе, сможете закупать товары у проверенных поставщиков, принимать и выполнять заказы.

Стоимость франшизы мясного ресторана различных сегментов варьируется от 1,2 млн. до 3,5 млн. рублей. В качестве роялти владельцы бизнеса обычно выставляют проценты от оборота – от 3% до 6%.

Средний размер инвестиций в открытие собственного бара-ресторана по франшизе составляет около 15 млн. рублей. Франчайзеры предлагают заведения различных форматов площадью от 200-250 кв. метров, начина...

Минимальная сумма инвестиций для входа в бизнес мужских парикмахерских начинается от 800 тыс. рублей, на практике наиболее «реальная» цифра несколько выше – около 2 млн. рублей. Размеры паушального вз...

Затраты на запуск мобильной автомойки в предложениях франчайзеров варьируются от 100 тыс. до 2 млн. рублей и зависят от многих факторов, включая пакет услуг франшизы и территорию развития бизнеса. Сто...

Инвестиции от 239 000 руб.

Торговые автоматы Мангустин - первое вендинг оборудование, разработанное специально для продажи игрушек. В своей франшизе мы соединили два успешных направления - вендинг и продажу детских игрушек.

Среди прочих предложений франшизы event-агентств привлекают потенциальных покупателей небольшими стартовыми вложениями. Начать свое дело со 100-200 тыс. рублей – предложение довольно заманчивое. Бизне...

Чтобы открыть языковую школу по франшизе, предпринимателю понадобиться около 1 млн. рублей стартовых инвестиций и желание работать и развиваться в образовательной сфере. Все остальное обещает взять...

Диапазон начального капитала для создания студии маникюра колеблется от 800 тыс. до 5,5 млн. рублей. Средняя сумма (в теории) – 2,6 млн. рублей. От 200 до 540 тысяч рублей предпринимателю нужно будет...

Чтобы открыть свою соляную пещеру по франшизе, предпринимателю потребуется около 500 тыс. - 1 млн. рублей. В этом виде бизнеса бóльшую роль играет не столько раскрученность бренда, сколько размер...

Инвестиции от 300 000 руб.

Уникальная бизнес-модель булочной, не требующая организации пекарни полного цикла. Для открытия булочной-пекарни Bonape достаточно помещения 15 кв.м. и минимальных затрат.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник