02.07.2019

Юсуф — Овсеп Карш — Классик в портретной фотографии. Юсуф Карш — выдающийся мастер портретной фотографии. Гений портретной съёмки Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Как думаете, чей фото-кисти принадлежит этот портрет?

Уверена, настоящие ценители фотографии сразу узнают почерк Юсуфа Карша.

Юсуф Карш (Yousuf Karsh) (23 декабря 1908 - 13 июля 2002) - один из величайших мастеров портретной фотографии. На его работах учились и учатся фотомастерству многие фотохудожники.

Если взглянуть на работы фотографов, то можно увидеть, что манера снимать, используя приемы, присущие работам Юсуфа Карша, есть у многих фотографов. Узкая диафрагма для предельной резкости, студийное освещение в голливудском стиле для проработки деталей. Однако фотографии Карша имеют особую притягательность. В чем секрет?

Как сам Юсуф Карш говорил о процессе съемки: «Я пытаюсь зафиксировать на фотографии человеческие чувства и мысли. Но я не ворую «человеческие души» - скорее мы (мои «модели» и я) делимся друг с другом. Фотографирование становится актом совместной работы».

Перед съемкой Юсуф Карш всегда очень долго готовился. Он пытался разузнать о модели как можно больше, понять, что за образ нужно получить в итоге, выбрать основыне приемы работы. Фотограф говорил: «Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь еще сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф должен успеть сделать свою работу – или он проиграл».

Юсуф Карш фотографировал многих известных людей: политики, ученые, писатели, художники, врачи. Из всех своих рабо Юсуф Карш особенно выделял портреты Элеоноры Рузвельт, Уинстона Черчилля и Бернарда Шоу.

Именно фотография Уинстона Черчилля сделала Юсуфа Карша знаменитым. Кстати, с ней связана интересная история, подчеркивающая умение Карша вступать в контакт с людьми.

Когда в 1941 году премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль прибыл с официальным визитом сначала в Вашингтон, а затем в Оттаву, его канадский коллега Маккензи Кинг пригласил Юсуфа Карша запечатлеть влиятельного британского политика и государственного деятеля Черчилля во время его выступления перед Парламентом Канады. По окончании его насыщенной эмоциями, зажигательной речи Карш поспешил в кабинет спикера, где накануне вечером установил свой свет и вторую камеру. Вскоре туда зашли и оба премьер-министра плечом к плечу и с сопровождающими их лицами. Карш включил свой свет, и Черчилль ошарашенно воскликнул: «Что это? Что такое?». Все боязливо притихли, и лишь сам Карш робко вышел вперед и сказал: «Сэр, я надеюсь, что мне представился удачный шанс сделать портрет, достойный этого исторического момента». Бросив недовольный взгляд на самонадеянного молодого человека, премьер-министр бурнул с усмешкой: «Только меня почему-то об этом забыли спросить!». Сопровождавшие его лица засмеялись, что еще больше усложнило положение фотографа. Но затем Черчилль зажег сигару, раскурил ее, напустив вокруг дыма, великодушно смягчился: «Так и быть, можешь щелкнуть разок». Убедить его переместиться на небольшое расстояние в то место, куда был направлен свет, уже стоило фотографу труда, но самое сложное было еще впереди. Черчилль никак не желал выпускать изо рта дымящую сигару, продолжая энергично ее жевать, даже когда Карш поставил рядом пепельницу. Подождав еще какое-то время, Юсуф, повинуясь спонтанному импульсу, шагнул к нему и деликатно, но не спрашивая на то разрешения, а лишь промолвив «Простите, сэр!», вынул сигару из его рта! Когда отважный фотограф вернулся к камере, британский премьер смотрел на него так грозно, словно хотел испепелить взглядом. В этот момент Карш и сделал свой снимок, которому суждено было прославить его на весь мир. И в оглушительной тишине сэр Уинстон, вместо того чтобы разразиться проклятьями, милостиво улыбнулся и хмыкнул: «Ладно, можешь сделать еще один». После чего подошел к Юсуфу, пожал ему руку и сказал: «А ты, похоже, можешь даже рычащего льва заставить замереть перед камерой!».
Именно так, со слов самого Юсуфа Карша, он в 33 года сделал свой самый знаменитый фотопортрет – одно из наиболее часто воспроизводимых изображений в истории фотографии.

Юсуф Карш был удивительным человеком и блистательным фотографом наравне с и .

Когда-то сказал, что при съемке портрета фокусироваться нужно между кожей и рубашкой. Это выражение понятно не для всех, но глядя на портреты Юсуфа Карша, именно оно приходит в голову.

Родился Юсуф Карш (Yousuf Karsh) 23 декабря 1908 года на юго-востоке Турции в городе Мардин в армянской семье. Детство его не было счастливым, так как именно в то время Турецкое правительство проводило геноцид по отношению к армянам.

В 1922 году семье Карш разрешили покинуть Турцию, но запретили брать багаж и пользоваться средствами передвижения. Они отправились в Алеппо, что в Сирии. Поездом до Алеппо добираться два дня. Семья Карш пешком шла целый месяц.

В Сирии дела обстояли лучше и уже через два года родители накопили денег на то, чтобы отправить старшего сына Юсуфа в Канаду к своему дяде Джорджу Нагашу, который работал фотографом. На новом месте жительства юноше пришлось еще труднее. Он плохо знал французский язык, а английский еще хуже. В школу он раньше практически не ходил. Это всё было не так важно, как то, что новые друзья Юсуфа не старались забрасывать его камнями, а пытались наладить отношения.

Первое время Юсуф Карш хотел стать доктором. Он всё время помогал дяде в фотомастерской. В 1926 году парень решил отказаться от карьеры врача. Он часто гулял по окрестности города с подаренной ему камерой, делал снимки, а после сам их печатал. Снимки были не очень хорошими, но дядя помогал юноше. Однажды приятель Юсуфа отправил его фотографию на конкурс, и она заняла первое место. Таким образом, Юсуф заработал свои первые 50$.

После этого дядя Джордж Нагаш отправил своего племянника в Бостон к другу и коллеге, фотографу-портретисту Джону Гаро. В те дни Гаро был одним из самых знаменитых фотографов в США. Гаро научил Юсуфа видеть и понимать фотографию. Он объяснил все технические нюансы. Изначально парень планировал провести у Гаро 6 месяцев, но прожил в Бостоне больше 3-х лет.

Когда Юсуф Карш вернулся в Канаду, он открыл небольшую студию в самом центре Оттавы. Сначала дела шли плохо, но вскоре всё изменилось. Появились постоянные заказчики, а снимки начали публиковать в популярной газете «Saturday Night».

Когда Карш начал фотографировать актеров малого театра, он впервые работал со светом. возможности студийного света ошеломили его. Ранее в студии приходилось по несколько часов ждать нужное освещение.

Одним из актеров был сын Генерал-губернатора. Вскоре Каршу предложили сделать портрет высокопоставленной особы. он так волновался во время съемок, что не сумел настроить аппаратуру. Снимки не получились, но ему дали второй шанс, и он его не упустил. Фотографии печатались множество раз в различных изданиях в Канаде и Великобритании.

1936 год стал значимым для Юсуфа Карша. Канаду посетил американский президент Франклин Рузвельт. Карша пригласили снимать это событие. Так был получен первый опыт работы фотожурналистом. Но важнее то, что в это время он познакомился с премьер-министром Канады Маккензи Кингом. Они стали друзьями, и естественно, это сказалось на возможности фотографировать правительственных деятелей.

30 декабря 1941 случилось то, что изменило жизнь Карша. В Канаду приезжал Черчилль. О приезде Карш узнал заранее. Он успел подготовить аппаратуру. Дождавшись окончания выступления Карш спросил, можно ли сделать снимок. Черчилль начал негодовать по поводу того, что его не предупредили, но всё же согласился. Он занял свою привычную позу и взял сигару. Юсуфу сигара показалась лишней, кроме того Черчилль на всех своих портретах позировал с сигарой. Возможно Карш решил не стать таким как все. он подошел к политику и поставил перед ним пепельницу, как бы намекая на то, чтобы он убрал сигару. но Черчилль не придал этому значения. Тогда Карш подошел, извинился и выдернул сигару из зубов премьер-министра. Лицо Черчилля было наполнено злостью. В этот момент Карш нажал на кнопку спуска затвора.

Этот снимок стал очень популярен. Его купил журнал «Life». Впоследствии его печатали на марках и плакатах. Карш заработал на этой фотографии только 100 долларов, но она принесла ему известность. Теперь от заказов не было отбоя. Его заказчиками были Римские папы и короли, писатели и музыканты, космонавты и политики.

Талант и целеустремленность сделали из Карша отличного фотографа. Он стал одним из самых знаменитых фотографов-портретистов. Он получил большое количество наград, почетных званий и премий. Его выставки проходят по всему миру. В 2000 году Юсуф Карш попал в «Книгу рекордов Гиннеса» как самый выдающийся фотограф.

В 1992 году в июне проработав 60 лет, Карш закрыл студию в Оттаве. Прожил он еще 10 лет. Он фотографировал тех, кто ему нравился и собирал различные художественные предметы. Сам Карш из своих работ сохранил только лишь портрет своей второй жены.

Родился в городе Мардин, на юго-востоке Турции в армянской семье. В 14-летнем возрасте Карш с родителями, спасаясь от геноцида, был вынужден бежать из Турции и переселился в Сирию. Многие его родственники были убиты, а сестра умерла от голода.

Город Мардин на юго-востоке Турции местные жители считают тем самым местом, где находился библейский рай. В этом древнем городе, где дома - как в восточной сказке, где в изобилии растут фрукты и орехи и где веками мирно уживались христиане и мусульмане, 23 декабря 1908 года на свет появился Юсуф Карш.

Но вскоре после его рождения этой идиллии пришел конец. Гонения на армянских христиан, усилившиеся в конце XIX века, в 1915 году переросли в геноцид. Карши сполна хлебнули горя в это время. Двоих дядей Юсуфа арестовали и казнили, отца заставили работать на турецкую армию, старшая сестра погибла от тифа… Власти конфисковали дом и все имущество семьи, выдали им одного ослика и обязали покинуть Мардин навсегда.

Карши нашли новый дом в сирийском городе Алеппо, но отец с матерью хотели лучшей жизни для своего сына. Брат Бахии Карш жил в Канаде и был готов похлопотать о том, чтобы мальчик смог эмигрировать в США. Но квота на армянских эмигрантов в Америку была исчерпана, и Юсуф поехал в Канаду.

Его первые “4 миллиона” долларов

Yousuf Karsh self portrait

Когда в канун нового 1925 года 16-летний Юсуф сошел на берег Галифакса, дядя, Джордж Накаш, приветствовал его на родном языке. Эти слова были единственным, что было знакомо юноше в совсем чужом для него мире. «От порта до станции мы поехали на такси, - вспоминал Юсуф, - а такси было санями, запряженными лошадьми. Колокольчики на их сбруе все звенели и звенели. Все выглядели такими счастливыми, и я был опьянен их радостью».

Заснеженный Шербрук, где жил Джордж Накаш, стал для Юсуфа Карша убежищем от всех невзгод. Здесь не было солдат, не было гонений и болезней. Даже одноклассники тепло приняли новичка с экзотической восточной внешностью и дали ему прозвище Джо, чтобы не мучиться с незнакомым именем. И Юсуф начал учиться - новому языку, новому климату, новой жизни. К счастью, даже после всего, что пришлось увидеть и вытерпеть в Мардине, он не озлобился: христианскую любовь к ближнему мальчик впитал с молоком матери. «Если не можешь сдержаться, кинь камень в обидчика, но обязательно промахнись», - говорила Бахия Карш.

Проведя полгода в школе, Юсуф начал работать в студии своего дяди- . Тот подарил племяннику простую камеру, Kodak Brownie, и юноша принялся снимать все вокруг. Один из его одноклассников втайне подал Юсуфа на - и она заняла призовое место. Друг вручил Каршу выигранные 50 долларов. «Я взял десятку и отдал ее этому юноше. Остальные сорок отправил своим родителям - они очень нуждались в деньгах. Эти сорок долларов были для меня как четыре миллиона, потому что это все, что у меня было. И я несколько недель ходил с гордо выпрямленной спиной».

Бостон, Бойлстон-стрит, Джону Гаро


John Garo by Yousuf Karsh

Дядя заметил талант Юсуфа и отправил его в Бостон к модному в то время Джону Гаро - обучаться фотомастерству. Гаро тоже был частью армянской диаспоры, которая значительно разрослась из-за геноцида. В его студии на Бойлстон-стрит Карш изучал особенности фотографического процесса и многочисленные методы печати.

Кроме того, он наблюдал, как Гаро общается с людьми, которых снимает; много ходил по музеям, посещал художественные классы. «Я постоянно бывал в Бостонском музее изящных искусств, в библиотеке. Раз в одну-две недели миссис Гаро брала меня с собой на концерт или мы с друзьями шли в оперу».

Здесь же, в студии, часто собиралась бостонская элита, артисты, дирижеры, певцы, писатели, покровители искусств, и молодой учился общаться с богатыми и знаменитыми. Его полугодовая стажировка у Гаро растянулась на два года, после которых он вернулся в Шербрук, чтобы стать ассистентом сперва у Джорджа Накаша, а потом у Джона Повиса. Последний позже оставит Юсуфу свою студию.

Когда в мае 1933-го Карш начал независимую карьеру, у него было все, кроме денег, репутации, связей и клиентов. Зато он хорошо владел приемами и умел разговаривать с любым человеком вне зависимости от его статуса. К тому же у него была мечта - стать знаменитым. Впрочем, мечты мечтами, но то было время Великой депрессии, и Юсуфу не раз пришлось одалживать деньги, чтобы поддерживать свое дело на плаву.

Его проводником в новое, лучшее будущее стало знакомство с Малым театром Оттавы - старейшим любительским театром Канады. Здесь он открыл для себя все возможности искусственного освещения и познакомился с важными политическими и общественными деятелями столицы, включая Вира Понсонби, генерал-губернатора Канады. Но самое главное - в театре Карш познакомился с актрисой и режиссером Соланж Гонтье, эмигранткой из Франции, которая шестью годами позже станет его женой.

Еще одно новое начало

Хотя Соланж была старше Юсуфа на восемь лет, они стали отличной парой. Оба были канадцами в первом поколении, оба хотели быть принятыми в высшее общество, но при этом не ассимилироваться, а сохранить свои национальные особенности.

Соланж Гонтье, жена Юсуфа Карша

Они поженились в апреле 1939 года. Соланж, у которой были связи в мире музыки и литературы, а также хорошее деловое чутье, стала администратором в студии Карша. Юсуф фотографировал актеров, постановки; его снимки начали появляться в престижных национальных и даже британских журналах.

Кроме того, он делал портреты, семейные , снимал свадьбы (иногда до восьми в день), дебютанток и выпускников, младенцев и, конечно, свою Соланж. Вот она в разлетающемся платье танцует под ивой или среди песчаных дюн. Вот она в театральном костюме, со свечой в руках. Вот она в белом платье держит черного кота или в черном платье составляет букет белых калл.

Фирменный стиль

Ранние фотографии Карша делались под влиянием работ Джона Гаро и Эдварда Стайхена, чьи портреты знаменитостей он видел в журнале Vanity Fair. Но к концу 30-х у Юсуфа вырабатывается собственный стиль. Он использует свет, чтобы показать внутреннюю суть своего персонажа; его лучшие портреты этого времени очень детальны, тщательно выстроены; резкие контрасты позаимствованы у театральных постановок - тех моментов, когда главный герой появляется на сцене из темноты.


Jacques Couseteau by Yousuf Karsh

За 10 лет этот фирменный стиль породил собственный термин - karshed, «быть каршнутым». Говорят, его впервые использовал фельдмаршал Бернард Монтгомери, описывая свою часовую фотосессию в студии на Спаркс-стрит, 15. Позже «быть каршнутыми» стремились многие сильные мира сего - это стало признаком статуса, положения, значимости.

Занимался Карш и фотожурналистикой. Во время съемок визита Франклина Рузвельта в Квебек он подружился с Уильямом Макензи Кингом, премьер-министром Канады. Благодаря этой дружбе Юсуф завел важнейшие знакомства и начал работать на самом высоком уровне. Это Макензи организовал ту знаменитую фотосессию с Черчиллем, во время которой Карш отобрал сигару у британского премьера.

История с сигарой


Winston Churchill by Yousuf Karsh

Как вспоминала Соланж, в тот день муж пришел домой, весь дрожа, и ей с трудом удалось вытянуть из него, что случилось. А Юсуф всего лишь хотел сделать хорошую фотографию. Черчилль, который то ли забыл о съемке, то ли ему вообще о ней не сказали, был недоволен неожиданной сессией, дал фотографу на все две минуты и раскурил сигару. Карш попытался намекнуть «британскому бульдогу», что она не добавляет кадру ни достоинства, ни торжественности, но Черчилль не проникся. Тогда Юсуф, извинившись, быстро выдернул сигару изо рта министра и метнулся к фотоаппарату - чтобы заснять гневно набычившегося политика.

Впрочем, Черчиллю понравилась внезапная наглость вежливого фотографа - он даже пришел в доброе расположение духа и позволил снять себя еще раз, на сей раз улыбающимся. «Вы даже ревущего льва можете заставить себе позировать», - пошутил он. С тех пор строгое фото министра в каталоге у Карша находилось не под буквой «Ч» (Черчилль), а под буквой «Р» (ревущий лев).

Именно эта фотография принесла Юсуфу международную славу. Ее до сих пор считают наиболее узнаваемым снимком Черчилля. В 2013-м Банк Англии объявил, что это изображение «самого великого британца» появится на новой пятифунтовой банкноте, которая выйдет в этом году.

Портрет величия


Yousuf Karsh self-portrait 1952

В 43-м Макензи Кинг устроил Каршу поездку в Великобританию, где тот сделал более сорока портретов политических и военных деятелей. После войны он активно сотрудничал с журналом Life, для которого снимал многих американских и мировых лидеров, а также звезд Голливуда.

В 1948-м Карш благодаря связям перевез всю свою семью из Алеппо, где обострилась политическая ситуация, в Канаду. Теперь, успокоившись за судьбу родных, Юсуф с головой ушел в работу. В следующие десять лет он создал одни из лучших своих портретов. В мае 58-го журнал Popular Photography внес Карша в список десяти величайших фотографов мира.

Его звезда засияла еще ярче после выхода книги «Портреты величия» в 59-м. В ней были собраны 96 полностраничных фотографий выдающихся людей - от Альберта Эйнштейна до Хелен Келлер, от Альберта Швейцера до Эрнеста Хемингуэя. Каждый снимок сопровождался краткой историей о персонаже и съемке. «Портреты» оказались исключительно успешны и познакомили со стилем Карша широчайшую публику.

Звездочка

В том же году из-за переутомления на работе Юсуф перенес сердечный приступ. Соланж, ухаживая за мужем, долго не решалась рассказать о собственной беде - врачи обнаружили у нее рак. Она умерла в 61-м, работая над биографией Карша.

От горя он спасался работой, и именно благодаря ей к нему спустилась счастливая звездочка. Карш в детстве мечтал стать врачом, а болезнь Соланж вплотную столкнула его с медициной. Юсуф стал фотографировать врачей и пациентов. Он снимал одного из самых известных докторов Америки, Уолтера Альвареса, когда познакомился с его медицинским редактором, Эстреллитой («звездочкой») Начбар. Красивая одаренная женщина-врач и писательница стала Каршу женой, помощницей, подругой и учителем.

«Редакторские способности Эстреллиты помогали мне формулировать мысли, ее организаторский талант - планировать путешествия так, чтобы работа всегда дополнялась новыми открытиями. Во всех наших поездках - будь то в Зулуленд, Японию, Россию, Финляндию, Скандинавию, Египет - мы находили что-то по нашим общим интересам: археологии, искусству, медицине. Я часто приходил слушать ее лекции…»

Памятуя о том, как помогли ему в свое время дядя и Джон Гаро, Юсуф Карш всегда охотно принимал у себя в студии молодых людей, общался с начинающими фотографами. Однажды, вспоминает Эстреллита, он даже пропустил свой рейс, беседуя в аэропорту с незнакомым юношей, который хотел бросить учебу и заняться фотографией.

Ближе к концу карьеры Карша кто-то сказал ему, что его стиль стал старомодным, на что Юсуф ответил: «Лицо человека не изменилось с того дня, как я родился».

Надежда для страждущих

В июне 1992 года он закрыл студию в Оттаве и перестал брать коммерческие заказы. В 97-м они с Эстреллитой переехали в Бостон, город, дорогой сердцу Карша, и поселились недалеко от Музея изящных искусств и Симфони-холла. В 2000-м году вышло международное издание энциклопедии Who’s Who, в которое вошли 100 самых значительных людей минувшего столетия. Из этой сотни Карш фотографировал 51 человека.


Albert Einstein, Princeton University 1948, by Yousuf Karsh
Nikita Khruschev by Yousuf Karsh Gerard Depardieu by Yousuf Karsh
Andy Warhol by Yousuf Karsh
Albert Einstein by Yousuf Karsh
Alfred Hitchcock by Yousuf Karsh
Anita Ekberg by Yousuf Karsh
Ernest Hemingway by Yousuf Karsh
Grace Kelly by Yousuf Karsh
Gregory Peck by Yousuf Karsh
John F. Kennedy by Yousuf Karsh Yuri Gagarin by Yousuf Karsh Пабло Пикассо Мать Тереза Джорджия О’Кифф Одри Хепберн Ман Рэй Джордж Бернард Шоу Ян Сибелиус Уистен Хью Оден Джесси Норман Генерал Дуайт Эйзенхауэр Марта Грэм
Хелен Келлер с Полли Томпсон Жаклин Кеннеди Грэйс Келли Грэйс Келли Альберто Джакометти Джоан Миро Джаспер Джонс
Людвиг Мис ван дер Роэ Франк Ллойд Райт Хамфри Богарт Пабло Касаль Франсуа Мориак Пол Клодель Мохаммед Али Альберт Швеицер Томас Каллен Мэриан Андерсон Владимир Набоков Роберт Фрост Питер Лорр Элизабет Тэйлор Мартин Лютер Кинг Папа Римский Пиус XII
Брижитт Бардо Photo by

Более полувека канадский гражданин, армянин по национальности, всемирно известный (если верить Книге рекордов Гиннеса за 2000 год - самый известный) -портретист Юсуф Карш (Yousuf Karsh,1908-2002) создавал замечательные портреты своих современников.

Ему позировали многие видные художники и писатели, артисты и врачи, ученые и политические деятели. Сам Юсуф Карш выделял из своего обширного архива три фотопортрета : Уинстона Черчилля, Бернарда Шоу и Элеоноры Рузвельт.

О творчестве Карша и его методах работы написано очень много. Пишут о том, что он работал в основном в студии, использовал классическое освещение, добивался предельной резкости и проработки деталей. Но в такой манере снимали многие фотографы во все времена. Для того чтобы понять, в чем притягательность его фотографий, как ему удавалось «фокусировать объектив между кожей портретируемого и его рубашкой» лучше послушать его самого.

Юсуф Карш о фотографии (маленькие хитрости):

  • Сходство само по себе не ведет к успеху. Если, глядя на мои портреты, Вы узнаете об изображенных на них людях что-нибудь более значительное, если они помогут Вам разобраться в своих чувствах относительно кого-нибудь, чья работа оставила след в Вашем мозгу - если Вы взгляните на фотографию и скажете: «Да, это он» и при этом узнаете о человеке что-то новое - значит это действительно удачный .
  • Я пытаюсь зафиксировать на фотографии человеческие чувства и мысли. Но я не ворую «человеческие души» - скорее мы (мои «модели» и я) делимся друг с другом. Фотографирование становится актом совместной работы.

  • Смотрите и думайте до открытия затвора. Главные части фотоаппарата – это сердце и голова фотографа.
    В каждом человеке спрятана тайна и моя задача - открыть ее. Это открытие произойдет - если оно вообще произойдет - в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь еще сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф-портретист должен успеть сделать свою работу - или он проиграл.
  • Бывают очень короткие промежутки времени, когда все внутреннее богатство человека проявляется в его глазах, в жестах рук, в позе. Это момент для фотографа - мимолетный «момент истины».
  • В фотографии наука и искусство соединяются.

Юсуф Карш (Yousuf Karsh ) родился 23 декабря 1908 года в армянской семье в городе Мардин на юго-востоке Турции. Его детство никак нельзя назвать счастливым – достаточно вспомнить, оно прошло в самом центре геноцида армянского населения проводимой турецким правительством в первой четверти XX века. Два его дяди были арестованы, позднее без суда и следствия казнены – живыми брошены в колодец. Те, кто пережил погромы, погибал от многочисленных болезней – так, во время эпидемии тифа умерла сестра Юсуфа. Удивительно, но позже он вспоминал эти времена не только как нечто ужасное, а как «странную смесь смерти и красоты, гонений и покоя».

Elizabeth Taylor

В 1922 году семейству Карш (родители и трое детей, из которых четырнадцатилетний Юсуф был старшим) позволили покинуть Турцию. Им запретили брать багаж, запретили пользоваться любыми средствами передвижения, поэтому на путешествие до города Алеппо (Сирия) вместо двух дней поездом они потратили целый месяц. Во время путешествия Юсуф пытался зарисовать сбросанные в кучу кости и черепа своих менее счастливых соплеменников; мальчика поймали и его отцу пришлось отдать последние деньги, чтобы спасти горе-художника от неминуемой смерти.

Прибыв в Сирию, родители Юсуфа умудрились за год-два «встать на ноги» – во всяком случае, они скопили достаточно денег, чтобы послать старшего сына в Канаду, где в городе Шербрук жил его дядя по материнской линии фотограф -портретист Джордж Нагаш. Путешествие было не из легких, еще больше проблем возникло у молодого человека на новой родине: он совсем плохо говорил по-французски, еще хуже – по-английски, до приезда в Канаду почти не учился в школе. Но что это значило по сравнению с тем, что его новые знакомые пытались подружиться с ним, а не забрасывали его камнями!

Юсуф Карш мечтал стать доктором, а пока проводил свободное время, помогая дяде Нагашу в фотостудии. К 1926 году его любовь к медицине несколько поутихла, молодой человек отдавал все свое свободное время фотографии. Он часто слонялся с подаренной дядей камерой по окрестностям Шербрука, потом сам печатал фотографии . «У них, конечно, не было никаких достоинств, но я учился, а дядя Нагаш был очень ценным и доброжелательным критиком», – вспоминал он. Но видимо что-то хорошее в снимках молодого человека все-таки было: однажды его приятель послал полученную от Карша в подарок фотографию на конкурс. Работа получила главный приз 50 долларов – это были первые деньги, которые он заработал на американском континенте.

Вскоре после этого события Джордж Нагаш послал племянника в Бостон к своему другу фотографу-портретисту Джону Гаро. В наши дни это имя упоминается только в связи с его знаменитым учеником, но в конце 1920-х годов Гаро был одним из самых известных портретистов на Атлантическом побережье Соединенных Штатов. Юсуф Карш с благодарностью вспоминал своего учителя: Гаро передал ему не только технические навыки, он научил своего молодого ученика «видеть и понимать». Вместо запланированных шести месяцев Карш провел в Бостоне более трех лет.

Jacqueline Kennedy

Вернувшись в Канаду в 1931 году, он открыл небольшую студию в центре Оттавы. Сначала дела его шли не очень хорошо – Карш был вынужден задерживать зарплату своему секретарю (целых 17 долларов в неделю) чтобы расплатиться с долгами за аренду. Однако вскоре дела стали поправляться, в ателье появились постоянные клиенты, фотографии молодого фотографа стали мелькать в популярном еженедельнике «Saturday Night».

Вскоре после открытия студии, Карша пригласили фотографировать репетиции и выступления группы актеров-любителей Малого театра Оттавы. Там он впервые столкнулся с осветительным оборудованием: «Безграничные возможности искусственного света просто ошеломили меня», – вспоминал он, – «Ведь в студии Гаро приходилось ждать нужный свет часами».

Один из ведущих артистов театра был сыном Генерал-губернатора и вскоре Каршу представилась возможность сделать первый в жизни парадный портрет важной особы в полном обмундировании, с мечом и другими регалиями. Он так волновался, что не смог толком настроить аппаратуру и естественно фотографии не получились. Однако Генерал-губернатора дал молодому фотографу-портретисту еще один шанс и Карш сумел им воспользоваться – полученные портреты были напечатаны в нескольких изданиях в Канаде и Великобритании.

В 1936 году в Канаду приехал американский президент Франклин Рузвельт и Карша пригласили фотографировать важного гостя. Позднее он вспоминал, что это был его первый опыт в качестве фотожурналиста, но что еще важнее – во время этой работы он познакомился с премьер-министром Канады Маккензи Кингом; вскоре они подружились и Карш получил возможность фотографировать всех сколько-нибудь значимых политических деятелей своей второй родины, а также ее гостей.

Eleanor Roosevelt

30 декабря 1941 года произошло событие, о котором Элеонора Рузвельт шутливо сказала: «Это, вероятно, было первым серьезным поражением Черчилля». И нанес это поражение всесильному премьер-министру Британии, как вы, наверное, догадались, Юсуф Карш, который был в то время достаточно известным в Канаде фотографом-портретистом, но не более того. Этот случай заслуживает того чтобы рассказать о нем более подробно.

Карш узнал о приезде Черчилля за несколько дней до памятного события – недаром он был дружен с Маккензи Кингом – и имел время установить оборудование и сделать все необходимые приготовления. Вечером 30 декабря он терпеливо ожидал пока Черчилль закончит свое выступление в палате общин. В конце-концов, премьер-министр в сопровождении своего канадского коллеги вошел в комнату для выступающих. Черчилль заметил приготовленное оборудование и грозно нахмурился: «Что происходит», – рявкнул он. Все, включая Кинга, в страхе молчали и тогда Карш сказал: «Сэр, надеюсь, вы разрешите мне сфотографировать вас в этот исторический момент?». «Почему меня не предупредили?» – продолжал возмущаться Черчилль. Кто-то из его окружения усмехнулся и фотограф-портретист на минуту подумал, что его сейчас вышвырнут из комнаты. Но видимо Черчилль решил, что не стоит накалять обстановку: «Хорошо. Две минуты и один снимок», – бросил он, закуривая сигару.

Юсуф Карш быстро окинул взглядом свою «модель». Осмотр вполне удовлетворил его, только сигара показалась лишней. А, может быть, фотограф вспомнил, что почти на всех изображениях у Черчилля была сигара в зубах, и не захотел, чтобы его снимок был «одним из многих». Он подождал минуту, потом пододвинул премьер-министру пепельницу, но тот не обратил на потуги фотографа никакого внимания. Тогда Карш подошел к Черчиллю и, пробормотав «Простите, сэр», выдернул сигару из губ не ожидающего такой наглости премьера. «Когда я вернулся к камере он выглядел настолько агрессивно и воинственно, словно хотел меня сожрать», – вспоминал Карш. В этот момент он и нажал на кнопку.

Winston Churchill

Фотография Черчилля сделала Юсуфа Карша знаменитым. Она была напечатана в журнале «Life» (кстати сказать, журнал заплатил фотографу всего 100 долларов), с нее делали плакаты и почтовые марки. «Это лицо вело нас за собой, посылало нас в бой, когда у нас не оставалось другой надежды», – говорил знаменитый американский журналист Эдвард Мюрроу – конечно несколько преувеличивая. На сегодняшний день это один из самых распространенных фотопортретов в мире, редко какая книга по истории Великобритании, Второй мировой войны или фотографии обходится без него.

После этого события Каршу не приходилось искать работу – она сама его находила. По меткому выражению британского фельдмаршала Монтгомери каждый желал быть «Karshed» (глагол, который можно перевести как «Карширован» или «сфотографирован Каршем»). У фотографа в прямом смысле слова не было отбоя от заказчиков – он фотографировал королей и президентов, римских пап и космонавтов, ученых и врачей, художников и писателей, актеров и музыкантов. Из 100 самых знаменитых людей XX века, по версии издания «International Who’s Who» (2000), Карш сфотографировал 51 – этот рекорд уже никогда не будет побит. Среди наиболее знаменитых его работ были портреты Альберта Эйнштейна, Пабло Пикассо, Альберта Швейцера, Томаса Манна, Сомерсета Моэма, Хуана Миро, Альберто Джакометти, Жана Кокто. Фиделя Кастро, Джона Кеннеди, Одри Хепберн, Эрнеста Хемингуэйя, Бернарда Шоу и Элеанор Рузвельт. При этом два последних, наряду с портретом Уинстона Черчилля, он считал своими лучшими произведениями.

Ernest Hemingway

Одним из секретов успеха Юсуфа Карша была большая подготовительная работа, и это относилось не только к технической стороне дела. Он старался как можно больше разузнать о своей будущей «модели», понять, что он хочет получить в конечном итоге, продумать основные приемы работы. С другой стороны, он сильно рассчитывал на то, что его герой раскроется во время съемки с неожиданной стороны. «В каждом человеке спрятана тайна и моя задача – открыть ее», – говорил фотограф – «Это открытие произойдет – если оно вообще произойдет – в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь еще сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф должен успеть сделать свою работу – или он проиграл». Как видно понятие «решающего момента» имеет значение не только для репортажной съемки. Заповеди Юсуфа используют многие современные фотографа, такие как семейный фотограф Мария Вальсова. В её портфолио, посмотреть которое можно здесь http://www.valsova.ru/ , имеется много отличных портретов, которые выполненны по всем канонам этого прекрасного жанра.

Может быть еще более важным свойством Карша была преданность к своему делу. «Я никогда не устану фотографировать лица людей», – говорил он. Или, в другой раз: «Я с нетерпением жду каждый рабочий день. Я чувствую, что у меня самая увлекательная работа в мире».

Alfred Hitchcock

Все это вместе взятое, а еще в большей степени необычайный талант Юсуфа Карша как фотографа-портретиста сделали свое дела: он был – и остается – одним из наиболее знаменитых фотографов всех времен и народов. Его книги расходятся огромными тиражами, выставки его фотографий проходят по всему миру, его работы входят в постоянные коллекции ведущих музеев. Карш оказал большое влияние на многих фотопортретистов , особенно в 1940-1950 годах. Некоторые критики утверждают, что он зачастую идеализирует персонаж, навязывает модели свою философию, рассказывает скорее о себе, чем о портретируемом. Однако никто не отрицает, что его портреты выполнены с необычайным мастерством и внутренний мир – модели или фотографа – оказывает чарующее внимание на зрителя. Он получил множество наград, премий, почетных званий и так далее и тому подобное. В 2000 году «Книга рекордов Гиннеса» назвала Юсуфа Карша самым выдающимся мастером портретной фотографии.

В июне 1992 года после 60 лет работы Юсуф Карш закрыл свою студию в Оттаве. «Теперь я просто буду фотографировать тех, кто мне нравится», – пояснил он свое решение. Он прожил еще десять лет, собирая картины известных художников, прочие художественные предметы. Удивительно, но из своих собственных творений он сохранил только фотографию своей второй жены.

Mikhail Gorbachev

Nikita Khrushchev

Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

В армянской семье в городе Мардин на юго-востоке Турции.

Его детство никак нельзя назвать счастливым – достаточно вспомнить, оно прошло в самом центре геноцида армянского населения проводимой турецким правительством в первой четверти XX века. Удивительно, но позже он вспоминал эти времена не только как нечто ужасное, а как «странную смесь смерти и красоты, гонений и покоя».


Ян Сибелиус (Jean Sibelius), 1949 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

В 1922 году семейству Карш (родители и трое детей, из которых четырнадцатилетний Юсуф был старшим) позволили покинуть Турцию. Им запретили брать багаж, запретили пользоваться любыми средствами передвижения, поэтому на путешествие до города Алеппо (Сирия) вместо двух дней поездом они потратили целый месяц. Во время путешествия Юсуф пытался зарисовать сбросанные в кучу кости и черепа своих менее счастливых соплеменников; мальчика поймали и его отцу пришлось отдать последние деньги, чтобы спасти горе-художника от неминуемой смерти.


Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Прибыв в Сирию, родители Юсуфа умудрились за год-два «встать на ноги» – во всяком случае, они скопили достаточно денег, чтобы послать старшего сына в Канаду , где в городе Шербрук жил его дядя по материнской линии фотограф Джордж Нагаш. Путешествие было не из легких, еще больше проблем возникло у молодого человека на новой родине: он совсем плохо говорил по-французски, еще хуже – по-английски, до приезда в Канаду почти не учился в школе. Но что это значило по сравнению с тем, что его новые знакомые пытались подружиться с ним, а не забрасывали его камнями!


Сомерсет Моэм (William Somerset Maugham) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Юсуф Карш мечтал стать доктором, а пока проводил свободное время, помогая дяде Нагашу в фотостудии. Oднажды его приятель послал полученную от Карша в подарок фотографию на конкурс. Работа получила главный приз 50 долларов – это были первые деньги, которые он заработал на американском континенте.


Пабло Казальс (Pablo Casals), 1954 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Вскоре после этого события Джордж Нагаш послал племянника в Бостон к своему другу фотографу-портретисту Джону Гаро.
Юсуф Карш с благодарностью вспоминал своего учителя: Гаро передал ему не только технические навыки, он научил своего молодого ученика «видеть и понимать». Вместо запланированных шести месяцев Карш провел в Бостоне более трех лет.

Одри Хэпберн (Audrey Hepburn) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Вернувшись в Канаду в 1931 году, он открыл небольшую студию в центре Оттавы.

Вскоре после открытия студии, Карша пригласили фотографировать репетиции и выступления группы актеров-любителей Малого театра Оттавы. Там он впервые столкнулся с осветительным оборудованием: «Безграничные возможности искусственного света просто ошеломили меня», – вспоминал он, – «Ведь в студии Гаро приходилось ждать нужный свет часами».


Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Один из ведущих артистов театра был сыном Генерал-губернатора и вскоре Каршу представилась возможность сделать первый в жизни парадный портрет важной особы в полном обмундировании, с мечом и другими регалиями. Он так волновался, что не смог толком настроить аппаратуру и естественно фотографии не получились. Однако Генерал-губернатора дал молодому фотографу еще один шанс и Карш сумел им воспользоваться – полученные портреты были напечатаны в нескольких изданиях в Канаде и Великобритании.


Марта Грэхем (Martha Graham), 1948 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

В 1936 году в Канаду приехал американский президент Франклин Рузвельт и Карша пригласили фотографировать важного гостя. Позднее он вспоминал, что это был егопервый опыт в качестве фотожурналиста , но что еще важнее – во время этой работы он познакомился с премьер-министром Канады Маккензи Кингом; вскоре они подружились и Карш получил возможность фотографировать всех сколько-нибудь значимых политических деятелей своей второй родины, а также ее гостей.


Мариан Андерсон (Marian Anderson), 1948 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

30 декабря 1941 года произошло событие, о котором Элеонора Рузвельт шутливо сказала: «Это, вероятно, было первым серьезным поражением Черчилля» . И нанес это поражение всесильному премьер-министру Британии, как вы, наверное, догадались, Юсуф Карш, который был в то время достаточно известным в Канаде фотографом-портретистом, но не более того. Этот случай заслуживает того чтобы рассказать о нем более подробно.

Уинстон Черчиль (Winston Churchill)Карш узнал о приезде Черчилля за несколько дней до памятного события – недаром он был дружен с Маккензи Кингом – и имел время установить оборудование и сделать все необходимые приготовления. Вечером 30 декабря он терпеливо ожидал пока Черчилль закончит свое выступление в палате общин. В конце-концов, премьер-министр в сопровождении своего канадского коллеги вошел в комнату для выступающих. Черчилль заметил приготовленное оборудование и грозно нахмурился: «Что происходит», – рявкнул он. Все, включая Кинга, в страхе молчали и тогда Карш сказал: «Сэр, надеюсь, вы разрешите мне сфотографировать вас в этот исторический момент?». «Почему меня не предупредили?» – продолжал возмущаться Черчилль. Кто-то из его окружения усмехнулся и фотограф на минуту подумал, что его сейчас вышвырнут из комнаты. Но видимо Черчилль решил, что не стоит накалять обстановку: «Хорошо. Две минуты и один снимок», – бросил он, закуривая сигару.

Юсуф Карш быстро окинул взглядом свою «модель». Осмотр вполне удовлетворил его, только сигара показалась лишней. А, может быть, фотограф вспомнил, что почти на всех изображениях у Черчилля была сигара в зубах, и не захотел, чтобы его снимок был «одним из многих». Он подождал минуту, потом пододвинул премьер-министру пепельницу, но тот не обратил на потуги фотографа никакого внимания. Тогда Карш подошел к Черчиллю и, пробормотав «Простите, сэр», выдернул сигару из губ не ожидающего такой наглости премьера. «Когда я вернулся к камере он выглядел настолько агрессивно и воинственно, словно хотел меня сожрать» , – вспоминал Карш. В этот момент он и нажал на кнопку.


Уинстон Черчиль (Winston Churchill) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Фотография Черчилля сделала Юсуфа Карша знаменитым. Она была напечатана в журнале «Life» (кстати сказать, журнал заплатил фотографу всего 100 долларов), с нее делали плакаты и почтовые марки. «Это лицо вело нас за собой, посылало нас в бой, когда у нас не оставалось другой надежды», – говорил знаменитый американский журналист Эдвард Мюрроу – конечно несколько преувеличивая. На сегодняшний день это один из самых распространенных фотопортретов в мире, редко какая книга по истории Великобритании, Второй мировой войны или фотографии обходится без него.


Элеонора Рузвельт (Eleanor Roosevelt) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

После этого события Каршу не приходилось искать работу – она сама его находила. По меткому выражению британского фельдмаршала Монтгомери каждый желал быть «Karshed» (глагол, который можно перевести как «Карширован» или «сфотографирован Каршем»). У фотографа в прямом смысле слова не было отбоя от заказчиков – он фотографировал королей и президентов, римских пап и космонавтов, ученых и врачей, художников и писателей, актеров и музыкантов. Из 100 самых знаменитых людей XX века, по версии издания «International Who’s Who» (2000), Карш сфотографировал 51 – этот рекорд уже никогда не будет побит.
Среди наиболее знаменитых его работ были портреты Альберта Эйнштейна, Пабло Пикассо, Альберта Швейцера, Томаса Манна, Сомерсета Моэма, Хуана Миро, Альберто Джакометти, Жана Кокто. Фиделя Кастро, Джона Кеннеди, Одри Хепберн, Эрнеста Хемингуэйя, Бернарда Шоу и Элеанор Рузвельт. При этом два последних, наряду с портретом Уинстона Черчилля, он считал своими лучшими произведениями.


Ман Рэй (Man Ray) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

«В каждом человеке спрятана тайна и моя задача – открыть ее», – говорил фотограф – «Это открытие произойдет – если оно вообще произойдет – в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь еще сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф должен успеть сделать свою работу – или он проиграл». Как видно понятие «решающего момента» имеет значение не только для репортажной съемки.


Ле Корбюзье (Le Corbusier) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Может быть еще более важным свойством Карша была преданность к своему делу. «Я никогда не устану фотографировать лица людей», – говорил он. Или, в другой раз: «Я с нетерпением жду каждый рабочий день. Я чувствую, что у меня самая увлекательная работа в мире».


Джавахарлал Неру, 1949 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Все это вместе взятое, а еще в большей степени необычайный талант Юсуфа Карша как фотографа-портретиста сделали свое дела: он был – и остается – одним из наиболее знаменитых фотографов всех времен и народов. Его книги расходятся огромными тиражами, выставки его фотографий проходят по всему миру, его работы входят в постоянные коллекции ведущих музеев. Карш оказал большое влияние на многих фотопортретистов, особенно в 1940-1950 годах. Некоторые критики утверждают, что он зачастую идеализирует персонаж, навязывает модели свою философию, рассказывает скорее о себе, чем о портретируемом. Однако никто не отрицает, что его портреты выполнены с необычайным мастерством и внутренний мир – модели или фотографа – оказывает чарующее внимание на зрителя. Он получил множество наград, премий, почетных званий и так далее и тому подобное. В 2000 году «Книга рекордов Гиннеса» назвала Юсуфа Карша самым выдающимся мастером портретной фотографии.


Глен Гульд (Glenn Gould) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

В июне 1992 года после 60 лет работы Юсуф Карш закрыл свою студию в Оттаве. «Теперь я просто буду фотографировать тех, кто мне нравится», – пояснил он свое решение. Он прожил еще десять лет, собирая картины известных художников, прочие художественные предметы. Удивительно, но из своих собственных творений он сохранил только фотографию своей второй жены.


Генри Мур (Henry Moore) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Альберт Эйнштейн (Albert Einstein), 1948 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Хамфри Богарт (Humphrey Bogart), 1946 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Джоан Баэз (Joan Baez) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower), 1946 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Ансел Адамс (Ansel Easton Adams) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Пабло Пикассо (Pablo Picasso), 1954 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Никита Хрущев (Nikita Khruschev), 1963 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Фидель Кастро (Fidel Castro) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Джордж Бернард Шоу (Bernard Shaw), 1943 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Эрнест Хемингуэй (Arnest Hemingway), 1957 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Энди Уорхол (AndyWarhol), 1979 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Альберто Джиагометти (Alberto Giagometti), 1965 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)



Aльберт Эйнштейн (Albert Einstein) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Анна Маньяни


Королева Елизавета II

Ганс Селье


Mother Teresa


Elizabeth Taylor


Jacqueline Kennedy


John F. Kennedy


Alfred Hitchcock


Mikhail Gorbachev


Bill Clinton


Clark Gable


Charles de Gaulle


Ingrid Bergman


Grace Kelly


Marc Chagall


Rudolf Nureyev


Pope Pius XII


Sophia Loren


Pope John Paul II


Richard Strauss


Walt Disney


Brigitte Bardot
<


Юсуф Карш




© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник