26.09.2019

Разница между объективами canon ef и ef-s. В чём разница между байонетами Nikon F и Canon EF


Объективы, в отличие от фотокамер, не устаревают с течением лет и даже десятилетий. К сожалению, лучшие из них недоступны простым фотолюбителям. Но компромисс между стоимостью и уровнем качества всегда есть. Причем он может быть весьма удачным, как, например, лучшие объективы Canon EF к семейству цифровых фотокамер Canon EOS.

Мы говорим: «Фотокамера», подразумеваем Canon

Если при произнесении слова «автомобиль» у многих сразу всплывает в памяти бренд «Мерседес», то слово «фотокамера» так же легко ассоциируется с брендом Canon.

В октябре 2011 года этот всемирно известный японский производитель офисной и фототехники объявил о том, что выпущен 70-миллионный объектив для Canon типа EF, а несколько раньше было объявлено о производстве 50-миллионной зеркальной фотокамеры серии EOS.

Что такое Canon EOS?

Эта аббревиатура означает «электрооптическая система», в которой управление положением оптических элементов объектива для его автофокусировки (в объективах с фиксированным фокусным расстоянием, так называемых фиксах) или изменения фокусного расстояния (в так называемых зумах), а также для управления диафрагмой выполняется мини-электроприводами, встроенными в сам объектив. Ранее такие приводы помещались внутрь самой камеры, а между ней и элементами объектива были подвижные механические связи. Фирма Canon отказалась от этого принципа и заменила его на систему EOS, что оказалось абсолютно правильным, судя по объемам продаж ее продукции.

Объективы Canon EF

Для приведения мини-электроприводов такого объектива в движение на них следует подать электропитание от самой фотокамеры, имеющей встроенную электробатарею. В Canon решили проблему электрической связи камеры и объектива путем разработки особого байонетного крепления (или просто байонета) объектива, которое обозначается аббревиатурой EF и означает «электрофокус».

Как известно, байонет - это особый узел для механического скрепления двух разъемных деталей. Фирма Canon добавила в него еще и разъемные электрические соединения.

Со стороны камеры байонет EF имеет ряд электрических контактов, расположенных вдоль дуги отверстия в камере, к которым присоединены цепи электропитания приводов объектива. Объектив для Canon имеет такое же количество электроконтактов, которые при соединении его с камерой плотно прилегают к ее контактам, обеспечивая непрерывные электроцепи питания приводов объектива.

EF-объективы для фулфреймов и кропов

Как известно зеркальные цифровые фотокамеры отличаются размерами светочувствительных матриц. Так, наибольшим размером обладают матрицы так называемых полноформатных фотокамер (или фулфреймов). Несколько меньший размер имеют матрицы, соответствующие формату APS-C или APS-H.

Объективы Canon EF-S, выпускаемые в 2003 году, как, например, популярный зум-объектив Canon 18-55 mm, как раз и предназначены для фотокамер с матрицей формата APS-C. К таким малоформатным (в смысле размера матрицы) камерам (на сленге фотографов - кропам) подходят и EF-объективы. А вот к фулфреймам EF-S-объектив не подойдет. Дело в том, что при одинаковом внешнем диаметре он несколько длиннее, чем EF. Если попытаться установить его в камеру-фулфрейм, то ее зеркало, поднимаясь при съемке, ударится о заднюю часть объектива. Поэтому лучше этого не делать.

Вообще-то объектив для Canon типа EF-S является бюджетным вариантом для начинающих. Тем же, кто собирается в перспективе приобретать полноформатную фотокамеру, стоит изначально ориентироваться на EF.

Оба типа объективов различаются по специальному маркировочному символу: EF маркирован красным кружком, а EF-S - белым квадратом.

«Полтинники» от Canon

Так на сленге фотографов именуется объектив Canon 50mm, т. е. имеющий фиксированное фокусное расстояние в 50 мм. Обычно они имеют довольно большие значения открытия диафрагмы. Так, ряд «полтинников» от Canon включает в себя объективы с диафрагменными числами (или f-числами): f/1.8, f/1.4 и f/1.2. Как известно, чем меньше число в знаменателе такой дроби, тем больше минимальное отверстие диафрагмы и тем больший световой поток падает на матрицу камеры за время выдержки снимка, т. е. повышается светосильность объектива. Цена его по мере уменьшения знаменателя дроби повышается в разы. Дело в том, что большая светосильность объектива позволяет фотографировать при плохой освещенности.

«Полтинники» были популярны и в эру пленочных фотоаппаратов, но не сдали своих позиций и в эпоху цифровых фотокамер.

Объективы Canon USM

Дополнительную маркировку USM имеют EF-объективы, в которых в качестве привода автофокусировки применяются пьезоэлектрические (иначе - ультразвуковые) электродвигатели (US-Motor). Ни одна система автофокуса не работает без мотора, который перемещает линзы. От его скорости и точности зависит не только качество работы фокусировки, но и долговечность элементов питания фотокамеры.

В первых моделях USM-объективов (например, в Canon EF 50 f/1.4) усилие с вала US-Motor передавалось через редуктор, что снижало КПД привода и повышало его шумность. Впоследствии фирмой были разработаны US-Motor, в которых перемещаемые при автофокусировке линзы были вставлены в роторное кольцо. Такой двигатель обеспечивает прямой (безредукторный) привод со сколь угодно низкой скоростью вращения, и он практически бесшумный.

Принцип работы привода автофокусировки в объективах Canon EF

Статор двигателя представляет собой тонкое кольцо из пьезоэлектрика, на плоскую торцевую поверхность которого наложено более толстое кольцо из эластичного материала с зубцами. На небольшом расстоянии от вершин этих зубцов на оси закреплен дисковый (кольцевой) ротор.

Когда к пьезоэлектрическому кольцу статора прилагается напряжение ультразвуковой частоты, то в нем возникают механические колебания, имеющие характер волн деформации, перемещающихся вдоль кольца в определенном направлении. Под действием этих волн зубцы ротора совершают периодические колебания, выдвигаясь в направлении ротора. При этом они трутся об него и как бы подталкивают в направлении движения волны деформации, вследствие чего он приходит во вращение.

Люксовые EF-объективы

Canon L-объективы (от англ. luxury - «роскошь»), согласно их маркировке, относятся к элитным и, соответственно, дорогим моделям. Имея отличную оптику и прочный корпус, они способны выдерживать жёсткое воздействие внешних факторов, будучи в постоянной эксплуатации. Последние их модели выполняются пылебрызгозащищенными, что делает их еще более популярными в профессиональной среде.

Следует отметить, что Canon единственный среди мировых фотобрендов серийно выпускает автофокусный светосильный «фикс-полтинник» с диафрагменным числом f/1.2 в L-классе. Правда, сегодня он стоит под 100 тыс. рублей, хотя еще пару лет назад его можно было приобрести вдвое дешевле.

Чем L-объективы Canon отличаются от обычных EF?

Кроме усиленной конструкции корпуса, они отличаются значительно более совершенной оптической схемой. Как правило, объектив для Canon в L-серии содержит флюоритовые линзы в сочетании с шлифованными стеклянными асферическими элементами. Известно, что флюорит (иначе - плавиковый шпат) имеет гораздо лучшую, чем у оптического стекла, способность пропускать свет без радужки по краям объектов, а асферические линзы обеспечивают четкое изображение по всей площади кадра. Но их наличие в объективе не является достаточным условием для отнесения его к L-классу, поскольку такие элементы оптики встречаются и у обычных EF. L-объективы чаще других оснащаются US-моторами и системой оптической стабилизации для компенсации вредного эффекта «шевеленки» при длинных выдержках. При фокусном расстоянии от 200 мм и выше они обычно имеют белый цвет вместо привычного чёрного.

L-объективы имеют красное кольцо на корпусе и букву L после диафрагменного числа в обозначении.

Основной критерий выбора объектива для портретной съемки

В классическом понимании фотопортрет представляет собой снимок объекта на фоне размытого (нерезкого) заднего плана. Этого эффекта легко можно добиться, если правильно подобрать объектив для фотосъемки. Секретом получения размытости заднего плана является применение светосильного объектива с большим диафрагменным отверстием и, соответственно, малым диафрагменным числом.

Диафрагма представляет собой мощный инструмент регулирования художественной выразительности в фотографии. Выбирая объектив с требуемым диапазоном открытий диафрагмы, фотохудожник получает средство выделения на снимке нужного объекта, на котором он хотел бы сфокусировать внимание зрителя, взгляд которого как бы невольно приковывается к тому, что хотел подчеркнуть фотограф.

С большими открытиями диафрагмы очень хорошо получаются крупные планы цветов, насекомых, человеческие портреты на фоне размытого заднего плана или выделяющиеся на фоне окружающих людей. Наоборот, с минимальными открытиями диафрагмы хорошо получаются групповые снимки, городские улицы или пейзажные снимки, где недопустима размытость и нужно отобразить все детали.

Светосильные объективы имеют малое минимальное f-число. Из ряда объективов, подходящих для портретной съемки, предельно допустимое такое число имеет объектив Canon 2.8. Все другие модели с меньшим f-числом от 2.0 до 1.2 также подойдут для этих целей. При уменьшении f-числа объектива можно добиваться все большей размытости заднего плана на портретном фото.

Светосильные объективы захватывают за время выдержки больший световой поток, что позволяет снимать ими в концертных и театральных залах, клубах, церквях и т. д.

Так уж сложилось, что фиксы-«полтинники» зачастую применяются в качестве портретных объективов. И современный модельный ряд от Canon вполне заслуженно оправдывает этот выбор фотосообщества.

Сейчас Canon предлагает пользователям четыре «полтинника»: начинает линейку объектив с диафрагмой f/1.8, продолжают модели с f/1.4 и f/1.2, особняком стоит спецмакрообъектив с диафрагмой f/2.5.

На кроп-камерах, имеющих формат APS-C, изображение с «полтинников» практически не отличимо от получаемых на фулфреймах. Крупноплановые снимки получаются без искажений перспективы, а задний фон выходит вполне красиво. На зеркальных фулфреймах с «полтинников» хорошо получаются и сюжетные фото, и поясные портреты. Большая светосильность превращает их в универсальное фотосредство, допускающее съемку как в помещении, так и на улице.

Объективы Canon 1.8 в лице знаменитого светосильного фикса Canon EF 50mm f/1.8 открыли для миллионов фотографов дверь в мир светосильной оптики вообще. Даже при наличии каких-либо претензий к качеству картинки с этого объектива его нынешняя цена в диапазоне от 2000 до 2500 рублей делает его лучшим по соотношению "цена/качество".

4 500 руб.

Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS II

Макс. фокусное расстояние Zoom-объектива 55 мм. Байонет Canon EF-S крепление . С автоматической фокусировкой. С ультразвуковым мотором. Диаметр объектива 68 мм. Диафрагма 5.6 F. Тип объектива - стандартный. Число лепестков диафрагмы - 6. Фокусное расстояние / мин. для Zoom"a 18 мм. Со стабилизацией изображения. Минимальная диафрагма 38 F. Диаметр резьбы для светофильтра 58 мм. Фокусное расстояние - переменное (zoom). Диафрагма 3.5 F. Длина: 70 мм. Вес: 200 г.

купить в интернет-магазине Photo5

видеообзор фото

27 990 руб.

Объектив CANON 35mm f/2.8 EF-S IS STM, Canon EF-S, черный (2220c005) 2220C005

С минимальной диафрагмой (Светосилой) F 32 . Байонет Canon EF-S крепление . С фокусным расстоянием 35 мм. Автоматическая фокусировка. С диаметром 69 мм. С числом лепестков диафрагмы 7. Режим макросъемки. С диаметром резьбы для светофильтра 49 мм. Стабилизация изображения. Фокусное расстояние - фиксированное. С диафрагмой (F) при мин. фокусном расстоянии 2.8 . Тип объектива - макрообъектив. С длиной: 56 мм. С весом: 190 г.

купить в интернет-магазине Ситилинк

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

5 500 руб.

Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM

Диаметр объектива 69 мм. Тип объектива - стандартный. Фокусное расстояние / мин. для Zoom"a 18 мм. Фокусное расстояние - переменное (zoom). Байонет Canon EF-S крепление . Диафрагма 3.5 F. Число лепестков диафрагмы - 7. С автоматической фокусировкой. Макс. фокусное расстояние Zoom-объектива 55 мм. Диафрагма 5.6 F. Диаметр резьбы для светофильтра 58 мм. Со стабилизацией изображения. Минимальная диафрагма 38 F. Длина: 75 мм. Вес: 205 г.

купить в интернет-магазине Photo5

видеообзор фото

34 100 руб.

Объектив CANON 18-135mm f/3.5-5.6 EF-S IS USM, Canon EF-S, черный (1276c005) 1276C005

С диафрагмой (F) при макс. фокусном расстоянии 5.6 . С диаметром резьбы для светофильтра 67 мм. С диафрагмой (F) при мин. фокусном расстоянии 3.5 . С числом лепестков диафрагмы 7. Байонет Canon EF-S крепление . Стабилизация изображения. С минимальной диафрагмой (Светосилой) F 38 . Автоматическая фокусировка. Фокусное расстояние - переменное (zoom). С диаметром 77 мм. Тип объектива - стандартный. Ультразвуковой мотор. С фокусным расстоянием 18 мм. С макс. фокусным расстоянием Zoom-объектива 135 мм. С длиной: 96 мм. С весом: 515 г.

в интернет-магазине Ситилинк

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

6 000 руб.

Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS

Байонет Canon EF-S крепление . Тип объектива - телеобъектив. Диафрагма 4.0 F. С автоматической фокусировкой. Фокусное расстояние / мин. для Zoom"a 55 мм. Число лепестков диафрагмы - 7. Макс. фокусное расстояние Zoom-объектива 250 мм. Со стабилизацией изображения. Минимальная диафрагма 22 F. Диафрагма 5.6 F. Фокусное расстояние - переменное (zoom). Диаметр резьбы для светофильтра 58 мм. Диаметр объектива 70 мм. С длиной: 108 мм. С весом: 390 г.

в интернет-магазине Photo5

видеообзор фото

33 600 руб.

Объектив CANON 60mm f/2.8 EF-S USM, Canon EF-S (0284b007) 0284B007

С диафрагмой (F) при мин. фокусном расстоянии 2.8 . Режим макросъемки. Ультразвуковой мотор. С минимальной диафрагмой (Светосилой) F 32 . Фокусное расстояние - фиксированное. Байонет Canon EF-S крепление . Автоматическая фокусировка. С диаметром резьбы для светофильтра 52 мм. Тип объектива - макрообъектив. С числом лепестков диафрагмы 7. С фокусным расстоянием 60 мм. С диаметром 73 мм. Длина: 70 мм. Вес: 335 г.

в интернет-магазине Ситилинк

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

6 500 руб.

Canon EF-S 55-250mm f/4.0-5.6 IS II

Фокусное расстояние / мин. для Zoom"a 55 мм. Тип объектива - телеобъектив. Со стабилизацией изображения. Число лепестков диафрагмы - 7. Диафрагма 5.6 F. Байонет Canon EF-S крепление . Диаметр резьбы для светофильтра 58 мм. Диаметр объектива 70 мм. Макс. фокусное расстояние Zoom-объектива 250 мм. С автоматической фокусировкой. Минимальная диафрагма 22 F. Фокусное расстояние - переменное (zoom). Диафрагма 4.0 F. С длиной: 108 мм. С весом: 390 г.

в интернет-магазине Photo5

видеообзор фото

15 500 руб.

Объектив CANON 18-55mm f/4-5.6 EF-S IS STM, Canon EF-S, черный (1620c005) 1620C005

Автоматическая фокусировка. Стабилизация изображения. С фокусным расстоянием 18 мм. С числом лепестков диафрагмы 7. Тип объектива - широкоугольный. С диафрагмой (F) при мин. фокусном расстоянии 4.0 . Байонет Canon EF-S крепление . Фокусное расстояние - переменное (zoom). С диаметром резьбы для светофильтра 58 мм. С диаметром 67 мм. С диафрагмой (F) при макс. фокусном расстоянии 5.6 . С минимальной диафрагмой (Светосилой) F 38 . С макс. фокусным расстоянием Zoom-объектива 55 мм. С длиной: 62 мм. С весом: 215 г.

в интернет-магазине Ситилинк

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор

7 850 руб.

Canon EF-S 17-85mm f/4-5.6 IS USM

Макс. фокусное расстояние Zoom-объектива 85 мм. Диаметр резьбы для светофильтра 67 мм. С внутренней фокусировкой. С режимом макросъемки. Фокусное расстояние - переменное (zoom). Байонет Canon EF-S крепление . Диафрагма 5.6 F. Со стабилизацией изображения. Фокусное расстояние / мин. для Zoom"a 17 мм. Тип объектива - стандартный. Диафрагма 4.0 F. С ультразвуковым мотором. Диаметр объектива 78 мм. С автоматической фокусировкой. Число лепестков диафрагмы - 6. Минимальная диафрагма 32 F. Длина: 92 мм. Вес: 475 г.

в интернет-магазине Photo5

видеообзор фото

16 390 руб.

Объектив CANON 10-18mm f/4.5-5.6 EF-S IS STM, Canon EF-S (9519b005) 9519B005

Тип объектива - широкоугольный. С числом лепестков диафрагмы 7. С макс. фокусным расстоянием Zoom-объектива 18 мм. С диафрагмой (F) при макс. фокусном расстоянии 5.6 . Байонет Canon EF-S крепление . Стабилизация изображения. Фокусное расстояние - переменное (zoom). С диаметром резьбы для светофильтра 67 мм. С минимальной диафрагмой (Светосилой) F 29 . С диаметром 75 мм. С фокусным расстоянием 10 мм. С диафрагмой (F) при мин. фокусном расстоянии 4.5 . Автоматическая фокусировка. С длиной: 72 мм. С весом: 240 г.

в интернет-магазине Ситилинк

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

8 500 руб.

Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS

Фокусное расстояние - переменное (zoom). Диафрагма 3.5 F. Диаметр резьбы для светофильтра 67 мм. Диафрагма 5.6 F. Тип объектива - стандартный. Диаметр объектива 75 мм. Байонет Canon EF-S крепление . С автоматической фокусировкой. Минимальная диафрагма 38 F. Число лепестков диафрагмы - 6. Фокусное расстояние / мин. для Zoom"a 18 мм. Со стабилизацией изображения. Макс. фокусное расстояние Zoom-объектива 135 мм. С длиной: 101 мм. С весом: 455 г.

в интернет-магазине Photo5

видеообзор фото

23 210 руб.

Объектив CANON 55-250mm f/4-5.6 EF-S IS STM, Canon EF-S (8546b005) 8546B005

С диаметром резьбы для светофильтра 58 мм. Автоматическая фокусировка. С минимальной диафрагмой (Светосилой) F 32 . С диафрагмой (F) при мин. фокусном расстоянии 4.0 . Байонет Canon EF-S крепление . Тип объектива - телеобъектив. С фокусным расстоянием 55 мм. С диаметром 70 мм. С числом лепестков диафрагмы 7. С макс. фокусным расстоянием Zoom-объектива 250 мм. Фокусное расстояние - переменное (zoom). С диафрагмой (F) при макс. фокусном расстоянии 5.6 . Стабилизация изображения. Длина: 111 мм. Вес: 375 г.

в интернет-магазине Ситилинк

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

9 500 руб.

Canon EF-S 24mm f/2.8 STM

Байонет Canon EF-S крепление . Фокусное расстояние - фиксированное. Диаметр резьбы для светофильтра 52 мм. Тип объектива - широкоугольный. Число лепестков диафрагмы - 7. Диаметр объектива 68 мм. Минимальная диафрагма 22 F. Диафрагма 2.8 F. Фокусное расстояние / мин. для Zoom"a 24 мм. С автоматической фокусировкой. С длиной: 23 мм. С весом: 125 г.

в интернет-магазине Photo5

видеообзор фото

31 250 руб.

Объектив CANON 18-135mm f/3.5-5.6 EF-S IS STM, Canon EF-S, черный (6097b005) 6097B005

С числом лепестков диафрагмы 7. С диафрагмой (F) при макс. фокусном расстоянии 5.6 . С минимальной диафрагмой (Светосилой) F 38 . Автоматическая фокусировка. Байонет Canon EF-S крепление . Ультразвуковой мотор. Фокусное расстояние - переменное (zoom). С диаметром резьбы для светофильтра 67 мм. Стабилизация изображения. Тип объектива - стандартный. С фокусным расстоянием 18 мм. С диаметром 76 мм. С диафрагмой (F) при мин. фокусном расстоянии 3.5 . С макс. фокусным расстоянием Zoom-объектива 135 мм. С длиной: 96 мм. С весом: 480 г.

в интернет-магазине Ситилинк

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

9 950 руб.

Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS STM

Со стабилизацией изображения. Число лепестков диафрагмы - 7. Тип объектива - телеобъектив. Фокусное расстояние - переменное (zoom). Макс. фокусное расстояние Zoom-объектива 250 мм. Байонет Canon EF-S крепление . Диафрагма 5.6 F. Диаметр объектива 70 мм. Минимальная диафрагма 32 F. Диафрагма 4.0 F. Диаметр резьбы для светофильтра 58 мм. С автоматической фокусировкой. Фокусное расстояние / мин. для Zoom"a 55 мм. Длина: 111 мм. Вес: 375 г.

в интернет-магазине Photo5

видеообзор фото

34 940 руб.

Объектив CANON 18-200mm f/3.5-5.6 EF-S 6IS, Canon EF-S (2752b005) 2752B005

С диафрагмой (F) при макс. фокусном расстоянии 5.6 . Режим макросъемки. С диаметром резьбы для светофильтра 72 мм. С диаметром 79 мм. Фокусное расстояние - переменное (zoom). Байонет Canon EF-S крепление . Стабилизация изображения. Тип объектива - стандартный. С числом лепестков диафрагмы 6. С фокусным расстоянием 18 мм. С минимальной диафрагмой (Светосилой) F 22 . С макс. фокусным расстоянием Zoom-объектива 200 мм. С диафрагмой (F) при мин. фокусном расстоянии 3.5 . С длиной: 102 мм. С весом: 600 г.

Фокусное расстояние 24 мм — минимальная граница трансфокации для большинства стандартных зум-объективов. Однако «зумы» вряд ли способны тягаться по качеству получаемого изображения с «фиксами». Поэтому в арсенале оптики многих систем есть не только объективы 24—70 мм с трансфокатором, но и отдельные 24-миллиметровые с аналогичной и более высокой светосилой. Canon выпускает несколько таких объективов, и в этом материале мы приведем результаты сравнения двух из них — «старшего» Canon EF 24mm f/1.4L II USM и «младшего» Canon EF 24mm f/2.8 IS USM.

«Большой брат» из линейки профессиональной оптики Canon почти вдвое дороже младшего объектива, но и светосила у него больше на две ступени. Он должен считаться старшим в буквальном смысле, поскольку эта версия увидела свет на 3,5 года раньше, чем более скромный Canon EF 24mm f/2.8 IS USM. Посмотрим на детали подробнее.

Технические характеристики (данные производителя)

Canon EF 24mm f/1.4L II USM Canon EF 24mm f/2.8 IS USM
Байонет Canon EF
Фокусное расстояние 24 мм
Максимальная диафрагма F1,4 F2,8
Минимальная диафрагма F22
Число лепестков диафрагмы 8 7
Оптическая схема 13 элементов в 10 группах 11 элементов в 9 группах
Минимальная дистанция фокусировки 0,25 м 0,20 м
Угол обзора 84°
Максимальное увеличение 0,17× 0,23×
Привод автофокуса ультразвуковой мотор (USM)
Стабилизация нет оптическая (IS), до 4 ступеней
Защита от влаги и пыли есть нет
Резьба для светофильтров ∅77 мм ∅58 мм
Размеры (диаметр × длина) ∅83,5×86,9 мм ∅68,4×55,7 мм
Вес 650 г 280 г

Зачем нужна светосила

Сверхвысокая светосила — конечно же, роскошь (это заметно по цене), но роскошь порою необходимая: есть ситуации, когда обойтись без нее невозможно. Разъясним нашу позицию.

В типичном случае, когда широкоугольная оптика используется по своему основному назначению (для фотографирования пейзажей, городских ландшафтов и интерьеров помещений), ей надлежит обеспечить наибольшую глубину резкости, чтобы хорошо проработать детали на всех планах. Для этого диафрагму прикрывают до F8—F16 (в зависимости от свойств оптического инструмента и съемочных условий), а камеру часто ставят на штатив, поскольку при сохранении ISO 100 (что желательно для обеспечения максимальной детализации) длительность выдержки ночью может достигать нескольких минут, да и в пасмурный день может оказаться недостаточно короткой для съемки с рук без «смаза». Из-за традиции сильно диафрагмировать такие объективы при съемке традиционных сюжетов некоторые их марки сильно ограничены в своем максимальном раскрытии. Это делается, главным образом, с целью уменьшить размеры стекол и, соответственно, вес и размеры объектива. В качестве иллюстраций приведем великолепные Voigtländer Heliar Ultra Wide 12mm f/5.6 и Super Wide 15mm f/4.5 для Leica-M и Sony FE, редуцированный ad absurdum Carl Zeiss Hologon 16mm f/8.0 (!) для Contax G/G2, а также венец миниатюризации — сверхтонкие «блинчики» MS Optics Perar 21mm f/4.5 и 17mm f/4.5 японского мастера Садаяшу Миязаки. В этих оптических инструментах светосила не важна, главное — рекордно малые размеры. А раскрытие более F2,0 будет востребовано, когда требуется следующее:

  1. Запечатлеть динамичную сцену на достаточно короткой выдержке «без смаза».
  2. Обеспечить адекватное размытие заднего или переднего планов (по отношению к объектам в зоне фокуса) в соответствии с творческим замыслом фотографа.
  3. Снимать видео в условиях недостатка освещения, чтобы избежать подъема ISO и/или уменьшения частоты кадров, то есть эквивалента выдержки.
  4. Сфотографировать ночное звездное небо, при этом ограничив длительность экспозиции, чтобы точки звезд не превратились в черточки (дуги), то есть «не размазались» из-за вращения Земли.

Конструкция

Оба наших подопечных отличаются безукоризненным качеством сборки и хорошо продуманной конструкцией, в которой нет ничего лишнего, а все полезное расположено с расчетом на максимальное удобство для пользователя. Canon EF 24mm f/1.4L II USM подтверждает свою принадлежность к линейке профессиональной оптики (L) не только более значительными светосилой, весом, размерами и ценой, но и гарантированной герметизацией (при использовании соответствующих моделей фотокамер Canon).

Canon EF 24mm f/1.4L USM Canon EF 24mm f/2.8 IS USM
«Старший брат» имеет лишь один переключатель — режима фокусировки (автомат/ручная), а «младший» сверх того оснащен выключателем системы оптической стабилизации.
Оптическая схема: ASPH (Aspherical) — асферические элементы; UD (Ultra-low Dispersion) — элемент со сверхнизкой дисперсией; SWC (Sub-Wavelength Coating) — субволновое покрытие; IS — элемент системы оптической стабилизации.
Вид сбоку. Ближе к передним линзам расположены прорезиненные кольца управления ручной фокусировкой. Шкала расстояний — в футах (зеленого цвета) и метрах (белого цвета).
Вид сзади. Стыковочные узлы байонетного крепления тщательно отшлифованы. У «старшего брата» это обеспечивает адекватную герметизацию для защиты от проникновения внутрь камеры пыли и влаги.
Вид спереди. У Canon EF 24mm f/1.4L II USM передняя линза снабжена герметизирующей прокладкой.
Графики MTF (данные производителя): черный цвет — F2, синий цвет — F8; толстые линии — 10 линий/мм, тонкие — 30 линий/мм; сплошные кривые — для сагиттальных структур, пунктирные — для тангенциальных. В целом, картина неплохая у обоих объективов.

«Младший брат» лишен этих новшеств; в нем присутствует лишь один асферический элемент.

Лабораторный тест

Сравним наших подопечных в стендовых испытаниях.

Стендовые съемки традиционно проводились в RAW, после чего подвергались проявке с использованием последних профилей Adobe. В ходе этого процесса слабые хроматические аберрации в центре кадра, которые в «камерном» JPEG были едва заметными, отчетливо визуализировались по вине проявщика и использованного им профиля объектива. Впрочем, в углах кадра хроматические аберрации достаточно заметные у обоих объективов. Несмотря на центрально-взвешенный режим экспозамера, на открытых диафрагмах углы получаются очень темными. Насколько такой перепад освещенности критичен, покажут только полевые снимки. Подобная виньетка возникает у обоих объективов на открытых диафрагмах, а с ее прикрытием практически пропадает. Если браться за оценку светопропускания, то в обоих случаях оно одинаковое в пределах погрешности измерения, так что оценить относительную эффективность просветляющих покрытий сложно.

Canon EF 24mm f/1.4L II USM Canon EF 24mm f/2.8 IS USM
Разрешение в центре кадра
Разрешение на краях кадра
Дисторсия и хроматические аберрации в центре кадра
Дисторсия и хроматические аберрации на краях кадра
Графики разрешения

Итак, хроматические аберрации у обоих объективов находятся на примерно одинаковом (низком) уровне. Дисторсия у «старшего брата» менее выражена — здесь надо отдать должное асферическим линзам, которые позволяют заметить эту небольшую разницу между двумя объективами. А вот с разрешающей способностью все очень непросто. «Младший брат» демонстрирует кривые, характерные для высококачественного объектива: небольшой перепад разрешения между открытой и прикрытой диафрагмой, высокое среднее значение и хорошая стабильность в центре и на краю кадра. А вот Canon EF 24mm f/1.4L II USM ведет себя как минимум странно. Провал разрешения на краю кадра при полном раскрытии ему еще можно простить — это привычное поведение широкоугольного оптического инструмента. Но то, что на F2,8 он уступает по разрешению младшей модели и не может догнать ее даже на F8, уже настораживает. Зато здесь край кадра практически не отстает от центра. Впрочем, разрыв между двумя объективами небольшой: оба могут похвастать высокой и достаточно стабильной разрешающей способностью.

Canon EF 24mm f/2.8 IS USM оснащен стабилизатором изображения. Производитель обещает эффективность в 4 ступени EV. Тестирование по нашей методике дает оценку эффективности в 3⅔, что очень близко к заявленной.

По результатам теста нельзя однозначно сказать, какой объектив лучше, потому что они слишком разные — и слишком одинаковые. В общем-то, это хорошо: производитель по-разному позиционирует объективы, что не мешает ему в обоих случаях ставить высококачественную оптику. Те, кому нужно снимать в студии с гарантированным качеством и хорошей светосилой, наверняка будут смотреть в сторону L-серии. Те, кто хочет мобильности, вероятно, предпочтут модель попроще, но технически более пригодную для своих задач. Но и первые, и вторые в итоге смогут получать изображения достаточно высокого качества.

Практическая фотосъемка

Полевые испытания объективов мы проводили в связке с камерой Canon EOS 5D mark IV. При этом использовали следующие параметры:

  • приоритет диафрагмы,
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • автоматический баланс белого (АББ).

Отснятые кадры сохранялись на носителе информации в виде несжатых RAW-файлов, которые впоследствии подвергались преобразованию в JPEG со минимальной компрессией. В ситуациях со сложным и смешанным характером освещения баланс белого корректировали вручную. В ряде случаев в интересах композиции прибегали к обрезке кадра.

Главное назначение широкоугольных объективов — съемка ландшафтов. Для первой серии полевого теста мы как раз выбрали чисто русский пейзаж: Боголюбский луг, что под Владимиром, и стоящий на нем храм Покрова на Нерли. Он был возведен в 1165 г., затем много раз перестраивался, теряя архитектурные детали, но даже в том состоянии, в котором он предстает перед нами сегодня, есть волшебное очарование лаконизма форм и их органичного сочетания с природным окружением.

Мы будем сравнивать объективы только при доступных обоим значениях диафрагмы. Для каждого из них приведем по паре снимков: первый — результат «проявки» без коррекции с помощью профилей, второй — с использованием таких профилей. Эквивалентную светочувствительность на всех снимках удалось удержать на ISO 100.

Canon EF 24mm f/1.4L II USM Canon EF 24mm f/2.8 IS USM
F2,8 1/2500 c 1/3200 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F4 1/1250 c 1/1600 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F5,6 1/640 c 1/800 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F8 1/320 c 1/320 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F11 1/160 c 1/160 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F16 1/80 c 1/80 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F22 1/40 c 1/40 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем

На первых трех парах кадров (диафрагмирование от F2,8 до F5,6) «младший брат» обнаруживает недодержку примерно на ⅔ ступени, которую почему-то допускает автоматика. Отчасти это подтверждается тем, что экспозиция ею выбирается короче на ⅓, но откуда берется оставшаяся разница, остается неясным. Начиная с F8 длительность выдержки при съемке с помощью обоих подопечных выравнивается, но у Canon EF 24mm f/2.8 IS USM при этом все равно сохраняется картина общей недодержки — правда, уже всего ⅓ EV.

Оба объектива на максимальном раскрытии виньетируют (до ⅔ EV у «старшего брата» и до 2 EV у «младшего»). Виньетка сохраняется вплоть до F4. Приложение профилей в ходе «проявки» в Adobe Camera RAW устраняет этот недостаток, а допущенная недодержка уменьшается наполовину.

Canon EF 24mm f/1.4L II USM рисует картинку с дрейфом АББ в более холодные тона, а Canon EF 24mm f/2.8 IS USM — в более теплые.

Резкость в центре практически одинаковая у обоих испытуемых при всех сравнимых степенях диафрагмирования. А вот на периферии картина явно не пользу «старшего брата»: при F2,8—F4 он сильно уступает Canon EF 24mm f/2.8 IS USM, демонстрируя то, что на фотожаргоне обычно именуют «мылом» (хотя F2,8 — далеко не максимальное для этого объектива значение диафрагмы). Оговоримся: вполне возможно, что в столь демонстративном отставании Canon EF 24mm f/1.4L II USM от младшего соперника виновата специфика конкретного (неудачного) экземпляра объектива.

Хроматические аберрации на периферии кадра заметны у обоих испытуемых на любом раскрытии. Если приложить соответствующие профили, то при «проявке» они эффективно удаляются, но резкость при этом, конечно, не повышается.

Проведем контрольное испытание и обратимся к сцене, более сложной по характеру освещения: контражур, высокий контраст, обилие мелких деталей на периферии. В ней перед нами утренней порой предстает замечательный памятник древнерусского зодчества — Георгиевский собор в Юрьеве-Польско́м Владимирской области. Именно так, с ударением на последнем слоге, и принято называть этот город. Нынче в именительном падеже он пишется как «Польский», и несведущие люди произносят это прозвище соответственно, однако оно не имеет ничего общего с соседним европейским государством, а лишь отражает местонахождение среди полей (а не за лесами, в отличие от знаменитого Переславля).

Георгиевский собор был построен в 1234 г. князем Святославом, сыном Всеволода Большое Гнездо. По свидетельству Тверской летописи, Святослав Всеволодович «сам бе мастер» — он возложил на себя обязанности главного архитектора и начальника строительства. И за четыре года поставили суздальцы чудесную церковь, «вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху».

Спустя два столетия значительная часть здания обрушилась (все-таки Святослав не был профессионалом в архитектуре и строительстве), и плашки с каменной резьбой осыпались. Уже в 1471 г. храм был восстановлен бригадой зодчих под началом Василия Ермолина, однако, не имея представления о том, как должны располагаться эти плашки, а равно и за недостатком времени, резьбу размещали на стенах как попало, не подбирая отдельные фрагменты по сюжетам, а некоторые — даже развернув на 90 градусов. К тому же часть резьбы вообще отыскать не удалось: то ли рвения было мало, то ли окрестные жители растащили камень на личные нужды. Но то, что дошло до нас, радует, удивляет и ставит в тупик своими загадками: драконы, слоны, львы, грудастые русалки — всё это трудно назвать традиционными элементами оформления храмов России.

Вернемся к нашему тестированию и на этот раз исследуем весь диапазон доступных значений диафрагмы у обоих испытуемых. Аналогично предыдущей серии, для каждого объектива мы приведем по паре фотографий: первая — результат «проявки» без коррекции, вторая — с приложением соответствующего профиля. Благодаря яркому солнцу, эквивалентную светочувствительность удалось сохранить на отметке ISO 100.

Canon EF 24mm f/1.4L II USM Canon EF 24mm f/2.8 IS USM
F1,4 1/8000 c

Без профиля

С профилем
F2 1/8000 c

Без профиля

С профилем
F2,8 1/5000 c 1/6400 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F4 1/2500 c 1/3200 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F5,6 1/1000 c 1/1250 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F8 1/500 c 1/800 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F11 1/250 c 1/400 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F16 1/125 c 1/200 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F22 1/60 c 1/125 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем

При раскрытии F1,4—F2 «старший брат» ведет себя так же, как и при F2,8 в предыдущей серии. То есть резкость в центре кадра хорошая, а ее падение на периферии выражено примерно так же, как и с F2,8. Это подтверждает наше предположение об особенностях конкретного экземпляра объектива, поскольку эта самая нерезкость должна была бы возрастать от F2,8 к F1,4.

Canon EF 24mm f/2.8 IS USM вновь демонстрирует недодержу от ⅔ до 2 EV на всех снимках. Она примерно наполовину компенсируется при приложении профиля, но все же остается заметной по сравнению со «старшим братом». Однако благодаря этой особенности, сцена больше подходит именно младшему объективу: недодержка хотя и «давит» детали в тенях, но позволяет лучше проработать фактуру облаков в ярких светах изображения.

Видимой на глаз разницы в балансе белого нам выявить не удается. Но в таком «противосолнечном» сюжете воспроизведение цветов вообще сильно страдает из-за высокого контраста, поэтому цветопередачу в этой серии оценивать не стоит. Лучше возьмем другой сюжет: сцену в Преображенском соборе суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря. Здесь иногда проводят службы, но в основном это экспозиция Суздальского музея-заповедника, куда водят толпы иностранных туристов. Этот сюжет мы снимали при одинаковых параметрах: F2,8; 1/30 c; ISO 320. Благодаря тому, что для освещения использованы светодиодные лампы, коррекции АББ не потребовалось. Верхние снимки — без коррекции, нижние — с коррекцией при помощи соответствующих профилей объективов.

Цветопередача в столь непростых условиях хорошая. Дополнительно двигать ползунки в Adobe Camera RAW нам не понадобилось. Кроме виньетирования, сильнее выраженного у Canon EF 24mm f/2.8 IS USM, обращает на себя внимание интересное явление: та нерезкость на периферии, которая сильно ухудшила качество фотографий храма Покрова на Нерли, снятых с помощью «старшего брата», здесь стала значительно менее выраженной, и теперь менее привлекательным кажется «младший брат».

Вопреки традиции, мы не станем изучать специфику наших подопечных в деле размытия заднего плана, потому что, во-первых, при сравнимых диафрагмах (F2,8) его получить чрезвычайно трудно (нужно работать на макродистанциях), во-вторых, при столь широком угле обзора, как у наших подопечных, оно обычно никого не интересует, а в-третьих, 24-миллиметрового объектива с по-настоящему красивой картиной бокэ, кажется, не существует в природе.

Оба наших подопечных предоставляют широкие возможности для съемки не только ландшафтов и интерьеров, но и репортажа, причем преимущества «старшего брата» по части светосилы с лихвой покрываются оптической стабилизацией, которой оснащен «младший». Дополнительные иллюстрации можно найти в галерее, куда мы решили собрать другие снимки без подписей и комментариев. Параметры Exif в исходных файлах доступны во всех случаях.

Итог

Из арсенала широкоугольной оптики Canon для полнокадровых ЦЗК мы сравнили характеры двух «братьев» — старшего Canon EF 24mm f/1.4L II USM и младшего Canon EF 24mm f/2.8 IS USM. Их роднит величина фокусного расстояния и заметно отличают цены, размеры, вес и светосила. Менее «продвинутая» младшая модель для компенсации светосилы оснащается оптическим стабилизатором изображения, который позволяет получить выигрыш не менее чем в три с половиной ступени экспозиции, то есть дает возможность работать с нею на выдержках менее 1/3 с (или так, как будто ее максимальная диафрагма составляет F1,0).

Canon EF 24mm f/1.4L II USM имеет максимальное раскрытие F1,4 — на сегодняшний день это практический максимум для 24-миллиметровых объективов для «полного кадра». Как и любой другой представитель профессиональной линейки (L) оптики Canon, этот объектив обладает защитой от проникновения пыли и влаги (при использовании с теми камерами, которые в состоянии это обеспечить).

По качеству получаемого изображения оба испытуемых близки, но младшая модель обладает более выраженным виньетированием, а старшая — более заметной периферийной нерезкостью при диафрагме до F5,6.

Несмотря на неоднозначные результаты, которые показывают оба испытуемых в лабораторном и полевом тестах, каждый из них вправе рассчитывать на то, что он найдет себе заботливого хозяина, которому сможет подарить много отличных снимков.

В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор объектива Canon EF 24mm F1.4L II USM:

Наш можно также посмотреть на iXBT.Video

Благодарим компанию Canon за объективы и фотокамеру, предоставленные для тестирования

Если вы мучаетесь в догадках, что означают все эти буквы на вашем объективе кэнон, значит вы попали по нужному адресу.

FD это древние объективы от Кэнон, которые выпускались в 70х-80х. Они не подходят для современных камер, поэтому одеть такой объектив на современную камеру с EF байонетом можно только через специальный адаптер. В отличии от никон, кэнон сменил крепление, и поэтому старые FD объективы утратили какую либо ценность, забудьте про них. После относительно недолгого срока службы FD (около 15 лет) кэнон выпустил новый тип крепления EF, но вы не расстраивайтесь, линейка EF насчитывает порядка 60 объективов, этого вам должно хватить на всю жизнь, так что есть с чего выбрать.

EF (Electro-Focus) означает, что в вашем объективе есть электронная автофокусировка, т.е. внутри объектива встроен моторчик, а камера лишь подаёт команды через контакты на объективе. Собственно все объективы Кэнон сделанные после 1987 года EF, поэтому эта маркировка есть на вашем объективе, если конечно он вам не достался в наследство. EF объективы совместимы со всеми цифровыми камерами кэнон.

EF-S (Electro-Focus S hort back focus) это тот же EF только сконструированный с учётом , для зеркальных камер кэнон 1.6х, и не совместим с полноформатными камерами, такими как 5D, 1D.

USM (Ultrasonic Motor) ультра звуковой привод. Объективы с этим приводом фокусируются быстрее и издают гораздо меньше шума. Его ставят в довольно дорогих объективах.

DC (micro motor) – этот мотор ставят на бюджетные объективы от canon. Это не значит что он плохой, просто фокусировка происходит медленнее.

L (Luxury) если у вас объектив с маркировкой L, значит вы либо крутой фотограф, либо у вас много денег, ну ещё возможно и то и другое в одном лице, но это редко:) Собственно эти объективы отличаются суперкачественной оптикой, они резкие, надёжные и зачастую огромные и тяжелые. Все объективы “люкс класса” легко определить по красной каемке, к примеру :

DO (Diffractive Optics) объективы с этой пометкой отличаются оптикой, которая практически устраняет все оптические недостатки, как и , и заметно меньшими габаритами. Таких объективов Кэнон выпустил немного – всего два: EF 400 mm f/4 DO IS USM и EF 70-300 mm f/4.5-5.6 DO IS USM .

II, III - так кэнон обозначает версию объектива. Если на вашем объективе написано II, значит уже существует младшая версия, с таким же фокусным расстоянием. Например :

AF/MF переключатель, который даёт возможность фотографировать либо в ручном, либо в автоматическом режиме. Ручной режим полезен, когда камера не может поймать фокус в автомате, например, когда вы .

1.8m – /6m – этот переключатель вы можете встретить только на телеобъективах, и хоть цифры могут быть другими, означает он границу режима фокусировки, в данном случае, если переключатель на 1.

8m, значит объектив будет искать фокус до расстояния 1.8м (минимальное расстояние фокусировки), а если 6 метров – значит только до 6м. Это удобно когда вы уверены, что будете фотографировать что-то далеко, в это случае, объектив не будет терять время на фокусировку в диапазоне 1.8-6м и будет фокусироваться быстрее. Такой переключатель есть на :

28-300mm – Диапазон возможных фокусных расстояний для зум-объектива. Первое число – минимальное фокусное расстояние, второе – максимальное, которое вам будет доступно с этим объективом (конкретно в этом случае минимальное 28мм, максимальное – 300мм). Если число одно, то это объектив с фиксированным фокусным расстоянием, то есть, фикс, а не зум.

f:3.5-5.6 – Это максимально возможная для вашего объектива. Если это зум, то числа будет два (например, 3.5-5.6). Первое – это максимальная диафрагма на ближнем фокусном расстоянии. То есть, если у вас объектив 18-200мм, то на 18мм максимум будет f/3.5. Второе число – максимальная диафрагма на дальнем фокусном расстоянии, то есть f/5.6 на 200мм, к примеру. Если число одно на зуме, то максимальная диафрагма будет одна и та же на всех фокусных расстояниях. Ну и на фиксах тоже одно число, потому фокусное расстояние у него одно единственное, собственно, он поэтому и фикс. Максимальная диафрагма так же определяет .

Fisheye – этот тип объективов ни с чем не спутаешь. Если на вашем объективе написано Fisheye (“Рыбий глаз” по-русски), значит вы можете делать вот такие фотографии:

Хотя любое сравнение Nikon с Canon может привести к излишне длинным и эмоциональным дебатам – и лично я считаю такие дискуссии глупыми – существует несколько явных отличий между этими двумя системами, которые стоит отметить, особенно для тех, кто только стоит перед выбором системы.

Некоторые различия связаны с текущим уровнем развития технологий, и когда одна компания догонит и перегонит другую – всего лишь вопрос времени. Например, владельцы Nikon и Sony часто хвастаются удивительным динамическим диапазоном, который способны захватить их камеры, указывая на слабую сторону зеркалок Canon в этом плане. И в настоящее время это действительно так – Canon в плане динамического диапазона смотрится слабее своих прямых конкурентов. Тем не менее, это именно та область, в которой Canon в будущем может потенциально обойти своих соперников, начав использовать сенсоры с более высокой производительностью в плане передачи динамического диапазона изображения.

Другие различия имеют более постоянный характер и со временем могут переходить в разряд фирменного отличительного признака. Одним из таких отличий можно считать крепление объектива – оба рассматриваемых нами производителя используют байонеты разных размеров. Какой из них лучше и почему? Давайте попробуем это выяснить, поговорив подробнее о различиях между байонетами Nikon F и Canon EF.

Я много лет подряд снимаю на Nikon, и сейчас я нисколько не жалею о своём выборе. Несмотря на некоторые недавние проблемы Nikon с контролем качества, мне нравятся мои зеркалки Nikon и объективы Nikkor из-за их превосходной производительности, и я стараюсь постоянно обновлять свое фотооборудование по мере выхода новинок. Тем не менее, были времена, когда я не был уверен, что Nikon – это правильный выбор, особенно в начале, когда я обнаружил некоторые из слабых сторон байонета Nikon F.

Итак, в чем же дело? У Nikon F в сравнении с Canon EF есть несколько как преимуществ, так и недостатков, поэтому мне хотелось бы подробно их разъяснить.

Один из самых существенных недостатков байонета Nikon F является механический рычаг диафрагмы, который присутствует на большинстве объективов Nikon. Этот рычаг вы можете найти и на классических мануальных объективах Nikkor, и на более новых объективах D-серии, и на новейших объективах G-серии. Именно при помощи этого рычага камера Nikon устанавливает диафрагму для каждого снимка, если только не выбрана самая широкая диафрагма.

Когда вы демонтируете объектив, подпружиненный рычаг переходит в стандартное положение, которое обычно соответствует минимальному отверстию диафрагмы. Как только вы установите объектив на камеру, соответствующий рычаг в корпусе камеры сместит рычаг на объективе, открыв диафрагму до заданного значения.

Механический рычаг управления диафрагмой объектива Nikon

Как правило, при установке объектива на камеру его диафрагма остается максимально открытой для того, чтобы до и системы автофокусировки доходило как можно больше света. Следовательно, на DSLR-камере диафрагма изменяется непосредственно перед съемкой кадра. После того как снимок сделан, рычаг возвращается в исходное положение, и диафрагма вновь раскрывается максимально широко, пропуская максимальное количество света в камеру. Это означает, что при использовании объективов, оснащенных такими механическими рычагами, диафрагма закрывается и открывается каждый раз посредством физического воздействия на рычаг объектива. Поскольку рычаг контролируется камерой посредством механического воздействия на него, то он должен быть чрезвычайно точным, чтобы быть способным обеспечить точное получение требуемой яркости и глубины резкости. Тем не менее, при постоянной съемке на высокой скорости, точность работы рычага может падать, поскольку ему может просто напросто не хватать времени на перемещение из одного положения в другое. Кроме того, если рычаг неточно откалиброван или уже изношен, каждый кадр может иметь неверные значения диафрагмы и яркости.

В дополнение к вышесказанному стоит отметить, что объективы с механическими рычагами сложно использовать с другими системами через переходники сторонних производителей. Если до этого момента вы были удивлены, почему адаптеры для объективов Nikon сложны в использовании и не обеспечивают возможности полной и точной регулировки диафрагмы, то теперь вы знаете ответ. Камеры сторонних производителей просто-напросто не имеют необходимого механизма управления рычагом диафрагмы объектива. Адаптер, способный механически перемещать рычаг, должен быть оснащен приводом с электронным чипом, что делает такое решение неоправданно затратным.

Совсем другое дело – объективы, комплектующиеся электромагнитными диафрагмами. В них нет механических рычагов, а управление размером диафрагмы происходит посредством электронных команд, передаваемых камерой объективу через контакты на байонете. Такой способ управления диафрагмой более предпочтителен, поскольку объективы с электромагнитными диафрагмами способны более точно и последовательно устанавливать отверстия диафрагмы, без вариативности от снимка к снимку.

Как упоминалось выше, использование механического рычага для изменения диафрагмы потенциально может приводить к несогласованности в и проблемам с механизмами как в камере, так и в объективе. В Canon это осознали и с некоторого времени полностью перешли на электронное управление диафрагмой на обоих типах байонета: EF и EF-S. Nikon же лишь недавно начал модернизировать свои объективы Е-серии, оснащая их электромагнитной диафрагмой. К сожалению, линейка таких объективов ограничена супер телефото и топовыми зум-объективами. Так что, несмотря на очевидные недостатки, Nikon все еще продолжает выпускать многие современные объективы G-серии с механическими рычагами.

Байонеты Nikon F и Canon EF: Различия размеров

Еще одним ключевым отличием является физический размер крепления объективов – диаметр байонета Nikon F составляет 44 мм, в то время как Canon EF – 54 мм. Эта разница в 10 мм может показаться незначительной, но когда дело доходит до конструкции объектива, она становится крайне важной. Именно в этой особенности конструкции кроется ответ на вопрос, почему у Nikon нет светосильного f/1.2 объектива с , в то время как у Canon есть отличные объективы: 50mm f/1.2L и 85mm f/1.2L II. Попытка разработать f/1.2-объектив с автофокусом из-за ограниченного пространства на задней части объектива была бы для Nikon экономически нецелесообразной.

Такая конструктивная особенность байонета накладывает ограничения на фокусное расстояние – оно не может превышать 60 мм – и даже в этом случае контакты микропроцессора придется размещать прямо на заднем оптическом элементе. В самом деле, если вы посмотрите на заднюю часть Canon 85mm f/1.2 L II, которая существенно больше задней части любого объектива Nikkor, то увидите, что инженерам Canon пришлось разместить контакты прямо на поверхности линзы. Взгляните на изображение ниже:

Canon 85mm f/1.2 L II (слева) и Nikon 85mm f/1.4 G (справа)

Различия в размерах очевидны. Следовательно, компания Nikon не сможет сделать подобный объектив из-за меньшего диаметра байонета Nikon F. Конечно, спроектировать короткофокусный f/1.2-объектив возможно, но это потребует врезки контактов непосредственно в линзу, что усложняет и разработку и производство такого объектива, делая его неоправданно дорогим, а его производство нерентабельным с точки зрения массовых продаж. Такой объектив должен изготавливаться в ограниченных количествах на заказ подобно некоторым экзотическим супер-телеобъективам.

Canon же в этой области имеет преимущество – его инженерам гораздо проще разработать и сконструировать короткофокусные объективы f/1.2 в диапазоне 50 мм и более, поскольку диаметр байонета достаточно большой для того, чтобы вместить такие оптические конструкции. В самом деле, байонет Canon EF позволяет конструировать объективы 50mm f/1.0 и 200mm f/1.8 (и в прошлом мы видели такие объективы). Для байонета Nikon F это остается практически невозможным. Большой диаметр байонета не является необходимым условием для создания светосильных фиксов, но он потенциально может упростить конструкторам задачу.

Еще одно преимущество, которое отмечают пользователи – долговечность. Поскольку байонет Canon EF физически больше, то некоторые полагают, что он более долговечен. Я не стал бы придавать этому преимуществу большое значение, потому что байонет Nikon F достаточно большой для того, чтобы быть довольно прочным, и я сомневаюсь, что у Canon EF в этом плане есть сколь-либо заметное преимущество…

Байонеты Nikon F и Canon EF: Варианты установки

Из-за вышеупомянутых различий в размерах байонетов, объективы Canon EF не могут использоваться на DSLR-камерах Nikon, в то время как объективы Nikon посредством адаптеров . Это еще один недостаток байонета Nikon F, поскольку это не дает владельцам Nikon использовать объективы Canon, в то время как обладатели камер Canon могут наслаждаться объективами Nikon на своих зеркалках. Действительно, до тех пор, пока Canon не выпустила свой отличный, но дорогой EF-объектив 11-24mm f/4L USM, многим владельцам Canon нравились результаты, которые они получали с Nikkor 14-24mm f/2.8G в сочетании с адаптером.

Байонеты Nikon F и Canon EF: Особенности монтажа

При монтаже объективов Nikon, вы вращаете их по часовой стрелке – если смотреть со стороны камеры. Объективы Canon всегда устанавливаются в обратном направлении – против часовой стрелки. Не слишком существенная деталь, но при переходе с одной системы на другую, конечно же, может потребоваться время, чтобы привыкнуть к этому.

Байонет Nikon F: Старый и обратно совместимый

До этого момента я указывал на недостатки байонета Nikon F, но это не значит, что он лишен преимуществ. И одно из главных его преимуществ, обусловленное его возрастом — обратная совместимость. Байонет Nikon F увидел свет в 1957 году и с тех пор, почти любой объектив с байонетом Nikon F был совместим с любой недавно выпущенной камерой Nikon. То есть вы можете взять какой-нибудь действительно старый мануальный объектив и установить его на современную зеркалку. В случае с байонетом Canon EF у вас это не получится. Представив в 1987 году новый байонет EF, Canon не позаботился об обратной совместимости с объективами, выпущенными до этого. Многие владельцы камер Canon были недовольны этим, поскольку им приходилось начинать с нуля – все старые объективы на новых камерах стали бесполезны – в то время как владельцы Nikon благополучно избежали этой проблемы. Таким образом, в то время как сегодня Canon может предложить фотографам больше возможностей своих объективов, общее количество линз, доступных к установке на камеру, у Nikon существенно больше.

Совместимость объективов Canon EF и EF-S

Хотя у байонетов EF и EF-S одинаковый диаметр, который по идее должен был бы обеспечить совместимость со всеми современными зеркальными камерами этого производителя, Canon ввёл ограничения на возможность использования EF-S объективов на полнокадровых камерах. То есть если вы соберетесь перейти с зеркалки с APS-C сенсором на полнокадровую камеру, то вам придется сменить все объективы с байонетом EF-S на объективы с байонетом EF. У Nikon нет таких ограничений – DX-объективы будут работать на всех полнокадровых камерах, но будут выдавать очень сильное виньетирование. Избежать виньетирования можно, активировав в полнокадровой камере кроп режим. Иногда DX-объективы на определенных фокусных расстояниях могут фактически покрывать весь круг изображения полнокадровой камеры, т.е. объектив может быть использован в режиме полного кадра без проблем. Это существенное преимущество для пользователей Nikon – перейдя на полнокадровую камеру, первое время можно использовать объективы, оставшиеся от неполнокадровой камеры, постепенно приобретая новые объективы.

Вывод

В конце концов, и Nikon и Canon предлагают широкий выбор объективов для практически любой цели. В то время как некоторые владельцы Nikon хотел бы видеть светосильный f/1.2 объектив с автофокусом, можно достаточно уверенно утверждать, что такой объектив был бы сложен в использовании в плане точности автофокуса (спросите любого владельца Canon 50mm f/1.2 L). Кроме того, проектирование и производство такого объектива было бы крайне сложным и неоправданно дорогим. И если говорить о стоимости, я не думаю, что можно было бы ожидать большой спрос на объектив Nikon 50mm f/1.2 стоимостью более 2 000 долларов, когда за существенно меньшие деньги можно приобрести превосходный .

Еще раз обращаю внимание, что целью этой статьи не было дать начало очередным дебатам Nikon против Canon, а осветить различия между байонетами двух гигантов фотоиндустрии. Я знаю, что о каждом из плюсов и минусов, обозначенных в статье выше можно долго рассуждать, и уверен, что опытные фотографы, работающие с камерами обоих производителей, могут раскрыть еще больше преимуществ и недостатков каждого из типов байонета. Если у вас есть что добавить, или вы просто хотите высказать свое мнение – напишите об этом в комментариях ниже.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник