Автозаправочные станции (АЗС) и пункты заправки техники (ПЗТ) делятся на несколько видов по назначению, конструктивному исполнению и особенностям использования. Основой всех видов заправочных пунктов являются небольшие мини-АЗС, включающие:
Резервуар емкостью до 30 м3,
Насосный агрегат для перекачки топлива или ТРК,
Трубопроводное оборудование,
Необходимые контрольно-измерительные приборы.
На этой основе возможно создание самых разных пунктов заправки – стационарных, модульных, контейнерных, мобильных и т.д.
По функциональному назначению выделяют:
АЗС общего пользования – многотопливные АЗС, на территории которых предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный углеводородный и сжатый природный газ).
Ведомственные заправочные пункты – небольшие АЗС, размещенные на территории предприятия и предназначенные для заправки транспортных и других моторных средств только этой компании. Крупные предприятия со значительным количеством автомобильной, автотракторной, дорожной и другой заправляемой моторным топливом техники, как правило, имеют свои ведомственные ПЗТ. Это позволяет им обеспечить определенную автономность и независимость от всякого рода перебоев в системе поставок топлива.
По конструктивному исполнению АЗС бывают:
1.Стационарные – классические АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива с пространственным разнесением резервуаров и топливораздаточных колонок (ТРК). Стационарные заправочные пункты строятся (устанавливаются) непосредственно в местах обслуживания техники, на пример в автопарках.
2.Блочные – АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которых характеризуется установкой блока ТРК над блоком хранения топлива.
3.Контейнерные – АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива. Они характеризуются раздельным размещением ТРК и резервуара с технологическим оборудованием в контейнерах, выполненных как отдельные заводские изделия.
4.Модульные – АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива с пространственным разнесением ТРК и контейнера с топливом, выполненных в виде отдельных модулей: заправочного модуля и модуля хранения топлива.
5.Мобильные – АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которых характеризуется размещением резервуара, ТРК и технологического оборудования на одном основании или в контейнере в виде единого заводского изделия. Область применения мобильных АЗС достаточно широка и включает использование их автопарками, строительными, дорожно-ремонтными и другими организациями. Они удобны повсюду, где нужно постоянное снабжение предприятий топливом.
6.Передвижные – это, как правило, мобильные АЗС, технологическое оборудование которых установлено на платформе транспортного средства (автомобильном или гусеничном шасси, прицепе, полуприцепе) и выполнено как единое заводское изделие. Передвижные пункты заправки имеют оптимальные габариты и относительно небольшой вес, поэтому они могут быть доставлены к месту работы строительной, дорожной и другой спецтехники или автотранспорта. Это позволяет значительно ускорить производственный процесс, и в конечном итоге – снизить издержки от простоя техники.
Итак, как видите, по способу размещения резервуаров все заправочные пункты можно разделить на три категории:
С подземным расположением (традиционные – классические и блочные АЗС);
С наземным расположением (контейнерные и модульные АЗС);
С расположением на транспортном средстве (передвижные АЗС).
Наконец, по уровню автоматизации существуют:
Автоматические АЗС – это такие автозаправки, где во всем процессе участвует только водитель без обслуживающего персонала. В этом случае водитель должен иметь свой персональный код или электронный ключ, с помощью которых он активирует ТРК и заправляет технику необходимым количеством топлива. Аналогично действует водитель автоцистерны при заливе резервуара АЗС топливом. В обоих случаях данные по персональному и количественному учету поступают в единый центр (например, через систему ГЛОНАС) и обрабатываются. Данный вариант очень привлекателен в экономическом плане, он исключает безучётный слив топлива (воровство) и позволяет экономить на содержании обслуживающего персонала (операторов).
Полуавтоматические АЗС – это пункты, где процесс заправки (слива) отличается от предыдущего тем, что данные по персональному и количественному учету фиксируются непосредственно на АЗС (например, в диспетчерской).
Обычные АЗС – заправочные пункты, на которых водитель сообщает диспетчеру свои учетные данные и количество заправляемого (сливаемого) топлива, а затем самостоятельно заправляет машину или сливает топливо из автоцистерны.
Преимущества разных типов АЗС
Не будем рассказывать об особенностях стационарных АЗС – так выглядят все коммерческие заправки. Остановимся подробнее на контейнерных, модульных и мобильных заправочных пунктах, ведь они намного удобнее в качестве ведомственной АЗС и обладают массой преимуществ.
Контейнерная АЗС – как правило, этот тип заправки предназначается для приема, хранения, а также выдачи потребителям (владельцам автотранспортных средств) одного вида топлива (редко – двух и более). Такие АЗС характеризуются тем, что ТРК с необходимым технологическим оборудованием размещены в одном контейнере и соединены с другим контейнером – резервуаром для хранения топлива, в единую технологическую систему. Применение контейнерных АЗС оправдано на строительстве крупных объектов, где задействовано большое количество транспортных средств, дорожной и специальной техники.
Основными преимуществами контейнерной АЗС являются:
Относительно низкая стоимость комплекта, срок окупаемости не больше одного года.
Небольшой временной срок монтажа и наладки (примерно две недели).
Благодаря надежной и прочной конструкции резервуара контейнерная АЗС не требует строительства сложного фундамента.
Не требуется установка специальной емкости для возможного аварийного пролива топлива.
Контейнерная АЗС поставляется в виде комплекта, состоящего из законченных заводских изделий с соответствующими документами и техническими паспортами. Как правило, контейнерная АЗС комплектуется ТРК, но также она может комплектоваться насосным агрегатом с системой приема и выдачи топлива. В последнем случае речь идет о тех АЗС, где не требуется персональный учет выдачи топлива.
Модульная АЗС – пункт заправки, который характеризуется надземным расположением резервуаров, а также разнесением ТРК и контейнера для хранения топлива. Здесь в состав входят такие же емкости для топлива, как и в контейнерных АЗС. Однако от последних модульный вариант отличается тем, что ТРК устанавливаются на заправочных островках, а не в контейнере. Такая конструкция модульных АЗС в контейнерном исполнении дает возможность комплектовать их различными типами ТРК, поскольку почти нет ограничений по габаритам.
Преимущества модульных АЗС:
Есть возможность использовать разные типы топливораздаточных колонок.
Монтаж выполняется без особых затрат и не требует много времени.
Как и в предыдущем случае, быстрая окупаемость.
Кроме различия по размерам модульные АЗС имеют другие конструктивные особенности и отличаются между собой набором устанавливаемого технологического оборудования.
Мобильная АЗС – на сегодня АЗС этого типа очень популярны среди заказчиков. Они обеспечивают прием, хранение и отпуск всех видов моторных топлив для любых транспортных средств. Мобильные АЗС позволяют работать с такими видами топлив, как дизель, бензин и авиационное топливо, а также с гидравлическими, моторными, трансмиссионными и другими маслами.
Для обеспечения работы насосов в мобильных АЗС возможно использование электрического (в том числе от аккумуляторов), гидравлического, механического (ручного) привода, а также привода от двигателя внутреннего сгорания (ДВС). В некоторых случаях, при использовании резервуаров повышенной прочности, возможно применение сжатого воздуха для выдавливания топлива непосредственно из емкости.
Среди преимуществ мобильных АЗС:
Возможность оперативно и быстро заправлять транспортные средства на предприятиях, а также там, где недоступны стационарные АЗС.
Всегда есть резервный запас топлива для транспортных средств, а также оперативный запас топлива, объем которого может составлять от 1000 до 30 000 литров.
Емкость для топлива можно изготавливать в двустенном варианте, что дает возможность использовать ее в регионах с низкими температурами.
Мобильные АЗС могут успешно использоваться на территориях складских комплексов, в портах, на стоянках малых кораблей и катеров. Их также можно устанавливать на базах отдыха, где необходимо заправлять как транспортные средства самой базы, так и транспортные средства отдыхающих. Широкое применение они нашли в автосалонах и автосервисах, в сельском хозяйстве во время массовых полевых работ.
Мобильные АЗС, которые мы предлагаем нашим клиентам, производятся в Российской Федерации, включают различные виды контроля приема, хранения и отпуска топлива, они выполняются в форме единого заводского изделия и имеют все необходимые сертификаты и технические паспорта. Для монтажа мобильной АЗС и ее последующего использования не требуется специальных разрешений.
Почему это выгодно?
Мини-АЗС, как правило, поставляются заказчику в виде комплекта оборудования, скомпонованного в единую технологическую систему. Срок эксплуатации таких мини АЗС – двадцать и более лет, а условия эксплуатации предусматривают их размещение во всех климатических зонах нашей страны.
Мини-АЗС являются самым удачным вариантом в соотношении цены и качества. Они хороши тем, что они занимают небольшой участок земли, их пропускная способность позволяет полностью удовлетворить потребности клиентов в моторном топливе для транспортных средств.
Окупаемость мини-АЗС достаточно высока. Опыт показывает, что при постоянной эксплуатации в течение одного года 10-15 единиц автомобильной или специальной техники, мини-АЗС полностью себя окупает только из-за разницы между оптовыми и розничными ценами на топливо.
Кроме этого, использование автоматизированной системы управления на мини-АЗС позволяет организовать необходимый контроль и учет отпуска топлива без участия оператора, что особенно целесообразно при небольшом количестве техники.
«Пункт заправки» предлагает полный спектр услуг по обеспечению вашего автопарка топливом прямо на территории предприятия, и при этом вы платите меньше, чем заправляясь на сторонних АЗС!
"В этой статье я рассмотрю отдельные аспекты
выбора, комплектации, установки,
эксплуатации и особенностей
контейнерных мобильных или мини АЗС"
Колесников М.В.
Что такое контейнерная или мобильная АЗС
В 2012 году автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС.
В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой, если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и в своде правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" от 1 июля 2014 г.
В настоящий момент на рынке много изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковые. К ним относят: контейнерные АЗС , мобильные АЗС , топливные модули , топливозаправочные модули и т.д. МЧС подразделяет и объединяет их как контейнерные АЗС (КАЗС), а именно: "Контейнерная автозаправочная станция - это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере для хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие". И хочу расшифровать эту классификацию: контейнерная АЗС не обязательно должна выглядеть как что-то находящееся в контейнере и одновременно называться контейнерной АЗС, главное - она должна быть единым заводским изделием. Контейнерная АЗС - это и открытый наземный резервуар со встроенным технологическим отсеком для ТРК, что в совокупности означает емкость для хранения топлива, и зашитый в контейнер резервуар, называющийся "топливный модуль" - все это контейнерные АЗС. Неважно, как они сконструированы и называются. Важно, чтобы они были как единое изделие.
Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому. Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть: зашиваться в "контейнер" или оставаться с открытым резервуаром (нормы это не регламентируют). Называть такую АЗС "Мини АЗС" не совсем корректно, потому что среди специалистов этой отрасли "Мини АЗС" называют обычную традиционную АЗС с одним заправочным островком и компактным навесом. Правильнее формулировать небольшие станции "Мини контейнерные АЗС", а название "Мини АЗС" оставим для традиционных компактных заправок.
Особенности конструкции
Одностенный или двустенный резервуар
В соответствии с правилами МЧС, утвержденными в РФ, возможность эксплуатации КАЗС с одностенным резервуаром очень ограничена. Такую АЗС можно эксплуатировать только вне населенного пункта, единичная емкость не должна превышать 10 м 3 . Под АЗС необходимо соорудить поддон, вмещающий объем возможного пролива всего топлива АЗС, что само по себе будет довольно дорого и снижает возможность мобильного переноса АЗС на другое место, так как потребуется сооружать новый поддон. Для спокойной и комфортной эксплуатации КАЗС альтернативы двустенному резервуару нет.
Оборудование
На КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа.
Топливо для двигателей сегодня является одним из самых востребованных продуктов. Популярность его постоянно растет, что позволяет использовать это для организации бизнеса.
Основным источником дохода является автозаправочная станция. Ознакомиться с техническими особенностями строительства подобных объектов можно в economazs.com/toplivozapravochnyj-v-kontejnere .
Основные понятия
АЗС представляют собой специальные системы, предназначающиеся для хранения топлива с возможностью дозаправки им транспортных средств. Состоит эта конструкция из нескольких основных элементов:
- резервуары различного объема;
- насос. Используется для перекачки топлива;
- трубопровод;
- система контроля и измерения.
В зависимости от функционального назначения АЗС можно разделить на 2 большие группы:
- Системы общего пользования. Сюда включаются все системы, которые позволяют заправляться несколькими видами топлива. Этот тип заправок является основным и встречается практически везде.
- Ведомственные. АЗС такого типа устанавливают на больших предприятиях. Это позволяет заправлять автомобили, работающие в конкретной компании. Очень часто такой подход практикуется на больших складах.
Классификация заправок
В зависимости от конструктивных особенностей АЗС можно разделить на несколько видов:
- Стационарные. В таких станциях резервуары находятся под землей, а колонки для заправки размещаются на поверхности. При этом последние элементы могут устанавливаться на определенном расстоянии от резервуара.
- Блочные. Эти конструкции очень напоминают предыдущий тип. Но здесь сама заправочная колонка монтируется уже непосредственно над резервуаром, который также спрятан под землю. Вместе они образуют своеобразный блок.
- Контейнерные. Резервуары таких заправок уже устанавливаются на поверхности. При этом заправочная колонка отделена от них и может устанавливаться на определенном расстоянии.
- Мобильные. Заправочные станции такого типа напоминают предыдущий тип конструкций. Но у них контейнер и заправочная колонка уже располагается на одном корпусе. Это позволяет устанавливать их практически в любом месте без необходимости обустройства каналов для транспортировки.
- Передвижные. Это разновидность мобильных АЗС, которые устанавливают на автомобильные платформы. Получается своеобразная заправка на колесах. Подобные системы используют для дозаправки транспортных средств, которые работают удаленно от основных видов АЗС.
При выборе АЗС станции следует в первую очередь ориентироваться на потребности предприятия и уровень безопасности системы.
Автозаправочной станцией, или АЗС, называют комплекс зданий (сооружений), основным функциональным предназначением которого служит заправка транспортных средств моторным топливом, маслами и спецжидкостями. Современные АЗС классифицируются по нескольким характеристикам:
- конструктивное исполнение (блочные, модульные, контейнерные, передвижные);
- размещение резервуаров (надземное, подземное, на транспортном средстве);
- расположение на местности (городские, дорожные, сельские, речные);
- назначению:
Ведомственные, или пункты заправки топливом крупных предприятий, обладающих значительным количеством транспортных средств (автомобилей, тракторов, дорожной техники и т.д.), обеспечивающие им (предприятиям) независимость от централизованных поставок моторного топлива;
Общего пользования.
Различие в конструктивном исполнении сильнее, нежели иные характеристики, влияют на функциональные возможности автозаправочной станции, что требует более детального рассмотрения данного принципа классификации.
Контейнерная автозаправочная станция (КАЗС)
Под термином «контейнерная автозаправочная станция», или КАЗС, понимают заправочный комплекс, отличительной чертой которого является размещение топливного резервуара и топливораздаточных колонок в едином контейнере. Пульт диспетчерского управления также размещен в контейнере. По определению КАЗС состоят из нескольких контейнеров-хранилищ и контейнера управления и отличаются друг от друга лишь типом (емкостью) резервуаров, количество и видом раздаточных колонок и составом оборудования.
Установка на КАЗС вибрационных фильтров обеспечивает очистку моторного топлива от воды и грязи, что, в свою очередь, гарантирует защиту двигателей автомобилей потребителя. Примечательно, что работа вибрационных фильтров не требует затрат электроэнергии, поскольку процесс очистки происходит на молекулярном уровне.
Наиболее востребованы КАЗС в качестве топливораздаточных пунктов предприятий и крупных строительных объектов или временных пунктов хранения топлива.
Модульная автозаправочная станция, или МАЗС
МАЗС – наиболее популярный вариант мобильной автозаправочной станции, сочетающий высокую функциональность, присущую традиционным АЗС, и доступную стоимость. Модульное исполнение АЗС предоставляет возможность создания заправочных комплексов любой конфигурации, отвечающей предъявляемым эксплуатационным требованиям.
Конструктивное исполнение МАЗС характеризуется разнесением контейнера-хранилища и топливораздаточных колонок, выполненных в виде единого заводского изделия. Производители предлагают модульные заправки, рассчитанные на несколько (до четырех включительно) видов жидкого моторного топлива.
Основными преимуществами МАЗС считают:
- отсутствие привязки к земле, что, в свою очередь, освобождает от подготовки территории для размещения;
- быстрый ввод в эксплуатацию, обусловленный высокой степенью заводской готовности;
- наличие двух вариантов исполнения (сокращенный и расширенный);
- позиционирование в качестве мобильной емкости избавляет от необходимости согласований;
- высокий уровень безопасности (двустенные резервуары) и экологическая надежность;
- простота обслуживания, обуславливающая минимум штатного персонала.
Блочная АЗС
БАЗС – это единая конструкция, используемая для наполнения, длительного хранения и раздачи топливных продуктов. Главной особенностью блочной станции служит подземное размещение резервуаров и надземное размещение топливораздаточных колонок. Она (станция) приспособлена для одновременного нахождения трех видов нефтепродуктов (автомобильных бензинов различных марок и дизельного топлива).
Конструкция БАЗС представляет собой совокупность двустенного гидроизолированного резервуара, моноколонны для навеса и самого навеса.
Управление блочными автозаправочными станциями осуществляется, как оператором, так и автоматически, в режиме автономного налива. Электронное оборудование, установленное на БАЗС, позволяет осуществлять контроль плотности, температуры, объема и уровня нефтепродуктов, а также уровня подтоварной воды.
Кроме того, блочные автозаправки оборудованы системами автоматического пожаротушения, уничтожающими источник возгорания.
Блочные, впрочем, как и модульные АЗС пользуются особенно высокой популярностью у потребителя благодаря уникальности своих экономических характеристик – рациональности и рентабельности.
Передвижная АЗС
ПАЗС – это, не что иное, как специальный грузовой автомобиль, предназначенный для обеспечения потребителя светлыми нефтепродуктами (керосин, дизельное топливо, бензин), плотность которых не превышает 0,86 грамм на сантиметр кубический, в районах с низкой плотностью АЗС. Основной функцией передвижных АЗС является транспортировка и дозированная раздача моторного топлива.
Стандартная комплектация передвижных заправочных станций включает:
Цистерну-хранилище топлива;
Автономный источник питания (бензиновый или дизельный генератор);
Топливораздаточную колонку;
Система раздачи топлива, оснащенная электронным дисплеем, отображающим расход топлива.
ПАЗС незаменимы в местах крупных стоянок автотранспорта, на трассах популярных туристических маршрутов, на строительных площадках и сельскохозяйственных угодьях. Успешно применяются они при проведении ремонтных работ на технологическом оборудовании стационарных АЗС. Диапазон рабочих температур ПАЗС достаточно широк и расположен в промежутке от 400С до - дозированная 400С.
Газовые АЗС, или автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС)
Функциональное назначение АГНКС заключается в организации заправки транспортных средств альтернативным топливом, в качестве которого используют компримированный (сжатый до жидкого состояния) природный газ.
Главное отличие АГНКС от газовых АЗС обычного типа, осуществляющих исключительно реализацию моторного топлива, заключается в комплексной обработке, поступающего по газопроводу природного газа.
Технологический процесс обработки состоит из следующих операций:
- Очистка сырьевого газа от механических примесей и капельной жидкости посредством системы фильтров и сепараторов.
- Коммерческий замер объема газа.
- Многоступенчатое сжатие (компримирование) газа до 25,0 МПа, сопровождающееся обязательной процедурой охлаждения компрессорных установок после каждой ступени.
- Осушка газа в специальном блоке.
- Аккумулирование в емкостях-хранилищах (P=25,0 МПа).
- Подача в газозаправочные колонки для реализации под давлением 20,0 МПа.
Современная сеть формируется из АГНКС нескольких основных типоразмеров (за единицу измерения принята производительность станции, выраженная в условных заправках в течение суток):
Стационарные – 500;
Блочно-контейнерные – 250;
Модульные блочно-контейнерные – 125;
Автомобильные заправочные станции классифицируют по различным признакам.
По конструктивному исполнению:
· стационарные;
· контейнерные (КАЗС);
· передвижные (ПАЗС).
По функциональному назначению:
· общего пользования;
· ведомственные.
По способу размещения резервуаров:
· с подземным расположением;
· с наземным расположением;
· с расположением на транспортном средстве.
По нормативным параметрам типовых проектов:
· по числу топливозаправочных колонок;
· по числу заправок в часы пик;
· по количеству заправляемых машин в сутки;
· по общей вместимости резервуаров.
Стационарные АЗС могут обеспечить заправку до 1500 машин в сутки. По емкости их рассчитывают на 200, 250, 500, 750 и 1000 заправок автомобилей в сутки, по числу заправок в часы пик - 57, 100, 135, 170 автомобилей в час, возможны и другие мощности (табл. 1.1). Наиболее распространенными типами являются АЗС на 500-750 заправок в сутки.
АЗС на 250 заправок строят в плотно заселенных районах больших городов и в сельской местности; на 1000-1500 заправок в сутки - в пунктах интенсивного движения на магистралях.
По типу расположения на местности автозаправочные станции бывают:
· дорожные;
· городские;
· сельские;
· речные.
Дорожные АЗС располагаются вблизи автомобильных дорог. Они должны обеспечивать заправку автомобилей топливом, сжатым воздухом и водой. Мощность дорожных станций зависит от напряженности автотранспорта на дороге и может достигать 1000-1500 заправок в сутки.
Городские АЗС размещаются в городах вне центральной части (жилой застройки) и рассчитаны на заправки всех типов автомобилей и мототехники. Мощность городских станций 250-1000 заправок в сутки, а станций «тротуарного типа» - 150-250 заправок в сутки в центральных районах города для личных легковых автомобилей.
Сельские АЗС обеспечивают заправку автотранспортных средств сельскохозяйственных предприятий и организаций районных центров всеми видами горючесмазочных материалов.
Речные АЗС осуществляют заправку водных маломерных судов - катеров, моторных лодок и др.
Стационарные АЗС строят по типовым проектам с серийно выпускаемыми технологическими системами для приема, хранения и заправки топливом, согласованные с Государственной Противопожарной Службой МЧС России. Допускаются несерийные технологические системы, документация которых согласуется с территориальными подразделениями Противопожарной службы.
СТАЦИОНАРНЫЕ АЗС
1.1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Представляют собой капитальные сооружения, включающие здания, топливозаправочные колонки, резервуары, технологические трубопроводы, очистные сооружения и различные системы обеспечения технологического процесса. Вариант сооружений АЗС показан на рис. 1.1.
Навесная группа включает заправочные островки, информационные колонные светильники, облицовочный комплект колоннады и навесной части, световой фриз в фирменной расколеровке «Заказчика», объемный световой знак «Заказчика», светильники освещения, переходной купол между зданием и навесной группой.
Рис. 1.1. Состав сооружений АЗС:
a) 1 - навесная группа; 2 - производственный блок здания; 3 - сервисный блок здания;
б) 1 - навесная группа; 2 - модуль здания полной заводской готовности
Заправочные островки изготавливают из полированной или шлифованной нержавеющей стали и используют в качестве оснований ТРК, опор колонн, стелл и сервисных постов с целью защиты их от повреждений автотранспортом.
Здание АЗС состоит из одного модуля заводской готовности или производственного и сервисного блоков. Производственный блок включает центральный вход, зону работы оператора, электрощитовую, кладовую, служебный выход, комнату слесаря, комнату администратора, служебный санузел, санузел для посетителей и комнату охраны. Сервисный блок предназначен для обслуживания.
Здание АЗС оборудуется системами кондиционирования воздуха, тепловой завесы центрального тамбура, теленаблюдения, отопления, освещения и вентиляции, учета электроэнергии и расхода воды, канализации, охранно-пожарной сигнализации, громкой связи, блоками защиты ТРК, и др..
Технологический процесс функционирования стационарной АЗС включает комплекс операций по приему, хранению и выдаче нефтепродуктов. С целью повышения эффективности работы АЗС технологический процесс может быть обеспечен автоматизированными системами по определению количества топлива, контроля герметичности резервуаров, снижению потерь топлива и сохранению его качества.
Количество хранимого на АЗС топлива определяется исходя из средней величины заправки одного автомобиля (50 л), а количество ТРК - из расчета обслуживания 15 автомобилей в час.
Планировка станции может иметь различные решения в зависимости от мощности и количества отпускаемого топлива и предоставляемых клиентам услуг. Одно из таких решений показано на рис. 1.2.
Рис. 1.2. План автозаправочной станции
1.1.2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ
Для снижения загазованности жилых и производственных зданий АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допускается размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах.
Планировка должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива на территории АЗС и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка предусматривает:
· удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;
· хороший обзор всей территории из помещения оператора;
· отведение зон под зеленые насаждения;
· санитарно-гигиенические условия для работников станции;
· согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.
Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны устанавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исключительных случаях на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.
Минимальные расстояния АЗС до внешних объектов и между ее сооружениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98*.
Расстояние от края площадки для автоцистерн до наземно-расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологических шахт подземных резервуаров, с негорючим материалом указанное расстояние не нормируется.
Ограждение АЗС должно быть продуваемым. Не допускается озеленение территории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени, предусматривается наземное покрытие, не распространяющее пламя или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
1.1.3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Технологическое оборудование АЗС размещается по четырем основным технологическим линиям.
Линия наполнения - комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом из автоцистерны. Участок линии, входящий в состав резервуара, состоит из трубопровода Ду 80 с толщиной стенки не менее 4 мм, который с одной стороны оканчивается на расстоянии не более 100 мм от
дна резервуара рассекателем струи топлива, с другой - фланцем для присоединения трубопровода линии наполнения. Участок, не входящий в состав резервуара, состоит из межблочных трубопроводов приемного и насосного колодцев. В приемном колодце размещены: быстросъемная муфта; фильтр-гидрозатвор, выполняющий функцию огнепреградителя; запорная арматура; штуцер для подсоединения системы испытания на герметичность; пост управления. В насосном колодце помещен насосный агрегат с электродвигателем во взрывобезопасном исполнении по ГОСТ 17494.
Линия выдачи - комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к ТРК: трубопровод забора топлива Ду 50 с толщиной стенки не менее 3 мм, оснащенный приемным клапаном для забора топлива на расстоянии не менее 150 мм от дна резервуара; огне- преградитель; запорная арматура в технологическом колодце резервуара и перед ТРК; трубопроводы подачи топлива к ТРК. Участок трубопровода от технологического колодца до ТРК прокладывается в лотках, исключающих выход проливов топлива из него в грунт.
Линия деаэрации - комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается пожаровзрывобезопасное сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара. Линия состоит из наземного участка стального трубопровода, конец которого оборудован дыхательным клапаном и запорной арматурой перед дыхательным клапаном и участка, проложенным в шахте, соединяющим паровое пространство резервуара с наземным участком. Запорная арматура предназначена для перекрытия этого трубопровода при испытаниях на герметичность системы, а также для безопасной замены и обслуживания дыхательного клапана. Пороги срабатывания дыхательного клапана: вакуум 100-150 Па, давление 1400±50 Па. Дыхательный клапан устанавливают в конце линии, высота установки от поверхности площадки равна 2,5 м. Пропускная способность линии контролируется при помощи мановакуумметра с запорной арматурой.
Линия обесшламливания - комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление из резервуара подтоварной воды с твердыми частицами (шлама). Линия применяется также для полного опорожнения резервуара от остатков нефтепродукта (при уровне нефтепродукта ниже места его забора линией выдачи) и при механизированной промывке резервуара закрытым способом. Линия обесшламливания состоит из:
· стационарной части, представляющей собой трубопровод Ду 40, с одной стороны оканчивающегося коллектором для пластового забора подтоварной воды, проходящего на расстоянии не более 10 мм от дна резервуара, а с другой стороны - штуцером с герметично закрывающейся заглушкой и предназначенным для подсоединения шланга насоса откачки шлама или моющего раствора;
· переносной части, состоящей из шланга откачки, ручного насоса, шланга слива и переносной емкости для сбора шлама.
1.1.4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУБОПРОВОДЫ
Требования к технологическим трубопроводам АЗС установлены НПБ 111-98*, герметичность и прочность должна соответствовать СниП 3.05.05, а антикоррозионная защита подземных участков - ГОСТ 6.602. На технологические трубопроводы должна быть составлена Схема трубопроводов с установленной на ней запорной арматурой.
Технологические трубопроводы запрещается прокладывать в общих траншеях с газопроводами, пожарным водопроводом, теплопроводами, а также с кабелями высокого и низкого напряжения.
Фланцевые соединения трубопроводов и оборудования должны быть плотно затянуты на прокладках из бензомас л о стойкого материала.
Сальниковые уплотнения запорных и других устройств должны регулярно проверяться с добавлением или заменой сальниковой набивки.
Подземные участки коммуникаций должны иметь антикоррозийное покрытие. Наземные участки должны быть окрашены.
Технологические трубопроводы с арматурой, топливораздаточные колонки и сливные рукава должны быть надежно соединены в единую систему заземления.
Одно стенные подземные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать на глубине не менее 0,4 м в заглубленных лотках, исключающих утечки топлива за их пределы.
При использовании двустенных трубопроводов типа «труба в трубе» с разъемными соединениями, обеспечивающими раздельную герметизацию внутреннего и внешнего трубопроводов, допускается строительство без лотков.
Технологические трубопроводы, расположенные под землей или в свободном пространстве шахт резервуаров и технологических колодцев, должны удовлетворять следующим требованиям:
соединения фланцев должно осуществляться по принципу «шип-паз»;
надежность соединений должна соответствовать требованиям эксплуатационных документов;
соединения должны быть опломбированы и оснащены устройствами, исключающими их саморазъединение;
запорная и регулирующая арматура, установленная на трубопроводах для легковоспламеняющихся и токсичных нефтепродуктов, независимо от температуры и давления среды, должна быть стальной.
Места ввода трубопроводов в резервуары должны находиться выше номинального уровня заполнения их топливом.
На всасывающих трубопроводах топливораздаточных колонок должны устанавливаться обратные клапана для предотвращения перемещения перекачиваемой жидкости в обратном направлении.
Задвижки, краны, вентили и другие запорные устройства должны содержаться в исправности и обеспечивать возможность надежного и быстрого перекрытия трубопроводов. Неисправности в запорных устройствах должны немедленно устраняться.
На запорно-регулирующей арматуре должна быть нанесена нумерация, соответствующая технологической схеме.
На запорной арматуре (задвижках, кранах), устанавливаемой на трубопроводах, должны быть указатели крайних положений.
Все технологические трубопроводы должны быть отградуированы согласно Методическим указаниям «Вместимость технологических трубопроводов. Методика выполнения измерений».
В процессе эксплуатации технологических трубопроводов необходимо:
· не допускать повышения давления сверх установленного проектом;
· открывать и закрывать задвижки на трубопроводах с помощью маховиков или специальных ключей, не применяя каких-либо дополнительных рычагов;
· следить, чтобы в трубопровод не попадала вода, во избежание его размораживания.
Осмотр трубопроводов должен проводиться ежедневно. Особое внимание должно уделяться состоянию фланцевых и муфтовых соединений.
Течи топлива из трубопровода и отпотины должны немедленно устраняться путем:
· постановки аварийных муфт и хомутов;
· сварки;
· подтягиванием болтов или заменой прокладок во фланцевых соединениях с предварительным освобождением трубопровода;
· ремонта трубопровода с помощью пластмасс на основе эпоксидных смол.
Не реже одного раза в год паровоздушные трубопроводы необходимо продувать воздухом с целью очистки от отложений, и один раз в пять лет испытывать на герметичность.
Трубопроводы, соединяющие различное оборудование АЗС образуют технологические линии «слива-налива» топлива, деаэрации резервуаров и их зачистки.
ПЕРЕДВИЖНЫЕ АЗС
1.2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Являются мобильной технологической системой, установленной на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе, изготовленной как единое заводское изделие. Предназначаются для перевозки и заправки топливом автотранспортных средств в местах сосредоточения автотранспорта, сельскохозяйственной техники в полевых условиях, на туристических автомаршрутах, а также на территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров.
Технические характеристики ПАЗС приведены в табл. 1.2.
ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, согласованной с административными органами, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправки с соблюдением правил пожарной безопасности. Устанавливаются охранная разметка, соответствующие знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки навесов, плакаты с обязанностями водителя при заправке автомобиля.
Территория должна быть освещена в соответствии с существующими у нормами, особенно места заправки и слива топлива, а также оборудована телефонной и громкоговорящей связью.
Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке должны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродукта.
ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. На ней наносятся трафареты «Передвижная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза по ГОСТ 19433- 88 и «Правилам перевозки опасных грузов в РФ». На внутренней стороне дверки шкафа помещается