26.09.2019

Обзор беззеркальной камеры Fujifilm X-E2S: новая камера в старом корпусе. Fujifilm X-H1: первый взгляд


Компания Fujifilm, быстро выдав на-гора целое семейство своих ретро-беззеркалок, не спешит обновлять их дизайн, выдавая новые версии камер, у которых во внешности самым значительным изменением оказывается плашка с новым названием модели. Впрочем, подомным недугом страдает и Olympus, в особенности это касается семейства OM-D . У Fujifilm же этот подход ярче всего проявляется в серии X-E. Корпус X-E1 , представленной в 2012 году, и X-E2 , увидевшей свет в 2013, абсолютно одинаковы, отличия заключаются лишь в рокировке трёх клавиш. Новинка, X-E2s, представленная в начале 2016, и вовсе не отличается от X-E2 в свою очередь никак.

Вот только в техническом плане X-E2 оторвалась от X-E1 более чем основательно: новый процессор, новый дисплей с большим разрешением, поддержка 14-битного RAW, увеличенная скорость серийной съёмки, поддержка видеозаписи в режиме 1080/60p, модуль WiFi. X-E2S же, несмотря на прошедшие 2,5 года, какими-то кардинальными изменениями похвастать не может: можно отметить только увеличенное количество точек фокусировки с 49 до 77, добавленный электронный затвор, дополнительную ступень расширенного диапазона чувствительности (до ISO 51 200) и допиленную программную часть. Но, вероятно, последнее окажется действительно весомым аргументом в пользу версии S.

Технические характеристики, заявленные производителем

Fujifilm X-E2s
Сенсор изображения 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans II CMOS с фильтром основного цвета
Эффективное количество точек, Мп 16,3
Формат сохранения изображения Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (RAF, 14 бит)
Видео: MOV (H.264)
Байонет Fujifilm X
Объектив в комплекте Сменный объектив Fujinion Super EBC XF 18-55 mm 1:2.8-4,0 R LM OIS
Размер кадра в пикселях Фотокадр:
L: (3:2) 4896 × 3264 / (16:9) 4896 × 2760 / (1:1) 3264 × 3264
M: (3:2) 3456 × 2304 / (16:9) 3456 × 1944 / (1:1) 2304 × 2304
S: (3:2) 2496 × 1664 / (16:9) 2496 × 1408 / (1:1) 1664 × 1664
Видео:
1920 × 1080, 1280 × 720
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте AUTO (с максимальным значением ISO6400)
Эквивалент ISO 200-6400 (стандартная чувствительность на выходе)
Расширенный диапазон чувствительности: эквивалент ISO 100, 12800, 25600 и 51200
Диапазон выдержек, секунд Режим P: от 4 до 1/4000
В остальных режимах: от 30 до 1/4000
Длинная экспозиция: максимум 60 минут
Ручная установка выдержи: от 1/2 до 30
Электронный затвор: от 1 до 1/32000
Экспозамер TTL замер в 256 зонах;
режимы: Мульти, точечная, средняя
Экспокоррекция +/- 3 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Есть, ведущее число 7 при ISO 200 (5 при ISO 100)
Автоспуск, с 2, 10
Устройство хранения информации SD/SDHC/SDXC
ЖК-дисплей ЖК-дисплей, 7,6 см (3,0 дюйма), разрешением 1 040 тыс. точек
Видоискатель OLED, 0,5 дюйма, 2360 тыс. точек
Интерфейсы HDMI, USB, внешний микрофон
Дополнительно Модуль WiFi
Питание Литий ионный аккумулятор NP-W126, 8,7 Вт*ч
Габариты, мм 129 × 74,9 × 37,2
Масса, г 350 (вкл. батарею и карту памяти)
300 (только корпус)
Актуальная цена 45000 рублей (версия body без объектива), 63000 рублей (версия с объективом 18-55 мм)

Внешний вид и удобство использования

Как уже упоминалось, тестируемая камера внешне повторяет предшественницу: те же алюминиевые панели и резиновые накладки, поверхность которых отдалённо похожа на кожу грубой выделки, те же размеры и органы управления. В общем, X-E2 и X-E2s - это однояйцевые близнецы. Вес, конечно же, тоже не изменился, причём расклад сил за годы не изменился - по сравнению с конкурентами X-E2S самый лёгкий - 350 грамм. Для сравнения, Olympus OM-D E-M5 II весит 485 грамм, Panasonic DMC-GX8 и того больше - 487 грамм, сравнительно лёгкий Sony Alpha a6300 - 407 грамм. К слову, среди конкурентов камера Fuji самая тонкая - лишь 37 мм, тогда как конкурент от Olympus толще на 8 мм, Sony a6300 - на 12 мм, а Panasonic DMC-GX8 и вовсе на 26 мм, а это уже существенно.

Качество сборки безупречное, а на брюшке красуется надпись «Made in Japan». Мелочь, но чертовски приятная. Собственно, эта милая сердцу надпись красуется и в правом нижнем углу тыльной панели. Это и дань моде (всё же при следовании ретростилю производитель стремился добиться определённой аутентичности), и дополнительное напоминание падким на данную надпись пользователям, к коим относится и автор этих строк.

Спереди находится байонет, лампа подсветки автофокуса, а также рычажок выбора режима работы фокусировки (ручной, следящий и покадровый).

С тыльной стороны левее экрана уместились клавиши воспроизведения, выбора режима протяжки, работы экспозамера, а также программируемая клавиша, по умолчанию отвечающая за переход в авторежим и удаление снимков. Над дисплеем установлен видоискатель с регулятором диоптрий и датчиком приближения, клавиша механического замка подъёмной вспышки и кнопка перехода в быстрое меню. В правой части установлен диск управления, реагирующий на нажатие, индикатор активности, раздельные кнопки блокировки автофокуса и автоэкспозиции, сгруппированные в кольцо программируемые клавиши навигации, а также клавиша смены режима отображения дисплея.


Leica M9 С несменными фиксами

X100T

COOLPIX A
Leica X2
С несменными зумами










Точно так же, традиционно можно сказать, что камера FUJIFILM X100F является следующим шагом развития очень удачной идеи, заложенной в своё время в камере X100, давшей старт всей линейки X-серии компании FUJIFILM. Визуально камеры весьма похожи, особенно, если смотреть на них со стороны объектива:

Камеры FUJIFILM X100 и X100F рядом

Если взглянуть на заднюю часть, то отличий обнаружится значительно больше:


Камеры FUJIFILM X100 и X100F сзади

У X100F наконец-то всё управление заточено под одну руку (сколько я про это твердил!),а для перемещения зоны фокусировки добавили джойстик, как на старших камерах X-T2 и X-Pro2:


Органы управления X100F заточены под съёмку одной рукой

На верхней панели тоже нововведения. Например, там теперь располагается сложносоставное колесо управления выдержками и ISO, как у X-Pro2:


Органы управления X100F , расположенные на верхней части камеры

X100F выпускается в двух вариантах исполнения - чёрном и серебристом:


Два варианта исполнения корпуса FUJIFILM X100F

Как я уже неоднократно говорил ранее, лично мне тут больше нравится серебристый корпус. Чёрный, на мой взгляд, мрачноват и цвет не очень-то вяжется с ретро-дизайном. Хотя, это, наверное, только мои какие-то загоны - ведь по-настоящему ретро-камеры были именно чёрными. Кстати, именно в серебристом корпусе X100F часто принимают за плёночную камеру. Зато с чёрной камерой в руках людям проще быть незаметными, фотоаппарат не привлекает внимания, что может понравится профи. Впрочем, это дело вкуса. Традиционно, качество сборки и материалов хочется похвалить. Держать камеру в руках приятно!

Если же взглянуть на спецификацию камеры, то может сложиться такое ощущение, что X100F - это нынешний флагман X-Pro2, только в более компактном корпусе и с несменным фикс-объективом. Который, кстати, без каких-либо заметных доработок так и стоит уже более 6 лет на самых разных "сотках". Напомню, что первое поколение, которое называлось просто X100, без букв, было анонсировано аж в сентябре 2010 года, а старт продаж был в марте 2011 года.


FUJIFILM X100F и X-Pro2

Действительно, по начинке X100F во многом повторяет X-Pro2: тут точно такая же 24Мп матрица X-Trans CMOS III с фазовыми датчиками фокусировки, тот же процессор X-Processor Pro, схожий гибридный видоискатель... То есть, X100F - это та же старая добрая "сотка", но только с заметными изменениями в органах управления и с начинкой от топовых системных камер FUJIFILM.

Для наглядности я собрал отличия между всеми камерами X100 разных серий в одну таблицу, по которой, думаю, хорошо будет видна эволюция этой модели за последние почти 7 лет:

X100F X100T X100S X100
Объектив 23 мм F2 (экв. 35 мм) 23 мм F2 (экв. 35 мм) 23 мм F2 (экв. 35 мм) 23 мм F2 (экв. 35 мм)
Сенсор 24 Мп, X-Trans CMOS III 16 Мп, X-Trans CMOS II 16 Мп, X-Trans CMOS 16 Мп, байеровский
Wi-Fi есть есть нет нет
Автофокус контрастный + фазовый контрастный + фазовый контрастный + фазовый только контрастный
Контрастные/фазовые точки АФ 325/169 91/49 91/49 49/0
Джойстик АФ есть нет нет нет
Видоискатель гибридный гибридный гибридный гибридный
ЭВИ 2.36 миллионов точек 2.36 миллионов точек 2.36 миллионов точек 1.44 миллиона точек
Превью в ОВИ есть есть нет нет
Программируемые кнопки 7 (включая 3 на 4-кнопочном навипэде) 7 (включая 4 на 4-кнопочном навипэде) 2 2
Диски прямого управления выдержка
диафрагма
ISO
экспокоррекция
передний (нажимаемый)
задний (нажимаемый)
выдержка
диафрагма
экспокоррекция
задний (нажимаемый)
выдержка
диафрагма
экспокоррекция
jog (нажимаемый)
выдержка
диафрагма
экспокоррекция
jog (нажимаемый)
Экспокоррекция ±3 (±5 в позиции "C") ±3 ±2 ±2
Шаг кольца диафрагмы 1/3 Ev 1/3 Ev 1 Ev 1 Ev
Дисплей 3" (3:2)
1.04 миллионов точек
3" (3:2)
1.04 миллионов точек
2.8" (4:3)
0.46 миллионов точек
2.8" (4:3)
0.46 миллионов точек
Макс. ISO (JPEG/RAW) 51200
51200
51200
6400
25600
6400
12800
3200
Мин. выдержка (механический/электронный затвор) 1/4000
1/32000
1/4000
1/32000
1/4000
нет
1/4000
нет
Серийная съёмка 8 кадров в секнду
60 JPEG
6 кадров в секнду
25 JPEG
6 кадров в секнду
31 JPEG
5 кадров в секнду
10 JPEG
Плёночные пресеты 8, включая Classic Chrome и Acros 7, включая Classic Chrome 6 6
Видео 1080/60p 1080/60p 1080/30p 720/30p
Микрофонный вход есть (2.5 мм) есть (2.5 мм) есть (через USB) нет
Зарядка от USB есть есть нет нет
Батарея NP-W126S NP-95 NP-95 NP-95

Как видно из этой таблицы, отличий от предыдущей итерации, которая носила название X100T, не так уж и много, но они, скажем так, кардинальные: новые матрица, система АФ, процессор, управление и даже батарея теперь используется такая же, как у других камер FUJIFILM - это многого стоит! Ну, а дальше в посте я описал те плюсы и минусы, которые мне удалось найти в X100F за то время, что камера была у меня.

Остальные важные для фотографов характеристики X100F выглядят так:

Объектив: фокусное расстояние: 23 мм (35 мм в 35-мм эквиваленте) | светосила: f/2
Сенсор: X-Trans CMOS III | APS-C | реальный размер: 23.6×15.6 мм | кроп-фактор: 1.5
Разрешение: 24 Мп | максимальный размер кадра: 6000×4000 пикселей
Чувствительность: ISO 200-12800, расширяется от ISO 100 до ISO 51200
Затвор: механический: от 30" до 1/4000 с | электронный: до 1/32000 с
Дисплей: неподвижный | TFT | размер: 3" | 3:2 | разрешение: 1.040.000 точек
Видоискатель: встроенный, гибридный | OLED, разрешение: 2.360.000 точек
Автофокус: гибридный: по контрасту + датчики фазовой фокусировки на сенсоре | до 325 точек фокусировки
Серийная съёмка: до 8 кадров в секунду
Вспышка: встроенная | ведущее число: около 4.6 (на ISO 100)
Видео: 1920×1080, 60/50 кадров в секунду, 36 Мбит/с, до 30 минут | стереозвук
Wi-Fi: IEEE 802.11b/g/n
USB: USB 2.0, 480 Мбит/с
Вес: 469 грамм с батареей

А снимает эта камера так:


01 | f/4.5 | 1/100 | ISO 800 | RAW + Lr


02 | f/2 | 1/32000 | ISO 800 | RAW + Lr


03 | f/8 | 1/300 | ISO 800 | RAW + Lr


04 | f/4 | 1/4400 | ISO 800 | RAW + Lr


05 | f/4 | 1/1900 | ISO 800 | RAW + Lr


06 | f/2 | 1/105 | ISO 800 | RAW + Lr | Зарядье


07 | f/2 | 1/100 | ISO 5000 | RAW + Lr | Зарядье


08 | f/2 | 1/100 | ISO 2500 | RAW + Lr | Зарядье


09 | f/2 | 1/1500 | ISO 800 | RAW + Lr


10 | f/2 | 1/1400 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером

плюсы

    1. Все плюсы "сотой" серии


    11 | f/4 | 1/170 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером

    Я уже про них писал много раза, не вижу смысла повторяться. Если кратко, то тут:

    • симпатичный рисунок объектива
    • уникальный гибридный видоискатель
    • высочайшее качество изображения (особенно JPEG) с красивыми цветами FUJIFILM
    • прекрасное качество изображения на высоких ISO
    • отличное качество сборки
    И всё остальное, про что уже написано много-много раз за последние шесть с лишним лет, что продаются самые разные поколения "сотой" серии. В принципе, тут ничего не изменилось.

    Кстати, я честно пытался добиться артефактов, на которые жалуются пользователи других камер FUJIFILM с подобной начинкой - фиолетовых засветок в контровом свете и "решётки" в ярких сценах:


    12 | f/4 | 1/1250 | ISO 800 | RAW + Lr


    13

    Тщетно, ничего такого у меня и не получилось с этой камерой. Контровой и боковой свет держит очень прилично. Возможно, тут играет свою роль объектив, демпфируя появление этих артефактов. Может, что-то иное. В любом случае - будем наблюдать, как говорится.

    2. Улучшенная эргономика
    Очень понравилось, что при сохранение общего визуального сходства с предыдущими моделями "сотой" серии, у X100F довольно заметно переработали управление. Теперь оно полностью заточено под одну руку, что для тревел-камеры очень важно:


    Задняя панель X100F

    Удивительно, конечно, что для понимания этого FUJIFILM понадобилось почти 7 лет и смены четырёх поколений камеры... Зато сейчас - красота! Управление зоной фокусировки теперь возложено на очень удобный джойстик, который расположен ровно там, где его ожидаешь найти. Как будто так и было всегда!

    В X100F добавилось переднее нажимаемое колёсико:


    Переднее нажимаемое колёсико у X100F

    И теперь на эти, незаметные на первый взгляд, но весьма удобные переднее и заднее колёсики вывели ряд функций, которые помогают осуществлять тонкие настройки камеры:

    Настройки камеры Функции колёсика
    Заднее колёсико колесо выдержки в положении А не задействовано
    выбрана какая-то конкретная выдержка изменяет выдержку в пределах ±2/3 ступени
    колесо выдержки в положении Т изменяет выдержку в во всё диапазоне, доступном камере
    Переднее колёсико барабанчики ISO и экспокоррекции стоят на каких-то конкретных значениях не задействовано
    барабанчик экспокоррекции стоит в положении С изменяет поправку экспозиции в диапазоне ±5 ступеней
    барабанчик ISO стоит в положении A изменяет ISO (в том числе, даёт доступ к настройкам AutoISO)

    Комбинированный барабанчик "ISO/выдержка" перешёл сюда с X-Pro2:


    Комбинированный барабанчик "ISO/выдержка" у X100F

    У меня к нему нет претензий. Хотя, видимо, это просто потому что я чаще всего снимаю в режиме приоритета диафрагмы и с единожды настроенным AutoISO, и практически не перехожу на другие режимы. То есть, я пока не могу сказать - хорош этот инструмент настройки или нет. Не совсем понятно, как он поведёт себя при длительной эксплуатации в суровых условиях, например в лютый мороз или в пыльных местах. Пока можно заметить только то, что он заметно экономит место на верхней части камеры, что само по себе довольно большой плюс.

    3. Возможности кастомизации
    Очень круто, что последние камеры FUJIFILM (да и вообще всех остальных производителей, если уж быть честным) имеют всё больше возможностей для настроек "под себя". Если говорить про X100F , то тут есть уже хорошо знакомое меню Q, которое можно полностью настроить под себя:


    Настраиваемое меню, вызываемое по нажатию клавиши Q

    И есть возможность гибко программировать кнопки управления. Сейчас у камеры 7 кастомизируемых органов управления, включая кнопки Fn1, Fn2/AEL/AFL, нажимаемые колёсики и клавиши "направо", "налево" и "вниз" на 4-позицинном навипэде (за клавишей "вверх" закреплено изменение режимов съёмки - покадровый, серийная съёмка, брекетинг и так далее).

    Не забыто и кольцо фокуса на объективе, оно теперь тоже позволяет совершать разные действия с настройками камеры:

    • задействовать цифровой зум с 35 мм до 50 мм или 70 мм
    • переключаться между разными настройками баланса белого
    • выбирать разные режимы симуляции плёночных профилей
    • выбирать фильтры в режиме Adv. Filter

    Однако, должен заметить, что с этим кольцом есть и небольшая проблема. Действительно небольшая, я с ней столкнулся всего один раз за всё время пользования камерой. Кольцо довольно легко случайно провернуть. И тогда можно не заметить, например, как начнёшь снимать в JPEG с кропом, имитирующим фокусное расстояние 50 мм или с каким-то произвольным плёночным профилем. К сожалению, кольцу почему-то нельзя назначить "ничего не делать". Поэтому остаётся только внимательно следить за всеми параметрами съёмки и надеяться, что при следующем обновлении эту небольшую проблему пофиксят. Благо, FUJIFILM довольно чутко реагирует на подобные просьбы фотографов и весьма оперативно исправляет ошибки. Или можно снимать в RAW, это гарантированно избавит вас от этой возможной проблемы. Впрочем, повторюсь - это не такая частая ситуация, чтобы испортить радость от съёмки.

    4. Системность
    О, это довольно интересный момент! Вообще-то, камеры X100* - это формально не системные фотоаппараты. У них несменная оптика и их относят к "компактным камерам с большим сенсором". Казалось бы, тут и сказочке конец... Ан, нет! FUJIFILM выпускает два забавных конвертера для этих камер:


    WCL-X100 и TCL-X100

    • WCL-X100 - широкоугольный конвертер (экв. 28 мм в 35-мм формате)
    • TCL-X100 - телеконвертер (экв. 50 мм в 35-мм формате)
    Они оба в металлических корпусах, выполнены очень круто и довольно увесистые. Встают на камеру так, что даже при детальном рассмотрении сложно понять, что это дополнительное оборудование. Как будто так и было! Внешний вид системы при этом заметно меняется:



    Конвертеры WCL-X100 и TCL-X100 на X100F

    Круто то, что установка конвертеров не меняет основные характеристики объективов! То есть, максимальная светосила так и остаётся F2, что гарантирует малую ГРИП на крупных портретных кадрах например:


    14 | f/2 | 1/100 | ISO 1250 | RAW + Lr + ACROS | с телеконвертером

    Да и на ростовых кадрах тоже получается неплохо, картинка мягкая:


    15 | f/2 | 1/5400 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером

    Крупноплановая съёмка хорошо раскрывает боке:


    16 | f/2 | 1/1500 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером

    Сейчас уже выпускается второе поколение насадок, с контактами. Через них камера сама определяет, какой конвертер сейчас прикручен (они надеваются при помощи довольно неудобного резьбового соединения) и использует эту информацию для коррекции искажений (только для JPEG). Если снимать в RAW, то появляются заметное виньетирование и бочкообразные дисторсии. Но! Парадоксально, это не делает снимки хуже! Мало того, на мой взгляд, они становятся от этого даже лучше, живее. С конвертерами выходит тот самый "тёплый ламповый" кадр, как по мне... В общем - кайф.

    Получается, забавная вещь: X100* - это единственные в своём роде камеры, оснащённые несменным объективом с двумя дополнительными сменными объективами! =:)

минусы

    1. Отсутствие поворотного экрана


    Неподвижный экран X100F

    Я хорошо помню, что ответили дизайнеры FUJIFILM, когда их спросили про отсутствие поворотного экрана на X-Pro2: мол, это не соответствует концепции монолитного фотоаппарата, что поворотный экран неизбежно снизит ощущения "премиальности" и цельности продукта, а с этой камерой им бы не хотелось такого. Полагаю, что с X100F всё примерно то же самое - не хочется уходить от цельного образа, тем более в этой нише, где ретро-дизайн особенно актуален.

    Но, всё же, господа дизайнеры, что было хорошо почти 7 лет назад, сейчас уже совсем таковым не воспринимается! Люди попробовали разные камеры, поснимали на фотоаппараты с поворотными экранами (в том числе и производства FUJIFILM, кстати) и поняли насколько это удобно, особенно в жанре стрит- и тревел-фото, когда часто приходится снимать не только глядя в окошечко видоискателя, но и с нетипичных ракурсов: от живота, с уровня земли, с вытянутых рук... И вот тут-то "прибитый" намертво экран X100F начинает уже раздражать.

    С поворотным экраном подобные кадры делаются легко и непринуждённо:


    17 | f/2 | 1/100 | ISO 1000 | RAW + Lr | с телеконвертером


    18 | f/2 | 1/100 | ISO 3200 | RAW + Lr | с телеконвертером

    Но с X100F такое приходится либо снимать наугад, гадая попадёт АФ туда, куда нужно, или нет, либо совершать приседания прямо перед изумлённой публикой, что, увы, приводит к тому, что сюжет пропадает. Ладно уж, я молчу что экран у X100F не сенсорный (что само по себе сейчас уже выглядит неким анахронизмом), но не поворотный-то почему?.. Ответ про дизайн не предлагать, это всё отговорки. Считаю, что это самый большой и жирный минус X100F .

    2. Проблемы автофокуса
    Во-первых, удивительно, но у X100F он нетороплив по сравнению с X-T2. Совершенно не ожидаешь увидеть это в камере с такой же начинкой, как и у топового X-T2, уверенно соревнующегося по скорости АФ с хорошими зекралками! Как же так-то?.. Точно такой же сенсор, такой же процессор, всё должно быть как из пушки, как это происходит на X-T2, X-T20 или X-Pro2! Ан, нет, АФ у X100F нетороплив по сравнению с соплатформенными камерами. Определение лиц откровенно подтормаживает^ как мне показалось. Очень странно это всё... Конечно, можно списать на кривые руки, но с другими фотоаппаратами такого же не происходит!

    Во-вторых, что более неприятно, АФ X100F довольно часто промахивается на ровном месте. Полагаю, что это то, о чём говорили другие пользователи камер FUJIFILM с аналогичной начинкой (X-T20, X-T2, X-Pro2). Фотоаппарат может сделать несколько снимков с отличной работой АФ и потом без видимой причины (без изменения условий съёмки, без смены ракурсов, без изменения освещённости сцены) на ровном месте, внезапно, 1-2 кадра будут не в фокусе:


    19 | f/2 | 1/120 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером | резкий кадр


    20 | f/2 | 1/100 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером | нерезкий кадр

    Ключевые моменты здесь - "без видимой причины" и "внезапно". Причём, такое может быть на любой крупности и на любой диафрагме, то есть это не выпадение из ГРИП, как можно было бы подумать:


    21 | f/8 | 1/1500 | ISO 800 | RAW + Lr | резкий кадр


    22 | f/8 | 1/1500 | ISO 800 | RAW + Lr | нерезкий кадр

    Что с этим делать - не совсем понятно... Одно, пожалуй, тут радует - встречается такое нечасто (на 1000 кадров 3-4 раза, примерно) и меня спасает привычка снимать сразу несколько дублей одного сюжета. Думаю, что это какой-то программный баг и надеюсь, что его всё же устранят.

    Если это так, то просто выключение просмотра (Image Preview -> OFF) способно исправить ситуацию с промахами. Надо будет попробовать.

дополнительно

    1. Мелкие раздражающие факторы

    Тут я решил собрать несколько небольших, не бросающихся прямо сразу в глаза, факторов, каждый из которых, по-отдельности, не очень заметен, но которые в совокупности вызывают сильное раздражение. Но при этом и минусами их нельзя назвать, поэтому они попадают в этот раздел. Надо понимать, что почти 7 лет назад, когда стартовала "сотая" серия, большинство этих моментов совсем не были критичными, хотя и тогда на некоторые из них обращали внимание самые разные пользователи.

    Подчеркну, всё вышесказанное - моё личное мнение. Уверен, многим покажется, что это вообще высосано из пальца. Ну и пусть! Я знаю, что в FUJIFILM внимательно читают все обзоры фототехники и, надеюсь, что для них будет повод задуматься. Ну, или не будет. Судя по тому, что это уже 4 итерация камеры и почти про всё это говорилось ещё много-много лет назад.

    2. Зарядка от USB
    X100F можно заряжать от обычного USB (у камеры порт micro USB). В плюсы не попало, потому что это сейчас уже обычное решение для камер подобного класса. Но обратить внимание на это важно, ибо такая зарядка очень удобна в путешествиях - заряжайте от ноута, телевизора в отеле или прикуривателя в машине через обычный USB-адаптер.

    3. Чехол


    Опциональный кожанный чехол

    К X100F можно купить родной чехол. Довольно симпатичный, с хорошим доступом к батарейному отсеку. С ним камера начинает смотреться намного более стильно. Правда, тут тоже не обошлось без ложечки дёгтя. Немного портит впечатление от чехла грубоватая кожа (особенно заметно это у ремешка) и крепление верхней части на кнопках, которое вполне годится для неспешных прогулок, но в какой-либо мало-мальской спешке или давке (что не такой уж редкий сценарий применения для тревел-камеры) норовит незаметно отстегнуться и потеряться. Ах, да! Верхняя часть чехла не закрывается, если камера с блендой или с телеконвертером. Впрочем, спокойно можно обходиться только нижней частью, что я и делал:


    Нижняя часть опционального кожанного чехла

Некоторые выводы

Тут можно скачать архивы с RAW- и JPEG-файлами X100F для самостоятельного изучения.

7.8

Дизайн

9.0/10

Качество фотографий

8.0/10

Эргономика

8.0/10

Функциональные возможности

7.0/10

Цена/качество

7.0/10

Плюсы

  • Внешний вид
  • Фирменные технологии
  • Объектив
  • Качество фотографий

Минусы

  • Автофокус

Fujifilm - очень необычный фотопроизводитель. Если в сегменте «мыльниц» он выпускает среднестатистические камеры, которые почти не отличаются от коллег по классу, то более продвинутым фотографам постоянно норовит предложить нечто эдакое. Так повелось еще в «нулевые» года, когда инженеры брали корпуса от фотоаппаратов Nikon и вставляли в них свои необычные матрицы (а именно разработкой этого компонента компания и славится). Получался странный гибрид - вроде бы Nikon, оптика и аксессуары от него же, но совсем иное качество снимков. Не случайно у Fujifilm была армия преданных фанатов, которая покупала только камеры этой марки, причем это было не подразделение «никонистов», а особый класс фотографов.

Зеркальный проект в Fujifilm из-за невозможности развивать дальше сенсор CDD закрыли и перешли на CMOS, а заодно и на беззеркальные камеры. Отказались от сотрудничества с Nikon - сегодня корпуса и оптику «Фуджи» делает сама. Первой ласточкой новой эры стал аппарат X100, который сразу показал серьезность намерений компании. Принципиально новый тип матрицы, хорошая оптика, ретродизайн, продвинутая система управления, уникальный гибридный видоискатель. Правда, высокая стоимость и несменный объектив с фиксированным фокусным расстоянием превратили камеру в нишевый продукт, который интересен только ограниченной группе фотографов.

Однако уже следующие релизы были направлены на широкую аудиторию. Fujifilm X10 -из них. Это один из трех аппаратов, созданных на базе матрицы EXR CMOS размером 2/3 дюйма по диагонали. О просьюмерке X-S1 мы уже рассказывали, еще в эту компанию входит компакт XF1. По меркам остальной техники серии X эти аппараты относительно доступны, при этом могут предложить интересные технологии и дизайн.

Fujifilm X10 - лидер этой троицы. Он попадает в класс, который в фотомире принято называть «продвинутые компакты», то есть аппараты с весьма небольшими габаритами, несменной оптикой и скромной по размерам матрицей, но обладающие функциональными возможностями на уровне зеркалок. Несмотря на активное наступление беззеркалок, дешевые модели которых выступают в этой же ценовой категории, продвинутые компакты не сдают своих позиций, в том числе благодаря таким камерам, как X10.

Технические характеристики

Класс: продвинутая компактная камера.
Матрица: CMOS 2/3", 12 мегапикселей.
Стабилизация: есть, оптическая.
Автофокусировка: контрастная.
Объектив: несменный, 28-112 мм f/2-2,8.
Формат фотографий: RAW, JPG (максимальное разрешение 4000×3000).
Формат видео: MOV(H.264) 1920×1080@30p.
Диапазон чувствительности: ISO 100-3200, возможно расширение до 12 800 со снижением разрешения.
Диапазон выдержек: 30-1/4000 c.
Скорость серийной съемки: до 10 кадров в секунду (с ограничениями).
Объем буфера: 7 снимков JPEG.
Встроенная вспышка: есть.
«Горячий башмак»: есть.
Видоискатель: дальномерный.
Экран: диагональ 2,8 дюйма, разрешение 460 000 пикселей.
Память: SD.
Аккумулятор: NP-50, 940 мА·ч.
Размеры: 117 × 70 × 57 мм.
Вес: 350 грамм.

Корпус, внешний вид

Дизайн - вот конек всех аппаратов серии X. По большому счету моду на ретродизайн как раз и ввела Fujifilm, стилизуя свои камеры под дальномерки. Для аутентичности тут есть все - каучуковый материал, повторяющий отделку камер прошлого, пропорции и габариты, словно списанные с «Лейки», большое количество механических органов управления. В итоге X10 - камера, которой можно долго любоваться и которая своим внешним видом не надоедает. Дизайн на функциональную составляющую никакого влияния не оказывает, но эмоций от использования камеры добавляет. Правда, похвастаться цветовым разнообразием X10 не может. Инженеры Fuji словно перефразировали известную реплику Генри Форда: ваш аппарат может быть любого цвета, если этот цвет - черный.

Размеры X10 - предмет спора. Камера, конечно, не громоздка, но и не так компактна, как можно на то надеяться. Рассчитывать, что аппарат влезет в любой карман, не приходится, и какой-то чехольчик для него предусмотреть необходимо. Вес 350 грамм, по меркам класса, тоже не самый маленький. С другой стороны, если противопоставлять X10 зеркальным камерам, то выигрыш в размерах и весе налицо. Не случайно X10 часто используют в качестве второй прогулочной камеры профессиональные фотографы, у которых есть набор техники, но которым в некоторых ситуациях хочется поснимать чем-то компактным.

Габариты чуть больше обычного благоприятно сказались на хвате. Несмотря на очень скромный прилив под правую руку, аппарат ложится в нее без проблем и не стремится выскользнуть. Съемка одной рукой трудностей не вызывает, даже несмотря на не самый малый вес.

Серия X у Fujifilm считается элитной, поэтому даже младшие ее представители могут похвастать хорошими материалами и качеством сборки. Корпус - металлический, центральная часть покрыта приятным руке материалом, это добавляет аппарату солидности. Еще корпус радует тем, что не пачкается и не накапливает отпечатки пальцев. Правда, некрашеные металлические части (это верхняя и нижняя панели) на ура царапаются (особенно штативом), а каучуковый материал от жирных рук может со временем стать скользким. Это не минусы корпуса, а предостережение владельцам: если аппарат хорошо собран, это не значит, что к нему можно относиться без аккуратности.

Эргономика, органы управления

Одним из прорывных решений Fujifilm X100, выделивших камеру среди конкурентов, стала необычная система управления экспозицией. У камеры не было не только диска выбора режимов - не было даже самих режимов, зато были механические переключатели выдержки и диафрагмы, на которых было положение авто. Очень оригинально и очень удобно. Увы, в младших моделях линейки инженеры обошлись без такого нестандартного хода. Единственный параметр, который остался на механическом диске, - настройка экспокоррекции, хотя этот прием по части именно экспозиции у производителей фотоаппаратов уже стал популярным, тут X10 не выделяется. Но в целом модель подтверждает статус продвинутого аппарата. Система управления весьма развита и изобилует механическими элементами. В настройке некоторых параметров X10 оказывается удобнее любительских зеркалок.

Верхняя панель предельно плотно скомпонована. Помимо выскакивающей встроенной вспышки тут есть «горячий башмак» для внешней, диск выбора режимов, кнопка спуска, диск коррекции экспозиции, а также настраиваемая функциональная клавиша. Обращает на себя внимание, конечно, кнопка спуска, в которой сделана резьба для тросика. Причем, кстати, это не только винтаж - тросик можно использовать для дистанционного спуска, хотя этот элемент все-таки дань дизайну и аутентичности: в наше время ИК-датчиков и беспроводных соединений есть более удобные способы дистанционно отдавать команды аппарату.

Отметим и кнопу Fn, которая на верхней панели оказалась очень к делу. Несмотря на то что сама кнопка очень маленькая, нажимать на нее удобно. По умолчанию клавиша меняет ISO, но по желанию владельца ее можно перенастроить на другие параметры, например смену формата и размера снимков, выбор динамического диапазона или типа моделирования пленки.

Задняя панель представляет собой образец упорядоченности. Инженеры Fujifilm использовали уже, казалось бы, забытый прием - размещение кнопок в вертикальной колонке слева от экрана. Кнопки тут отвечают за просмотр фотографий, настройку типа экспозамера, типа автофокуса, а также баланса белого. Сами кнопки тоже довольно небольшие (хотя куда больше клавиши Fn), но нажимать на них удобно. Секрет, видимо, в большом расстоянии между самими кнопками. Даже люди с большими пальцами не попадают на две клавиши одновременно.

Для большого пальца справа от экрана предусмотрена прорезиненная парковочная площадка, правда, очень маленькая, палец на ней полностью не помещается, что, впрочем, совершенно не напрягает. Чуть левее этой площадки находится первое управляющее колесико, которое выполняет свои традиционные функции - настраивает выдержку и диафрагму. Любопытно, что колесико не только поворачивается в две стороны, но на него можно нажать и оно сработает как кнопка. Пригодится это в мануальном режиме: сначала установил нужное значение выдержки, нажал на колесико и можно его крутить для выбора диафрагмы. Притом что второе колесико у X10 тоже есть, такой способ с нажатием кажется более удобным: просто второе колесико имеет свои недостатки, а пользоваться верхним удобно без всяких оговорок.

Три одинаковые по форме кнопки расположены вокруг псевдонавипада. Верхняя отвечает за блокировку автофокуса и экспозиции, причем этот момент настраивается - блокировать можно как отдельно автофокус или экспозицию, так и оба параметра сразу. Клавиша DISP.BACK отвечает за настройку дисплея во время съемки и просмотра, а также отменяет введенные значения при настройке. Кнопка RAW имеет сразу несколько функций. Как нетрудно догадаться из названия, с помощью нее можно однократно включить съемку в «сыром» формате, но у нее есть куда более интересная функция - этот орган управления активирует легкое меню, в котором можно оперативно настроить многие параметры. Причем логика настройки предполагает именно оперативность. Выделив раздел, не нужно нажимать клавишу OK для подтверждения, можно сразу же крутить любое из колесиков и менять значение.

Псевдонавипад, наверное, единственный не очень удобный орган управления X10. Причем не сам он, а второе колесико, которое с ним совмещено. Колесико настолько тонкое, что крутить его большим пальцем долго просто невозможно. У автора материала, сколько он ни старался, сделать больше трех оборотов подряд не получалось, потом палец соскакивал и просто нажимал на одну из кнопок. Обычно пользоваться колесиком для пролистывания фотографий и настроек удобнее, но в случае с X10 лучше использовать обычные боковые кнопки псевдонавипада. На них, кстати, разместились также дополнительные функции: настройка режима работы затвора, активирование макро и супермакро, настройка вспышки и автоспуск.

Центральная клавиша псевдонавипада служит для перехода в основное меню. На передней панели есть только один переключатель, но довольно важный. Он меняет тип фокусировки - покадровая, следящая или ручная. Кроме того, спереди расположен диод подсветки автофокуса, который очень помогает при фокусировке в темноте. Два скромных разъема (USB и HDMI) расположены на правой панели, а вот карта памяти переехала в один отсек с батареей, внизу камеры.

Внимательный читатель наверняка заметил, что мы ничего не сказали о кнопке включения-выключения, но ее у аппарата нет совсем. В работу X10 приводится поворотом кольца на объективе - это нестандартный и интересный ход. Кстати, для просмотра снимков включать аппарат не обязательно. Достаточно просто нажать на кнопку просмотра, и галерея появится на экране. Делать снимки в таком режиме нельзя, зато он экономит батарею, в случае когда фотографу просто нужно просмотреть съемку.

Эргономику X10 можно охарактеризовать как отличную. Пусть аппарат не самый маленький из возможных, но его удобно держать в руке и настраивать. Большое количество механических переключателей порадует как продвинутого любителя, так и профессионала, который купит X10 в качестве второй камеры. Далеко не у каждой зеркалки есть два управляющих колесика, механический переключатель типа автофокуса, механическая экспокоррекция, настройка на корпусе типа экспозамера и пресета баланса белого, а у X10 все это есть. Не понравилось нам только второе управляющее колесико, им пользоваться неудобно - в остальном претензий нет.

Матрица и качество фотографий

Сенсор - одна из самых ярких характеристик Fujifilm X10. Он тут размером 2/3 дюйма по диагонали и выполнен по фирменной технологии EXR. Размером матрицы в камерах с несменной оптикой сегодня никого не удивить. Можно вспомнить ту же Sony RX100, у которой диагональ матрицы один дюйм, или Canon G1 X, у которой вообще полтора дюйма. Есть камеры с матрицами формата APS-C (тот же Fuji X100, о котором мы уже вспоминали в первой части обзора, или Nikon A), но это все примеры, выходящие за стандартную классификацию. Эти аппараты не всегда компактны, зато точно дороги и неуниверсальны - это нишевые продукты (кроме, пожалуй, RX100). X10 же - типичный продвинутый компакт, яркий представитель в обширном и пользующимся спросом классе.

Такой экскурс в классификацию мы провели, чтобы показать: у X10 матрица чуть больше, чем у непосредственных конкурентов. Типичным значением является 1/1,7 дюйма, у X10 получается 1/1,5. Разница вроде невелика, но на тех размерах, о которых идет речь, даже она заметна. Кроме того, инженеры не погнались за количеством мегапикселей, остановившись на значении 12, что тоже дает некий плюс матрице. Ну и не забудем о технологии EXR, основанной на попарном экспонировании пикселей. Благодаря всему этому X10 может предложить одно из самых высоких в классе качество фотографий.

Прежде всего поражает малошумность матрицы. Шум можно рассмотреть в тенях только на ISO 400, но при этом значение 800 остается полностью рабочим. Даже ISO 1600 можно пользоваться, но тут, правда, качество снимка упадет и желательна дополнительная обработка. Получается, что современным зеркалкам и беззеркалкам формата APS-C X10 уступает стоп, ну, максимум, полтора стопа светочувствительности. Учитывая огромную разницу в размерах сенсоров, это неплохой результат.

При этом физику обмануть до конца не удалось. По таким параметрам, как динамический диапазон и степень размытия фона, X10 можно сравнивать только с аппаратами своей весовой категории, более крупные сенсоры тут оказываются заметно впереди. Впрочем, недостаток динамического диапазона Fuji весьма интересно компенсирует технологией EXR и программным методом, так что возможности сенсора в этом компоненте в глаза не бросаются.

ISO 1600

ISO 3200

Не самая высокая у снимков с X10 и детализация, что обусловлено разрешением матрицы. Кроме того, аппарат любит при всякой возможности снижать разрешение до 6 Мпикс, что тоже играет свою роль. Впрочем, для печати форматом A4 и просмотра на обычном мониторе даже такого разрешения хватает, просто не нужно включать максимальный масштаб.

Диапазон светочувствительности сенсора простирается от 100 до 3200 единиц, однако если понизить разрешение, то доступны еще два режима: значение 6400 включается при разрешении снимка 6 Мпикс, а 12 800 - при 3 Мпикс. Если первый вариант вполне применим в жизни, то особого смысла во втором мы не увидели.

Рассказывая про качество снимков X10, нельзя не упомянуть о своеобразной структуре рисунка камеры. Это сложно описать словами, но при желании можно увидеть на фотографиях, особенно обработанных: если начать осветлять тени и увеличивать яркость цветов, то особенность будет заметнее. Кому-то это может показаться минусом, но многие пользователи в такой характерный рисунок просто влюбляются. Неизвестно, был ли этот расчет специальным или получился случайно, но именно так и формируются преданные поклонники марки.

В момент дебюта X10 случился небольшой скандал. Когда первые партии фотоаппаратов разошлись по пользователям, стало известно, что модель при съемке в темное время суток источников света ведет себя странно: на месте выбеленных областей образует круги правильной геометрической формы. Почему - так никто и не понял. Fuji сначала попробовала решить проблему прошивкой, но не получилось, а потом начала устанавливать модернизированную матрицу. У тех X10, которые продаются сейчас, такого косяка уже нет.

Работа автоматики

Инновационным автофокусом X10 похвастать не может, поэтому и особых успехов в плане наведения на резкость у него нет. По меркам своего класса аппарат фокусируется довольно прилично, но не более того. Главный недостаток - относительно высокий процент брака, что, кстати, для контрастного автофокуса не очень характерно. Обычно «мыльницы» в наведении на резкость довольно медлительны, но уж если ухватили объект, то попадают в него четко. X10 демонстрирует поведение, больше подходящее зеркальным камерам, то есть относительно быстро наводится, но иногда спешит со снимком, из-за чего появляется брак. Причем это характерно не только для следящей фокусировки, но и для покадровой.

Еще определенную странность мы обнаружили в таком вопросе,как выбор точки фокусировки. У аппарата есть несколько режимов работы фокуса: в одном он наводится строго по центральному объекту, в другом - пытается сам выбрать зону фокусировки. Первый режим предсказуемее и стабильнее, второй довольно «нервный». В повседневной съемке на это не особо обращаешь внимание, зато при тестах такая особенность проявляется очень ярко. Довольно странно, когда неподвижный аппарат на штативе делает несколько снимков натюрморта и постоянно меняет точку фокусировки. Впрочем, как мы уже заметили, по меркам класса автофокус X10 адекватен, но сравнивать его не только с фазовой, но и даже с гибридной системой нельзя.

К экспозамеру претензий почти нет

Баланс белого тоже удивил непостоянством. Иногда даже в сложных условиях снимок получался эталонным даже с точки зрения компьютерной коррекции, в других ситуациях на простых фотографиях невооруженным глазом виден посторонний цвет, причем любимого оттенка у аппарата нет - он может и подсинить, и подкраснить фото. Лечит проблему иногда даже второй дубль - на другой фотографии проблемы уже может не быть.

А вот к экспозамеру претензий быть не может. Он ведет себя очень деликатно, изыскивая компромисс между жесткими пересветами и глубокими тенями на максимуме возможностей сенсора. Если сцена съемки не содержит сильных перепадов, то про экспокоррекцию можно забыть - аппарат сам правильно проэкспонирует фотографию.

Прежде всего из-за работы замера и можно сказать, что X10 хорошо снимает в JPEG. Многие пользователи отмечают, что у них пропало желание снимать на эту камеру в RAW, потому что фотографии и так получаются правильные. Конечно, если человек с опытом обработки заморочится этим, то сможет получить из «сырого» формата результат лучше, чем камера, но разница все равно окажется не так велика. Но даже профессионалы, покупая X10 в качестве прогулочной камеры, наверняка хотят получать приемлемое качество сразу, а не тратить время еще и на обработку некоммерческих фото. Более того, многие фишки X10 в RAW просто-напросто не работают, так что выбор формата съемки на X10 для многих предопределен изначально.

Технические особенности

В разных источниках указана разная скорострельность X10, и многие из них правы. Количество кадров в секунду сильно зависит от настроек. Максимум, 10 fps, аппарат выжимает, если понизить разрешение до 6 Мпикс и смириться с отсутствием автофокуса. В полном разрешении и со всеми включенными функциями скорость вряд ли превысит 6 кадров в секунду, что, кстати, все равно весьма неплохо. Размер буфера тоже сильно зависит от разрешения и формата фото, в худшем случае аппарат запнется после шестой фотографии, в других ситуациях продержится дольше. Впрочем, серийная съемка при переполнении буфера не завершается, просто скорость падает до 1-2 кадров в секунду. Общее быстродействие аппарата находится на среднем уровне. Он очень долго включается, что, видимо, обусловлено конструктивными особенностями, зато потом работает без зависаний.

Дисплей - одно из слабых мест камеры. Во-первых, он размером всего 2,8 дюйма, когда стандартом уже считается 3 дюйма. Во-вторых, разрешение составляет 460 тысяч точек, что тоже довольно скромный показатель, особенно для такой недешевой камеры. Сам-то дисплей неплох - у него хорошая яркость, большие углы обзора, но нехватка разрешения сказывается. Кроме того, на ярком солнце он, как и большинство дисплеев, слепнет.

В такой ситуации помочь сможет дальномерный оптический видоискатель. Хорошо, что он в X10 вообще есть, но к нему целая масса замечаний. Во-первых, он покрывает всего 85% кадра и, как и любая подобная конструкция, страдает параллаксом. Во-вторых, в широкоугольном положении зума в видоискатель можно видеть край объектива, что как-то странно. Ну а самое главное, в видоискателе не отображается никакой информации: какие съемочные параметры выставлены, фотограф должен запоминать, а с точкой фокусировки - надеяться на аппарат, потому что возможности проконтролировать самому у него нет.

Встроенная вспышка не поражает ни мощностью, ни возможностями настройки - осветить она может только объект на переднем плане, да и то если он недалеко. Но даже появление в камере такой вспышки - благо, потому что мода сегодня - лишать аппараты встроенных элементов освещения. Кроме того, сама конструкция вспышки у X10 довольно забавна - она выпрыгивает вертикально вверх. «Горячий башмак» для внешних осветительных приборов у камеры тоже есть.

Аккумулятор X10 имеет объем 940 мА·ч и позволяет камере сделать около 300 снимков с одного заряда. Для компактных аппаратов это нормальный результат, но путешественникам на полный съемочный день нужна как минимум одна запасная батарейка.

Объектив

Несменный объектив X10 - один из главных козырей в борьбе с конкурентами. Его кратность невелика - всего 4x, зато светосила впечатляет - f/2-2,8. Большое отверстие на широком угле никого не удивляет: это сегодня есть у многих аппаратов, даже довольно дешевых, но вот f/2,8 на дальнем конце - это реально круто. Сочетание диафрагмы и фокусного расстояния позволяет даже в некоторых ситуациях размывать фон, что для «мыльницы» почти чудо.

Нехитрый расчет показывает, что X10 при недостатке света чувствует себя увереннее, чем кропнутая зеркалка с китовым объективом. Пусть большая матрица зеркальной камеры позволяет выставить ISO на стоп больше, но преимущество X10 по светосиле - 1,5-2 стопа. Этот расчет подтвердился на практике - автор материала во время теста снимал в музее и заметил, что обходился без вспышки даже в тех ситуациях, когда владельцы зеркалок уже вовсю ее использовали.

Помимо светосилы объектив еще интересен оптическими характеристиками. Он резок на всех значениях относительного отверстия (максимально можно поставить f/11), а искажения если и имеют место быть, то умело давятся программным способом, пользователю об этом волноваться не стоит.

Резкость объектива на высоте

Объектив оборудован оптическим стабилизатором, к работе которого претензий нет. Во время теста удавалось получать резкие снимки даже на выдержке 1/8 секунды. При этом стабилизатор гибко настраивается, что позволяет использовать его в различных режимах.

У объектива есть и еще один плюс - механический привод зума. Фокусное расстояние у X10 меняется, как у «взрослых», а не с помощью электромотора. Механический способ более быстрый и более точный, не случайно в зеркальной оптике используется именно он. Из недостатков можно отметить разве что отсутствие привода ручной фокусировки, из-за чего процесс у X10 реализован не самым удобным образом. Но это редчайшая функция у аппаратов с несменной оптикой, так что придираться по этому поводу не стоит.

Видео

Умение хорошо снимать видеоролики никогда не было отличительной чертой камер Fujifilm. В том же X100 реализация записи видео вообще вызывала недоумение. В X10 получилось лучше. Во всяком случае, камера может снимать с разрешением Full HD и частотой 30 кадров в секунду (причем это единственный, безальтернативный режим). Показатели вроде нормальные, но качество записи высоким назвать трудно, особенно если сравнивать с зеркальными камерами. Изображение не очень четкое, плюс на высокой чувствительности картинка иногда начинает рябить.

Но главная проблема в неуверенной работе электроники. Ручных настроек для съемки видео не предусмотрено, поэтому пользователь может только подкорректировать экспозицию, но с ней-то как раз дела обстоят неплохо. Все остальные параметры камера берет на себя и не всегда справляется с настройкой. Баланс белого судорожно пытается подстроиться под меняющиеся условия съемки, демонстрируя чуть ли не весь свой спектр. Автофокус боится быстрых смен сюжета и фокусного расстояния, потому что долго не может сообразить, как ему перестраиваться. В общем, камера любит степенную медленную съемку с плавными движениями оператора. Звук можно записать только встроенным микрофоном, а он монофонический. Впрочем, качество его работы более-менее приемлемо.

В целом по видео X10 далеко не лидер класса. При необходимости он может записать ролик, который даже не стыдно будет показать как на экране компьютера, так и на «Ютубе», однако рассчитывать на творческую съемку с аппаратом не приходится.

EXR

Именно на эти три магические буквы напирают маркетологи в рекламных пресс-релизах об X10. Благодаря особой технологии изготовления с нестандартным расположением пикселей матрица аппарата умеет соседние светочувствительные элементы использовать по-разному. Отсюда и три дополнительные возможности, которые скрыты на диске выбора режимов под названием EXR.

Первый режим называется приоритетом разрешения. В нем как раз ничего особого нет. Аппарат просто делает 12-мегапиксельный снимок, чуть добавляя ему резкости и поджимая, по возможности, диафрагму. Найти принципиальные отличия от фотографий в приоритете диафрагмы или программном не удалось.

Иное дело режим приоритета низких шумов. Тут матрица аппарата начинает работать по-другому. Соседние пиксели экспонируют не разные, а одинаковые световые точки. Из-за этого разрешение снимка падает до 6 Мпикс (2816x2112), но с матрицы снимается больше информации. Примерно так же работала знаменитая CDD-матрица Fuji в камерах серии Pro. Эффект, который получается у X10, меньше, чем тогда, но он все равно есть. Вот примеры снимков, сделанных на ISO 1600. При ресайзе до 1000 точек их трудно отличить, но если скачать полноразмеры по ссылке и посмотреть на мониторе, то можно увидеть, что разница все-таки есть.

Еще интереснее обстоят дела с функцией приоритета динамического диапазона. При ее использовании на высококонтрастных сюжетах разница довольно заметна. Собственно, опять предлагаем сравнить. Тут даже без полноразмеров видно, что на первой фотографии («обычный» снимок) окно выбелилось, а на второй (с режимом EXR) часть информации в светах удалось сохранить. Кроме того, чуть светлее стали тени. В сумме получается довольно неплохая прибавка, которая избавляет от проблем изначально невысокого динамического диапазона матрицы.

Помимо этих трех есть еще автоматический EXR-режим. Он заключается в том, что камера сама анализирует и определяет, какую из трех «суперспособностей» включить в зависимости от сюжета. Для тех людей, которые фотографируют по принципу «навел - снял», это неплохой вариант.

EXR оказалась довольно полезной вещью, хотя на официальном сайте ее возможности сильно перехвалили. Эффект есть, но не сказать чтобы очень сильный. Между тем при съемке в EXR есть ряд ограничений. Во-первых, как мы уже говорили, разрешение 6 Мпикс в режимах приоритета низких шумов и приоритета динамического диапазона. Во-вторых, формат RAW при использовании EXR не поддерживается, только JPEG. В-третьих, ни в одном из режимов нельзя настраивать выдержку и диафрагму, только ISO и экспокоррекцию. Для тех, кто публикует или печатает фото прямо с камеры, это вряд ли большое разочарование, но вот для любителей обрабатывать снимки - серьезное ограничение. Им проще сделать снимок в RAW и самостоятельно добиться нужных эффектов.

Работа с камерой

Диск выбора режимов помимо традиционных «автомата», PASM, видеосъемки, EXR, а также двух пользовательских режимов, которые фотограф может настраивать как ему угодно, содержит еще два положения, SP и Adv., назначение которых сразу не очень понятно. Но на самом деле все довольно просто. SP - это сюжетные программы. Их довольно много, и они неплохо настроены. Владельцы, которые переросли обычный автоматический режим, но еще опасаются пользоваться ручными, должны оценить. В разделе Adv. собраны разнообразные электронные функции, о них стоит поговорить подробнее.

Первым в списке идет набор фильтров. Он традиционен, каких-то оригинальных фильтров нет, зато те, к которым фотографы привыкли и ищут в камерах, наличествуют: ломография, миниатюра, насыщенный цвет, низкий ключ, высокий ключ и так далее.

В этом же разделе находится и функция автоматической съемки панорам. Она довольно продвинута: можно задавать угол обзора, а также направление и угол движения камеры. Склейка происходит мгновенно и довольно качественно. Проблема одна - низкое разрешение. Даже если камеру развернуть вертикально, то по меньшей стороне будет всего 1670 точек, а в горизонтальном варианте вообще 1080. Не удивительно, что при увеличении таким панорамам хронически не хватает разрешения. В итоге функция придется впору только начинающим фотографам. Тем, кто хоть чуть разбирается в обработке, проще снять серию кадров, да собрать панораму в графическом редакторе.

Третий режим отвечает за искусственное размытие фона. Мы упоминали в одной из прошлых частей, что благодаря светосильному объективу X10 может при неких условиях самостоятельно размыть фон, но все-таки матрица мала и происходит это реже, чем хотелось бы, поэтому инженеры добавили программное размытие: аппарат делает несколько снимков, а потом как-то математически вычисляет, где должно быть нерезко. Получается неплохо. Видно, что размытие немного искусственное, но это лучше, чем ничего. Правда, в связи с особенностями реализации эта функция подходит только для статичных объектов. Кроме того, при ее использовании придется мириться с разрешением 6 Мпикс и съемкой в JPEG.

Наконец, последняя функция этого раздела отвечает за съемку в условиях недостатка света и позволяет укоротить выдержку. Принцип работы такой же - делается серия кадров, а потом они склеиваются в один. Результат тоже заметен: там, где при съемке одиночной фотографии получается шевеленка, с этой функцией кадры резкие. Правда, выигрыша по шумам получить не удалось: снимки выходят хоть и более чистыми, но недодержанными. Если их осветлить до нормального состояния, шумы вернутся. Ну и как обычно - 6 Мпикс и только JPEG.

В основном меню камеры можно найти еще две небезыинтерсные функции. «Моделирование пленки» позволяет творчески тонировать фотографию. Тут компания вспомнила свое славное прошлое и попробовала воспроизвести фирменные цвета пленок Fujifilm. Вариантов немного, но они довольно интересные: стандартный, яркий, слабый, сепия и несколько видов ч/б. В отличие от фильтров моделирование пленки работает с 12 Мпикс и RAW.

Еще одна функция отвечает за расширение динамического диапазона (ДД, DR), причем она не повторяет EXR. То аппаратная функция, а это чисто программная, кроме того, она работает во всех режимах. В меню можно выбрать автоDR либо принудительно установить параметр на 100, 200 или 400%. Алгоритм работы этой функции так и остался до конца непонятен. Ясно только, что камера делает снимок с недодержкой, а потом осветляет, но по каким формулам это происходит, известно только инженерам компании.

Наш тест показал, что функция весьма действенна. Даже в обычном 12-мегапиксельном режиме при DR 400% удалось достичь динамического диапазона, примерно равного EXR-режиму. Однако не все так гладко. Увеличение DR возможно только ценой роста ISO. То есть при DR 400% камере придется выставить ISO 400, даже если света очень много. ISO 400 у камеры в принципе неплохое, но все равно детализация там ниже, а для ярких уличных фотографий это не очень хорошо. Впрочем, для тех, кто просто снимает, а потом не занимается обработкой, эта функция оказывается полезной, потому что позволяет сходу как-то расширить ДД. Но если снимать в RAW, то выгоднее будет установить DR 100%, а нехватку динамического диапазона компенсировать при обработке. Это позволяет добиться еще лучших результатов.

Тем, кто фотографирует в JPEG, небесполезной будет функция настройки снимков. Можно «заказать» усиление резкости, осветление теней, проработку светов, яркость, а также режим работы шумодава, настроив тем самым снимок под свои предпочтения. Как и многие конкуренты, X10 поддерживает функцию определения лиц. Кроме того, в память камеры можно внести лицо для «запоминания». «Объекты» из базы определяются на фото с меньшим количеством ошибок.

Уж коли речь зашла о меню X10, то нужно его помянуть добрым словом. Оно красиво, легко воспринимается, но при этом не перегружено, хотя функций у камеры довольно много. Единственным минусом можно отметить некую нелогичность. Все разделы условно разделены на две части: настройки съемки и настройки камеры - при этом некоторые функции находятся не там, где их ищешь руководствуясь логикой. Например, активация режима RAW запрятана именно в разделе настроек камеры. Но при частом использовании это запоминается.

Выводы

Fujifilm X10 - далеко не рядовой фотоаппарат. Несмотря на некоторые недочеты, это один из лидеров класса продвинутых компактов. Если вы ищете функциональную камеру скромных размеров с приличным качеством фотографий, то, как минимум, грешно не рассмотреть кандидатуру X10. Модель подойдет начинающим фотографам, которые хотят иметь стильную и качественную вещь, опытным любителям, не чуждым творческой фотографии и имеющим потребность в гибком инструменте для реализации задумок, и даже профессионалам, которым нужна легкая походная камера на каждый день, не сильно расстраивающая снимками.

Плюсов у модели много - малошумная матрица, очень стильный ретродизайн, продвинутая эргономика с большим количеством механических органов управления, один из лучших в классе объективов, большое количество программных и аппаратных фишек для обработки и улучшения качества изображения, высокое качество при съемке в JPEG.

Из минусов отметим не самый точный автофокус, слабоватое видео, устаревший дисплей и бестолковый дальномерный видоискатель. К минусам мы это относим потому, что в этих компонентах камера немного проигрывает конкурентам.

А что же цена? На момент выхода X10 стоил очень дорого, даже чуть дороже любительских зеркалок с китовыми объективами, но после выхода X20 первое поколение заметно подешевело. Сегодня один из лучших компактных аппаратов можно купить за 12-13 тысяч рублей. На данный момент это очень выгодное по соотношению цены и качества предложение. Кроме того, Fuji умеет удивительным образом дарить желание активно фотографировать. А хорошие эмоции при съемке дороже денег.

Полноразмеры всех фотографий обзора можно скачать по ссылке .

http://сайт/wp-content/uploads/2014/05/fujifilm-x10.jpg 691 1000 Александр Нечаев http://сайт/wp-content/uploads/2019/01/logo_AN-1.png Александр Нечаев 2014-05-05 09:00:41 2016-05-24 23:22:27 Обзор Fujifilm X10

Fujifilm X-H1 был анонсирован совсем недавно - 15 февраля, и уже на следующий день у нас появилась возможность познакомиться поближе и с самим фотоаппаратом, и даже с его создателями на крупном мероприятии в честь появления новинки. Этот обзор - первый взгляд.

У нас вышел более полный обзор FUJIFILM X-H1 в формате .

Мы хотим обозначить основные сильные стороны камеры, рассказать о первом субъективном опыте съёмки. Однако совсем скоро фотоаппарат появится у нас на длительном тесте в формате «Неделя с экспертом», где мы изучим его более детально. Интересующие вас вопросы вы можете задать уже сейчас в комментариях.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/120 с, 120.0 мм экв.

Название… Откуда взялась буква H? Многие коллеги предполагали, что это от слова Hybrid: новинка куда лучше остальных фотокамер Fujifilm приспособлена для видеосъёмки. Однако в официальной презентации на первом месте стоит вовсе не «гибридный» характер Fujifilm X-H1, а High Performance for Professionals (высокая производительность для профессионалов). Так что позиционирование этой модели - не только и не столько видеосъёмка, а высокая производительность во всех направлениях. Это будущая новая линейка, выпущенная «поверх» существующей X-T.

Конструкция и дизайн

Ориентация на профессионалов сегодня большинством производителей камер понимается практически одинаково. Как ни крути, а создатели беззеркалок, кажется, сдались в стремлении влюбить весь мир в компактность и лёгкость. Во всяком случае, с про-сегментом ожидания не оправдались. Поэтому Fujifilm X-H1 обзавёлся более массивным корпусом с крупной, ухватистой рукояткой. Толщина стенок магниевого корпуса была увеличена на 25%, внутри появились специальные рёбра жёсткости.

Нет, фотоаппарат не стал противоударным, хотя определённую защиту от неаккуратного обращения получил. Укрепление корпуса нужно прежде всего для использования с новыми массивными объективами. Совсем скоро ожидается большой и тяжёлый по меркам системы XF200F2, а пока анонсированы и в июне появятся в продаже «киношные» объективы FUJINON MKX18-55mmT2.9 и FUJINON MKX50-135mmT2.9 (о них мы поговорим позже).

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/210 с, 120.0 мм экв.

Задняя панель опять же несёт на себе отпечаток наследия профессиональных зеркалок. В зоне действия большого пальца - джойстик для прямого выбора точки автофокуса, крупные кнопки AF-L и AE-L, многофункциональный навипад, кнопка вызова экранного меню Q и кнопка DISP. Лаконично, но всё на своих местах.

Со столь полюбившимся многим диском установки экспокоррекции разработчики попрощались. Возможно, также был учтён опыт профессиональных зеркалок, где подобный диск отсутствует. Зато здесь есть кнопка экспокоррекции на верхней панели. А место диска поправки экспозиции досталось шикарному информационному дисплею (и опять аналогия с «зеркальным» про-сегментом).

На радость любителям системы, квазимеханические барабанчики установки светочувствительности и выдержки остались нетронутыми. Режимы работы затвора и экспозамера по-прежнему выбираются отдельными селекторами, а режимы фокусировки - небольшой «крутилкой» на передней панели. Традиции - это святое.

Переработке подверглось и покрытие камеры. Оно стало толще и теперь насчитывает целых три слоя. Винтажные потёртости смотрятся стильно, но металлический корпус всё же нужно защищать от окисления.

От попадания пыли и влаги умную электронику и точную механику спасают в общей сложности 94 точки уплотнения (посчитано для камеры и батарейной ручки). Морозостойкость новинки заявлена до -10 градусов.

Отметим новую конструкцию кнопки спуска. Она очень мягкая и лёгкая, а также лишена «дна». То есть после полунажатия кнопка спускает затвор раньше, чем палец упрётся в ограничитель. Непривычно, но через пару часов съёмок адаптируешься. Полунажатие вообще мгновенное. Только коснулся кнопки, и камера уже фокусируется. В общем случае такое решение снижает риск смаза.

Из интересных особенностей, про которые нам рассказывали, но которые нельзя увидеть в магазине, нужно отметить увеличенную площадь медной пластины-радиатора, расположенной за блоком матрицы. Это сделано для 4К-видеосъёмки.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro УСТАНОВКИ: ISO 3200, F5.6, 1/80 с, 120.0 мм экв.

А для фотографов важен амортизатор, который механически развязывает блок затвора и корпус. Затвор работает потрясающе тихо, почти беззвучно, не создаёт вибраций. Впрочем, электронный затвор здесь также имеется.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник