30.07.2019

Виды сжатия информации. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Всегда можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. исключение одного или нескольких предложений


В книге раскрывается богатство грамматических средств русского языка, которые позволяют передавать тончайшие оттенки смысла.
Книга рассчитана на старшеклассников, но она будет интересна всем, кто интересуется русским языком.

Чем занимается грамматика?
Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством компьютера и натюрмортами?.. Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он и человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни! К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Чем занимается грамматика? 5
О чем эта книга и как она построена. 9
ГЛАВА 1 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛОВ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ, ПРИЗНАКОВ И ДЕЙСТВИЙ
Род существительного и пол существа 12
Купил пальто и брюки. Сколько предметов куплено? 26
Что такое падеж? 37
Кукла и одушевленность 47
Яркий, ярковатый, самый яркий 50
О каком совершении говорит глагол совершенного вида? 55
Дело сделано или его только можно, нужно или хочется сделать? 75
Время глагола и время действия 85
О чем позволяет молчать страдательный залог глагола? 95
Зачем нужно деепричастие? 107
ГЛАВА 2 ПРИХОДИТСЯ СЧИТАТЬСЯ И ПРОСТО С КАПРИЗАМИ ФОРМЫ 113
Все ли имена склоняются? 114
Только ли окончания изменяются при спряжении глагола? 123
А бывают еще и чередования 128
ГЛАВА 3 А ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО НУЖНО, ЕСЛИ Я БУДУ РАБОЧИМ, ИНЖЕНЕРОМ ИЛИ МЕДИКОМ?
Всегда ли существует единственный лучший способ выразить свою мысль? 135
Умение понять другого 141
Почему русский язык среди главных предметов? 151
Изучая родной язык, можно узнавать о его возможностях все больше и больше, но никогда нельзя узнать все 164.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Зачем нужна грамматика, 8-10 класс, Милославский И.Г., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
  • Русский язык, 120 текстов для школьных изложений, 5-11 классы, Войлова К.А., Леденева В.В., Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е., 2000
  • Художественный текст на уроках русского языка, Чтение, анализ, оценка, речевое творчество, Дидактические материалы, 5-11 класс, Кулаева Г.М., 2010

В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу. Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод. Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь. - Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих. Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности. Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы. Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве. (198 слов)


Материал

для проведения экзамена по русскому языку

в 9 классе

Подготовила:

Черная Е.Б., учитель МОУ»СОШ №7»

Алатырь, 2011 г.

Часть 1

Текст для прослушивания
(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

(5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем -медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уро­ку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемо­сти. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9))К тому же то, что сегодня необходимо знать только несколь­ким людям, завтра может пригодиться многим.

(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его - зна­чит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоп­равданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, что­бы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных уси­лиях или сожалений о неиспользованном времени.

(По И. Милославскому) (212 слов)
Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1– A 3; B1 B 14; C2.

_____________________________________________________________________________________

(1)Сура – второй после Оки крупный правый приток Волги. (2)Длина этой реки составляет 841 километр. (3)Она начинается на юго-западе Ульяновской области и течет с юга на север, впадая в Волгу у Васильсурска. (4)Река протекает через Ульяновскую и Пензенскую области, Республику Мордовия, Чувашскую Республику и Нижегородскую область.

(5)В XVI веке Сура была пограничной рекой, разделявшей владения московского и татарского царей. (6)Князь Андрей Курбский, приближенный Ивана Грозного, побывав на берегах реки, назвал ее великой и рыбной. (7)И в самом деле, раньше в Суре водились различные рыбы: щуки и налимы, язи и сомы, плотва и караси, лещи, судаки, окуни, но рыбного промысла не существовало на ней почти до XIX века.

(8)Сура, текущая по территории Ульяновской области, быстрая, извилистая, течет в низких берегах. (9)В половодье она разливается и нередко, спрямляя свой путь, устремляется через кустарник. (10)В майские праздники река почти везде уже входит в свое русло. (11)Приняв слева приток Труев, Сура делается шире, течение-спокойней, берега-выше, покрыты красивыми, преимущественно сосновыми, лесами. (12)Особенно хороши леса в Пензенской области.

(13)После впадения Тешняря петли Суры становятся крупней, встречаются песчаные пляжи. (14)Ниже Пензы берега Суры относительно пологие, долина широкая.

(15)Живописные берега Суры в районе села Проказна весной окутаны розоватой дымкой. (16)Это цветут сады расположенного здесь крупного садоводческого совхоза.

(17)Отроги Приволжской возвышенности вплотную подходят к реке, кое-где красивые обрывы к воде. (18)Особенно хороши места на границе Пензенской области и Мордовии, где встречаются выходы на поверхность известняка и мела.

(19)Постепенно Сура становится полноводнее, глубина на перекатах увеличивается. (20)От поселка Сурское река судоходна.

(21)У Алатыря ширина Суры в межень уже около 200 м, а в половодье река разливается на 2-5 км. (22)Поэтому селения довольно далеко стоят от воды.

(23)В низовье Сура спокойная, хотя и быстрая. (24)Левый берег преимущественно низкий, пойменный, правый-более крутой, обрывистый, высота его ближе к устью увеличивается. (25)Безлесные участки чередуются с хорошими, в основном лиственными, лесами.

(26)Сура энергично перемещает свое русло по долине. (27)После каждого половодья появляются новые мели, песчаные острова, косы, образуются старицы.

_____________________________________________________________________________________


Задания A1 A 3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 - А3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1 - А3 обведите кружком.
А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Сура извилистая река?»

  1. Она начинается на юго-западе Ульяновской области и течет с юга на север, впадая в Волгу у Васильсурска.

  2. В XVI веке Сура была пограничной рекой, разделявшей владения московского и татарского царей.

  3. В половодье она разливается и нередко, спрямляя свой путь, устремляется через кустарник.

  4. Сура энергично перемещает свое русло по долине.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «крупный» (предложение 1).

  1. Большой по размеру, величине.

  2. Значительный по общественному положению.

  3. Сильный по своему влиянию.

  4. Важный, значительный.
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение.

  1. (15)Это цветут сады расположенного здесь крупного садоводческого совхоза.

  2. (23)Левый берег преимущественно низкий, пойменный, правый-более крутой, обрывистый, высота его ближе к устью увеличивается.

  3. (25)Сура энергично перемещает свое русло по долине.

  4. (26)После каждого половодья появляются новые мели, песчаные острова, косы, образуются старицы.

Задания B1 B 14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами.
В1. Подберите синоним к слову «владение» в предложении 5. Напишите это слово.

В2 . Из предложения 3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 13-16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

В4. Из предложений12-16 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при однородных членах.
И в самом деле,(1) раньше в Суре водились различные рыбы: щуки и налимы,(2) язи и сомы,(3) плотва и караси,(4) лещи,(5) судаки,(6) окуни,(7) но рыбного промысла не существовало на ней почти до XIX века.

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Князь Андрей Курбский, (1 )приближенный Ивана Грозного,(2 ) побывав на берегах реки,(3 ) назвал ее великой и рыбной. И в самом деле,(4 ) раньше в Суре водились различные рыбы: щуки и налимы,(5 ) язи и сомы,(6 ) плотва и караси,(7 ) лещи,(8 ) судаки, (9 )окуни, (10 ) но рыбного промысла не существовало на ней почти до XIX века.

В7 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Отроги Приволжской возвышенности вплотную подходят к реке,(1 ) кое-где красивые обрывы к воде. Особенно хороши места на границе Пензенской области и Мордовии,(2 ) где встречаются выходы на поверхность известняка и мела.

В8 . Замените словосочетание «на берегах реки» (предложение 6), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование .

В9. Укажите грамматическую основу предложения 12.

В10. Среди предложений 8-10 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите его номер.

В11. Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным приложением . Укажите его номер.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 11.

В13. Среди предложений 13-16 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

В14. Среди предложений 17-21 найдите предложение с придаточным определительным. Укажите его номер.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

C2.1 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли тире в письменной речи.

" На письме без тире

обойтись невозможно…

Зачем нужно это тире?

Неужели без него нельзя

обойтись? Вот до XV

века вообще не было

знаков препинания.

А сейчас!.. Попробуй

раз­берись, где это

тире ставить!


Антон Кирилл
Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните , опираясь на данный текст, как Вы понимаете смысл высказывания: « А ведь реки, как души, все разные...» из стихотворения В.Набокова.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Литература:
1. А. И. Коробков, Ю. З. Михеев По рекам южной и юго-восточной России.- М.: Физкультура и спорт, 1977.
2. А.Б.Ручин, В.С.Вечканов, В.А.Кузнецов, В.Ю.Ильин, А.Н.Добролюбов, В.В.Осипов, А.А.Клевакин, Д.Ю.Семенов. История ихтиологических исследований в бассейне реки Суры: обзор. – Известия Самарского научного центра Российской академии наук,2009. Т.11.
3. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Виды сжатия информации:

1.Объединение:

Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. = В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах, здесь горячо любили искусство и работу.

2.Замена:

На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы.

3.Удаление:

Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –то, что находится под окном; подушка –то, что кладётся под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…= Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник –то, что находится под окном.

Практическая часть:

1.Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадками библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами ? (замена)

2.Ну, допустим, человек разносторонне одарён от природы, всё мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он человек , чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» А поняв, для чего это нужно, воодушевиться ещё сильнее или, наоборот, охладеть. (объединение)

3.И всё-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (объединение)

4.Как на заре цивилизации, так и в нашу эпоху примерно один и тот же процент человечества обуревают «сумасшедшие» идеи.(замена)

5.Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.(удаление)

6.В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты , называли их выступления откровением нового искусства. (замена)

Упражнение № 2. Необходимые вопросы

Определите, какую проблему в тексте ставит автор, какие этапы в движении его мысли мы можем выделить. Анализируя текст, обратите внимание на то, как членится текст на абзацы, ведь каждый абзац - это отдельная смысловая часть, которую нужно передать в своем изложении.

I. Прочитайте текст.

(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть. (5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем -медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим. (10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (П)Не ставить его - значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.

(По И. Милославскому) (212 слов)

II. Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста. 1. Какая проблема поднимается в этом тексте? а) необходимость компьютерной грамотности в современном мире б) ответственное отношение к получению знаний в) природа человеческой одаренности г) причины охлаждения людей к получению новых знаний

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(ют)ся в этом тексте? а) повествование б) рассуждение в) описание и рассуждение г) повествование и рассуждение

3. Каким(-ими) предложением(-ями) можно опровергнуть следующее высказывание: «Человек должен четко знать, какие именно знания ему потребуются в будущем, и не отвлекаться на изучение ненужных наук»? а) 1-2 6)5 в) 7-8 г) 10

4. Допишите аннотацию к этому тексту, вставив на место пропусков необходимые слова. Вначале автор ставит вопрос: «_____________________?» Человек, по его мнению, должен для себя решить: это ему __________или__________. Конечно, никто из нас до конца не может угадать, какие знания ему будут__________Однако мы должны задумываться о том, на что тратим драгоценное время. Чем раньше человек определит для себя нужную область, тем это лучше для него.

5. Укажите в тексте смысловые части, которые соответствуют основным тезисам этой аннотации.

6. Напишите сжатое изложение. (1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (Давайте заменим подчеркнутые однородные члены, которые конкретизируют мысль, обобщающим словом.) Можно ли (как?)__________интересоваться (в-1; разными отраслями наук; всякой всячиной; всем подряд; всевозможными знаниями). (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть. (Объединим эти три предложения, учитывая подчеркнутые средства связи предложений № 2 и 3, а также парцелляцию в предложении № 4.) Даже разностороннее одаренный человек должен спросить себя: «____________________» и, поняв это,__________или__________. (5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (Устраним в этом предложении однородные члены).(6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (Предложение № 6, учитывая его важность в развитии мысли, серьезным образом сокращать не будем.) (7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим. Жизнь (какая?)__________. Может быть, (замените подчеркнутую часть предложения № 8 обобщающим понятием) придется (что делать?)__________в пустыне, как же тогда без знаний о__________?! (Предложение № 9 мало что добавляет к мысли о том, что в нашей непредсказуемой жизни никому не известно, какие знания могут пригодиться, поэтому его можно опустить.) (10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его - значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (Объединим предложения № 10 и 11; союз, который используется как средство связи с предыдущим предложением, следует оставить.) И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени. (Предложение № 12 мы целиком опустим, предложение № 13 свяжем с предыдущим при помощи личного местоимения.) Чтобы не жалеть потом о__________, лучше на него ответить как можно__________.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник