18.08.2019

А и лактионов письмо. Тема: «Война в произведениях советских художников. Рассматривание картины А. И. Лактионова «Письмо с фронта


Лактионов - Письмо с фронта

Передо мной картина известного советского художника А.И.Лактионова «Письмо с фронта».

Картина посвящена тематике Великой Отечественной Войны, которая никогда не будет забыта не одним гражданином нашей страны. Миллионы смертей бравых отцов, мужей, братьев и несчастных женщин и детей, голод и разруха. Но не только черные вести приходили в разрушенные бомбежками города и деревни. Приходили письма с фронта, веселые и задорные, полные надежд и любви. Они поддерживали сломленный дух, воскресали надежду и веру, заставляли трудиться и делать невозможно во имя победы и страны.

Яркие солнечные лучи озарили дворик полуразрушенного городка. В воздухе веет теплом, наступила весна, принеся с собой аромат душистых трав и распускающейся молодой зелени.

Чистое лазурное небо с белыми кучевыми облаками-барашками надо головой, не видно не одного вражеского самолета, не свистят бомбы, не трепещет, не искрится воздух от напряжения. Наступило мирное время. Конец жестокой кровопролитной войне. На крыльце дома собралась семья. Счастливые улыбки озаряют их лица. Всех их здесь собрала добрая весть, тот, кого они ждали, возвращается с войны!

Мальчик с усердием читает по слогам, крепко сжав в руках листочек. Все с пониманием и одобрением смотрят на него. Слева на переднем плане, девочка в чьи волосы вплетена алая лента, прислонилась к дверному косяку. Справа русоволосая женщина, в белой рубахе и косынке, облокотившись о стену, она внимательно слушает. Мы не видим их лиц, но мне кажется, они улыбаются, и вот-вот кивнут в такт, слушая усердное чтение мальчишки.

На пороге, закурив сигарку, стоит бывалый солдат, он уже вернулся с войны, с фронта, возможно, он и принес добрую весть. Не раз он бывал в бою, потерта гимнастерка, рука на перевязи, грудь увешена медалями, опирается на трость – наверное, его ранило осколком или шальной пулей. Но он остался жив, гордо, приосанившись, стоит, несмотря на увечье, тепло улыбается.

Рядом красивая русоволосая девушка, облокотившись на старые деревянные перила, тоже внимательно слушает, одета она ярко, по-весеннему, но ярче всего на левой руке горит красная повязка.

Смотришь на картину – и тепло становится на душе, искренне радуешься счастью обычных, таких же, как и ты людей. Ведь не было в нашей стране ни одной семьи, которая бы не потеряла кормильца и помощника. Черная война-злодейка унесла многих достойных людей, наше народное горе объединяет нас, потому мы так живо и с пониманием всматриваемся в картину, и сопереживаем ее героям.

6, 7 класс

  • Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке (описание) 4 класс

    Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке.

  • Сочинение по картине Н. Рериха Заморские гости 4 класс (описание)

    Глядя на картину, я сразу обратил внимание на чаек. Они как будто стремятся пересечь неуловимые границы полотна и вот-вот вылетят на волю. Ярко-синее море тоже изображено так, что его глубина кажется реальной и туда можно окунуться

  • Юон К.Ф.

    Родился двенадцатого октября 1875 года в Москве. Отец был клерков в страховой компании, а мать была музыкантом-любителем. Учился в московском училище живописи. После его окончания работал в мастерской

  • Сочинение по картине Билибина Гвидон и царица 5 класс (иллюстрация) (описание)

    Сказочно - вот что звучит в голове, разглядывая картину Билибина Ивана Яковлевича «Гвидон и царица».

  • Сочинение по картине Левитана Озеро. Русь сочинение

    В картине Исаака Левитана «Озеро. Русь» заложен образ родного края. По мнению автора полотна, именно так, несмотря на время года, должна выглядеть наша великая страна – торжественно, ярко

Наверное, мало кто из школьников СССР не писал сочинение по картине Александра Лактионова "Письмо с фронта". Но если все-таки не писал, то видел эту работу каждый. Однако мало кто знает, что у такого яркого, солнечного полотна была очень непростая история. Об этом и пойдет речь.

Нестандартный взгляд Александра Лактионова

Но сначала несколько слов об авторе. Александр Иванович Лактионов, сын кузнеца и прачки, родился в 1910 году в городе Ростове-на-Дону. С раннего детства мальчик отличался феноменальной собранностью и трудолюбием. Отец заметил талант сына к рисованию, и в надежде, что Саша уйдет от трудной рабоче-крестьянской судьбы, стал всячески поощрять его.

Лактионов блестяще закончил ростовскую художественную школу и поступил в художественную академию в Ленинграде. Его взяли, только взглянув на работы. Поскольку он и здесь был одним из лучших студентов, Лактионов стал одним из любимых учеников Исаака Бродского. А он, как известно, был главным художником страны в то время, автором "лининианы" и знаменитейшей работы "Ленин в Смольном". Ученики (Владимир Серов, Юрий Непринцев, Алексей Грицай и др.) перенимали реалистичную манеру учителя. Но больше всех в этом плане отличился Лактионов. Он был настолько точен и аккуратен в деталях, что со временем его стали критиковать за формализм. Говорили, что в картинах Лактионова нет души, персонажи плоские, без характера. Да, есть игра света и тени. Но где психологизм? Где человеческая история?

Ходили даже слухи, будто бы врачи-окулисты, светила отечественной медицины, выяснили, что у Лактионова особое устройство глаза. Он видит мир не так, как мы, а стереоскопически - то есть очень четко определяет форму, размеры и особенности предмета. И такое видение дается лишь избранным. Отсюда феноменальная точность изображенных Лактионовым предметов.

Рождение сюжета

Перейдем к самой известной работе мастера - "Письму с фронта". В начале 1944 года, после эвакуации, Лактионов с семьей и перебрался в подмосковный городок Загорск. Вскоре он заключил договор на написание картины, отсылающей нас к сюжету жизни в тылу во время Великой Отечественной войны. Даже историю придумал - люди с фронта ждут письмо, получают, радуются, читают. Несколько раз он начинал писать этот сюжет, но все не складывалось. И мастер был недоволен.

И вот однажды, выйдя на улицу, он увидел солдата, который, ковыляя, опираясь на палку, шел по улице Загорска. По всему было видно, что местность ему не знакома и пришел он сюда по какому-то поручению. Солдат, завидев Лактионова, остановился, достал бумажку с адресом, и спросил, как найти такой-то дом.

Художник предложил его провести. Пока шли, завязался разговор - о жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт семье своего друга хорошее письмо.

Лактионов довёл чужака до ворот и увидел, как тот вошёл в дом, как сбежались родные его друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже слово.

В голове художника наконец-то родилась та самая картина. Однако, теперь ее нужно было написать. Поскольку Александр Иванович был человеком основательным, на работу над полотном ушло два года. Писал он не по памяти, а нашел людей, которые выступили моделями. У солдата, доставившего письмо, появилось лицо художника Владимира Нифонтова, друга Лактионова. Он тоже прошел войну, был десантником, и когда надевал форму, имел такой бравый вид, что грех было его не нарисовать. Правда, перебинтованная рука и палка, на которую опирается герой "Письма с фронта" - это уже художественный вымысел.

Женщина, которая держит конверт - родная тетка Лактионова, Евдокия Никифоровна. Есть на картине и дети художника. Сын Серёжа - он стал мальчиком, который читает письмо (тогда ему было семь лет), и дочка Света - девочка, которая стоит, держась за дверь и внимательно слушает брата. Самый солнечный персонаж картины - девушка с красной повязкой - соседка Лактионовых. Она с удовольствием позировала и эта ее радость передается зрителю.

Впрочем, счастья в картине хоть отбавляй. Здесь много солнца, много тепла, и, глядя на эту работу, понимаешь, что даже в самые трудные времена иногда случаются незабываемые минуты.

Вопреки ожиданиям, судьбу картины трудно назвать легкой. В 1948 году работу Лактионова привезли в Третьяковскую галерею. Поскольку работ привозили много, а на выставку должны были попасть лучшие, картины проходили жесткий отбор. Учитывалось всё: от мастерства художника, до идеологической составляющей. Споры по поводу "Письма с фронта" были - уж очень неординарный Лактионов нашел подход к теме, но тем не менее, полотно пропустили.

Однако, за несколько часов до открытия залов, в Третьяковку пожаловала комиссия из представителей власти. Они должны были ещё раз оценить политический и идеологический компонент. Смотрели работу за работой, пропускали, а вот у "Письма с фронта" остановились. И полетели вопросы: "Что это за безобразие? Почему советская семья выглядит так неприглядно? Что там за облупленные стены? Что за щели в полу? Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?"

Вопросы сыпались, как из рога изобилия. Сотрудники музея под таким углом на "Письмо с фронта" не смотрели, поэтому ответить им было нечего. Но работа все-таки была мастерски выполненной, и руководители Третьяковки еле уговорили чиновников повесить полотно в самый дальний угол, так, чтобы особенно в глаза не бросалась.

И повесили. В крохотный зал, в самое невыгодное место - между дверью и окном. А вскоре заметили, что на островке у "Письма с фронта" стали собираться посетители выставки - иногда людей было так много, что невозможно пройти. Они смотрели на картину, рассматривали детали, иногда плакали. Война закончилась всего три года назад. У многих были свежи воспоминания, многие так и не дождались своего письма с фронта, поэтому грустили о личном и радовались за героев картины. Поскольку в работе возник такой активный интерес, экскурсоводам пришлось включиться - что-то рассказывать и о работе, и о Лактионове.

Народное голосование победило чиновничий запрет. Сам же художник, увидев, какое место отвели его выстраданному полотну, очень обиделся. Но будучи натурой сильной, и оценив интерес посетителей, решил бороться за судьбу картины. Попросил у музейных сотрудников книгу отзывов. А там - большая часть благодарностей в адрес "Письма с фронта". Тогда он решил отправить копии этих отзывов на самый верх, во все кабинеты, которые возможно, чтобы хоть где-нибудь отозвалось.

Советский художник Александр Иванович Лактионов известен правдоподобностью своих картин, он не изучал технику старых мастеров, он имел собственный взгляд на живопись и следовал, в первую очередь, призыву Бродского быть ближе к натуре.

Когда гремела Великая Отечественная война, художник не принимал участия в боях. Его творческая натура изнемогала от невозможности изобразить главные сражения, показать настоящих героев. Но он нашел выход: решил написать полотно, на котором был бы показан один из моментов мирной жизни на войне/ Такие минуты очень ценили бойцы. К этому его подвело знакомство с солдатом, который нёс весть от своего сослуживца его семье. Такие минуты становились огромным событием для каждой советской семьи тех годов - ведь так они узнавали, что их близкий любимый человек жив. Люди тыла существовали, надеясь, что это страшное время скоро пройдет и не повторится более.

Полотно создавалось два года: с 1945 по 1947. Художнику позировал его близкий друг, тоже живописец, которому довелось побывать на войне, рядом с ним были его родственники и соседка.

Сюжет полотна довольно прост: боец получил ранение в одном и сражений и попал в госпиталь, после выписки он понес письмо от фронтового товарища его семье. Солдат был встречен радостно, письмо решено было прочитать вслух. Даже соседка пришла в квартиру, чтобы узнать вести. Солдат решил остаться тоже. Они все уселись в проеме двери. Старушка, которая надела очки и собралась читать, вероятно, мать бойца, сидящие рядом девчонка и мальчишка - его дети.

Мать солдата первая узнала весточку и передала его мальчонке, чтобы тот прочитал его всем собравшимся вслух. Он гордится заданием, чувствует себя взрослым и стремится показать всем, что уже научился неплохо читать. Чтоб было комфортно, чтеца расположили на высоком стуле, рядом стоят остальные. Все смотрят в его сторону. В положении сестры виднеется некая зависть к брату. Она бы тоже хотела быть в центре. Соседка с улыбкой, но сочувственно смотрит на девочку. Эта женщина носит красного цвета повязку на предплечье, какую давали дружинникам, следившим за полетами врага. Скорее всего она только вернулась домой, а, быть может, только уходит на дежурство. У бойца перевязана правая рука и проблемы с ногой, он оперся на палку, облокотился на косяк, курит и с интересом слушает мальчугана.

Понятно, что письмо добралось до семьи с задержкой, ведь тот, кто его доставлял, сначала побывал в госпитале, а потом еще ехал к адресатам. Но в позах слушающих чувствуется некое облегчение: раз есть письмо, значит тот, кто его писал жив и здоров. Вокруг создалась очень теплая, дружественная атмосфера.

Общее настроение картины подчеркивается ярким светом солнца, которое наполняет все полотно. Особенно ярко освещает оно лицо сына, заостряя внимания на том, что сейчас он здесь самый главный. Совсем недавно он стал пионером, теперь на шее у него аккуратно повязан красный галстук. Мальчик очень гордится своим положением и не снимает галстук, придя домой, демонстрируя его всем. У дочки красивые косы, которые смогли не отстричь в страшные голодные годы. Бабушка одета в тёмного цвета юбку и светлую блузу. На ногах у нее домашние тапки, которые она от волнения позабыла поменять на другую обувь. О подвигах солдата говорит множество наград на его груди.

Семья живет в стареньком доме. Война не дает возможности сделать хотя бы небольшой ремонт. Сейчас у жителей другие желания.

На втором плане полотна виднеется небольшой солнечный двор. Дома в нем старенькие, маленькие, с печным отоплением. По двору ходит какой-то солдат. Наверное, он в отпуске. Это напоминание, что время на картине военное.

На заднем плане изображено светлое небо с белыми облаками. Только что пролетел самолет, оставивший след. Пилот выполнял мертвую петлю. Наверняка, неподалеку находится летная часть или училище, которое готовит будущих бойцов неба.

На данном полотне художнику удалось остановить прекрасное мгновение общего семейного счастья. Где-то далеко гремит война, рушатся города, умирают люди, но в данный момент это как будто забылось и люди полны счастья и радости. Смотря на картину, зритель начинает верить, что страшная война больше не повторится, и еще больше ценить своих близких, наслаждаться возможностью быть рядом с ними.

Великой Отечественной войне посвящено огромное количество литературных и музыкальных произведений, а также картин. Что касается последних, то одной из наиболее известных работ является «Письмо с фронта», автором которой стал советский художник А. Лактионов. «Письмо с фронта» - картина была написана в 1947 году, как раз через несколько лет после окончания войны.

История

Работа «Письмо с фронта» имеет свою историю создания. Идея сюжета появилась еще за 2 года до написания картины. В 1944 году Лактионов и его семья возвратились из Самарканда (там они пребывали в эвакуации) в Подмосковье. Через год после возвращения художник утвердил тематику своей первой последипломной картины, которая должна была называться «Встреча».

Картина «Письмо с фронта»

В первые годы после войны выбор тематики для создания произведений искусства не вызывал каких-либо затруднений, поскольку актуальной на то время для всех без исключения граждан СССР была тема Великой Отечественной войны. Сложно было отыскать человека, у которого не было бы ни близких, ни друзей, ни просто хороших знакомых, не участвовавших в боевых действиях. Однажды в 1945 году А. Лактионов на одной из улиц подмосковного Загорска повстречал на улице молодого фронтовика, который из-за полученных на войне ранений шел, опираясь на трость, и имел перевязанную руку. Солдат находился в поисках необходимого ему адреса для того, чтобы передать письмо, и художник оказал ему помощь. Диалог с фронтовиком оставил неизгладимые впечатления у Лактионова, поэтому тематика его будущей картины была сразу определена - художник пожелал изобразить долгожданное получение весточки с фронта.

Описание

Выбор позирующих художнику людей занял немало времени, так как сам Лактионов хотел изобразить на полотне реального человека, который побывал на фронте. Образ фронтовика, принесшего письмо семье, ожидающей весточки от своего солдата, был написан с В. Нифонтова. Этот мужчина действительно был участником боевых действий (десантник). Семьей, получающей долгожданное письмо, стали жена и дети самого Лактионова.

Работа над картиной заняла у художника 2 года, а точнее, 2 лета. Лактионов стремился изобразить все солнечное тепло и краски лета, поэтому непосредственным изображением задуманного сюжета занимался в летнюю пору.

Эта картина нашла отклик в душах миллионов граждан СССР. Все дело в том, что художнику максимально реалистично удалось передать всю ту радость, связанную с получением долгожданной весточки с фронта от близкого человека. Также акцент был сделан на теплоте взаимоотношений советских людей, которых сплотил пережитый ужас войны, забравшей десятки миллионов жизней. Картина также впечатляет своей реалистичностью и четким изображением деталей.

В 1948 году А. Лактионов получил за свою работу «Письмо с фронта» Государственную премию первой степени им. Й. Сталина. Однако наиболее ценной наградой за труд для художника стал восторг граждан СССР, которые увидели эту картину. «Письмо с фронта» воспроизводилась в печатном виде - работу изображали на страницах советских учебников, в календарях и журналах. В 1973 году репродукция работы была изображена на почтовых марках серии «История советской живописи».

Картина Лактионова «Письмо с фронта» завоевала симпатии зрителей сразу же, как только увидела свет в 1947 году. На ней изображено то, что было так близко и дорого каждому русскому человеку, - ожидание победы, надежда на скорое возвращение любимых людей с фронта.
Герои картины собрались на пороге дома ради радостного события: услышать весточку с фронта – письмо, которое читает мальчик. Его окружили со всех сторон и слушают очень внимательно. На лицах всех героев картины радостная улыбка – наверное, в письме описываются успехи наших войск и подтверждаются всеобщие надежды на скорое окончание войны.
Художник показывает, что все – от мала до велика – живут одной мыслью – о скорейшей победе над фашистами. Мальчик, герой-фронтовик, девочка, молодая и пожилая женщины радуются письму совершенно одинаково. Вторит им и солнце, которое освещает фигуры и улыбки героев, как бы подтверждая их надежды. Сочувствуем и сопереживаем этим людям и мы, зрители. Кажется, будто мы находимся в этой группе, окружающей мальчика, и вместе со всеми слушаем его.
Композиция картины состоит из трех планов. На переднем плане изображена группа людей, внимание каждого из них обращено к мальчику, сидящему на стуле. Солнечный свет освещает этого героя, приковывая к нему внимание. Другие герои, в меньшей степени, но также освещены.
Второй план картины – это двор, по которому движется какой-то человек. Солнечный свет, «направленный» на картину с дальнего плана, образует светлую дорожку, которая освещает этого человека и героев картины на первом плане.
Совсем вдалеке мы видим небо и дома, образующие двор. Думаю, такой городской пейзаж с двухэтажными старыми бараками, рассохшимся деревянным полом, ветхим крыльцом можно было встретить в любом городке того времени.
Кроме этих деталей, художник мастерски подчеркнул и другие, передавая дух военного времени. Это, конечно, раненный фронтовик с перевязанной рукой и тростью. На груди у него мы видим много наград, он курит и внимательно слушает мальчика. Это и красная повязка на рукаве у молодой женщины, говорящая о том, что она член военной дружины. Это и характерная стрижка мальчика, и одежда девочки и пожилой женщины.
Кажется, будто все герои картины – члены одной большой семьи. Глядя на их лица, мы понимаем, что они близки друг другу, искренне радуются и сопереживают каждому из их небольшой группы. Что же объединяет этих людей? Художник показал удивительное единение советских людей, открытых, добрых, искренних, человечных. Конечно, они одна семья, ведь они соседи, наверное, всю жизнь знают друг друга. Кроме того, все они сблизились из-за страшной войны, что бушует на фронтах Родины. Все они в это суровое и тяжелое время мечтают об одном – о победе, о встрече с любимыми и родными людьми. Именно поэтому письмо с фронта становится для них символом, добрым знаком, позволяющим вместе порадоваться, еще больше почувствовать близость других людей, набраться сил, чтобы дождаться великого 9 мая 1945 года.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник